• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

В поисках равновесия

Артем Коваль

24.08.2014 220 0 1

Руководителю об управленческом балансе предприятия


Предприятия, которые собираются работать долго и успешно, заботятся о правильном построении системы управленческого учета и отчетности. Руководителю это позволяет оперативно отслеживать финансово-экономическое состояние предприятия и принимать эффективные управленческие решения, а собственнику — держать руку на пульсе и понимать общее состояние дел


Артем Коваль,
финансовый директор ООО «Цветные металлы»

Современная система управленческого учета и отчетности позволяет руководителям предприятия разных уровней своевременно получать достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, на основе которой должны приниматься управленческие решения. В рамках такой системы можно построить великое множество самых различных отчетов. Однако главными из них являются:

1) баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о движении денежных средств.

Данные отчеты составляются периодически в течение всего года и позволяют оценить работу предприятия, например, за месяц, квартал, полугодие или год.

Управленческий баланс — это основной документ системы управленческой отчетности. В нем отражается экономическое состояние предприятия на определенную дату. Говорить о правильности управленческой отчетности можно только в том случае, если баланс составляется на предприятии регулярно. Безусловно, в нем могут быть допущены ошибки. Но если баланса нет вообще, то и говорить не о чем.

При утверждении формы управленческого баланса нужно четко определить его разделы, а также конкретные строки для определенных счетов.

1 из 1

Источники и направления

Почему баланс так важен? Потому что именно в нем отражены все источники поступления средств и все направления их расходования.

Поясняю для тех, кто не является бухгалтером. Дело в том, что средства на предприятии не появляются из ниоткуда. Всегда есть какой-то источник их поступления. Причем, прошу заметить, банковский счет и касса — это не источник денежных средств, там они тоже откуда-то появились. Банковский счет и кассу можно сравнить с тумбочкой, из которой вы достаете деньги, когда идете в магазин покупать продукты.

Источниками же денежных средств предприятия являются:

  • вклады учредителей;
  • прибыль от текущей деятельности;
  • займы в банках и других кредитных учреждениях;
  • кредиторские задолженности перед всеми видами контрагентов за поставленные товарно-материальные ценности или услуги.

1 из 1

В пассиве баланса отражаются все источники денежных средств, а в активе — направления их использования (состав и стоимость всего имущества предприятия на определенную дату).

Привлеченные (любыми вышеперечисленными способами) средства предприятия могут быть отражены в активе баланса в виде:

  • основных средств;
  • инвестиций в другие виды деятельности;
  • капитального строительства;
  • ТМЦ на складе;
  • дебиторской задолженности контрагентов всех видов по поставленным ТМЦ или предоставленным услугам;
  • денежных средств на банковских счетах или в кассе.

В активе баланса предприятия можно отразить только то, что было привлечено на предприятие и отражено в пассиве баланса. Поэтому итоговая сумма актива баланса всегда должна быть равна итоговой сумме пассива баланса. Тогда говорят о том, что баланс сошелся. В противном же случае у вас будет не баланс, а табличка с какими-то цифрами, которые, по вашему мнению, примерно отражают ситуацию на предприятии. Как правило, в этом случае вы ошибаетесь.

Бухгалтерский принцип

Что же нужно делать, чтобы баланс сошелся? Одну простую вещь — вести учет с использованием бухгалтерского принципа двойной записи. Согласно этому принципу все без исключения хозяйственные операции на вашем предприятии записываются на двух бухгалтерских счетах — на дебете и кредите.

Например, на склад предприятия поступило 4 м3 доски от поставщика на общую сумму 1 000 грн. На счете «Склад» вы должны указать приход 4 м3 доски по цене 1 000 грн. При этом на счете «Поставщик» следует увеличить кредиторскую задолженность на 1 000 грн. И таким образом отражаются все хозяйственные операции. Все, больше ничего не нужно!

В конце финансового периода (наиболее оптимальный период — месяц) ваш бухгалтер составляет оборотно-сальдовую ведомость (этот документ является стержневым для системы управленческого учета за отчетный период), на основе которой он сможет потом заполнить баланс.

Мы сейчас не обсуждаем инструменты, с помощью которых бухгалтер ведет учет (это можно делать как вручную, так и на компьютере с помощью бухгалтерских программ). В данном случае это второстепенный вопрос. Главное, чтобы использовался бухгалтерский принцип двойной записи.

Нельзя создать управленческий баланс, отражающий реальное положение дел на предприятии, без создания управленческой бухгалтерской базы. По сути, управленческий баланс, как и баланс, который сдается в государственные службы, это всего лишь цифры остатков (сальдо) по счетам из оборотно-сальдовой ведомости, разнесенные в определенном порядке в утвержденную форму.

1 из 1

Это не означает, что составление управленческого баланса — это бездумная, чисто механическая работа. Ведь перед тем, как составить отчет, бухгалтерия проделывает колоссальную работу. Заполняет множество первичных документов (накладных, выписок банка, кассовых ордеров, актов сверок и т. д.), вносит их в управленческую базу, причем не формально, а с пониманием экономического смысла каждой операции. Это особенно актуально в условиях нашей страны. Ввиду сильной налоговой нагрузки предприятия вынуждены искать способы налоговой оптимизации, в результате формальный и реальный смысл проводимых операций часто могут кардинально отличаться.

По окончании отчетного периода бухгалтер проводит сверки с контрагентами (по крайней мере ключевыми), списывает расходы и доходы на финансовый результат (закрывает период), и только после этого можно распечатывать оборотно-сальдовую ведомость для заполнения формы управленческого баланса.

Как видим, работа бухгалтера по созданию управленческого баланса ничем не отличается от работы по созданию баланса, который сдают в различные проверяющие органы. Разница только в экономическом смысле финансово-хозяйственных операций, которые отражаются в учетной базе.

Функции управленческого баланса

Баланс выполняет три функции:

  • проверочную;
  • информационную;
  • аналитическую.

Проверочная функция.

Если ваш баланс сошелся (актив баланса равен пассиву), это означает, что все операции внесены верно. То есть в нем нет ни арифметических ошибок, ни ошибок по невнимательности (например, товар клиенту отгружен, но его задолженность не увеличена).

Сведенный баланс гарантирует отсутствие ошибок при внесении информации. Однако правильность вносимой информации баланс гарантировать не может. То есть, если вводится неверная информация (например, по документам отгрузили 1 000 кг продукции, а на самом деле 1 010 кг), то при сведении баланса по окончании отчетного периода вы эту ошибку не увидите. Она всплывет при инвентаризации склада (конечно, покупатель тоже может сказать, что поступило товара больше, чем по документам, но так бывает нечасто). Но это уже будет считаться недосмотром работников склада, за который они и будут возмещать потери, а не ошибкой учета.

2. Информационная функция.

Как мы уже говорили выше, в сведенном балансе содержится информация обо всем имуществе вашего предприятия, а также обо всех его долгах. Форм баланса может быть великое множество, однако по сути они будут одинаковы, ибо придумать что-то новаторское в данном случае просто невозможно.

Поэтому опишу две формы:

  • необоротные средства;
  • оборотные средства;
  • собственный капитал;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

Разделы расположены по мере увеличения ликвидности сверху вниз.

Строки с трехзначной нумерацией являются расшифровками вышестоящей строки.

Несколько слов о строке 1.3 «Финансовый результат с начала года» в пассиве. Цифра в этой строке является накопительной и рассчитывается путем суммирования данных этой строки из прошлого месяца с прибылью за отчетный месяц (строка 1.3.1).

Нижняя красная строка — проверочная. Если в ней появляется хоть какая-то цифра, это означает, что актив не равен пассиву.

1 из 1


Баланс в динамике (таблица 2). Собственно говоря, это те же разделы, что и в предыдущей форме (а по-другому и быть не может!), только в другом виде. К плюсам данной формы относится наглядность динамических изменений в течение года. К минусам — меньшая наглядность общей структуры баланса и соотношения актива и пассива.

Так что при утверждении форм вполне можно обойтись только вторым вариантом формы. Если вы все-таки решите воспользоваться первым вариантом, то для демонстрации динамики вам все равно придется делать и второй вариант. То есть без первого варианта отчетность делать можно, а без второго нет.

1 из 1

1. Аналитическая функция.

Только благодаря балансу можно использовать весь арсенал аналитических инструментов экономистов. Как правило, используются два способа анализа:

  • анализ динамики изменения статей;
  • анализ финансовых показателей.

При анализе динамики изменения статей баланса берется отдельно взятая строка и изучается ее изменение в течение рассматриваемого периода (квартал, полугодие, год и т. д.). Можно и нужно проводить комплексный анализ, используя не только баланс, но и отчет о прибылях и убытках. Например, анализ динамики изменения дебиторской задолженности и объема реализации продукции.

Анализ финансовых показателей проводится на основе управленческого баланса и управленческого отчета о прибылях и убытках. Благодаря ему можно получить много важных финансовых показателей. Какие из них использовать — решает руководитель предприятия исходя из целей и задач, которые он считает наиболее актуальными.

1 из 1

Резюме

1. Не доверяйте составление управленческого баланса экономистам и аудиторам. У них нет бухгалтерского понимания ситуации, они мыслят другими категориями. Если у экономиста или аудитора баланс не сходится на 20–30 грн, он может пренебречь этим расхождением. Особенно если общая валюта баланса составляет несколько миллионов. Бухгалтер же не смирится ни с каким расхождением, ибо понимает, что только абсолютно равные итоги актива и пассива обеспечивают верность отчета.

2. При утверждении формы управленческого баланса нужно четко прописать, какие счета записываются в ту или иную строку. Тогда можно будет легко заполнять формы управленческого баланса. Эту работу сможет выполнять даже работник, не обладающий специальными бухгалтерскими знаниями.

3. Правильно составить управленческий баланс можно только на основе оборотно-сальдовой ведомости. Если у вашего бухгалтера нет такого документа в управленческом учете, то он не может составить корректный управленческий баланс.

4. Ведение управленческого учета — это не просто отражение сданных в бухгалтерию документов. Внося данные в учет, бухгалтер должен понимать экономическую суть хозяйственной операции. В противном случае управленческий баланс не будет отражать фактическое финансово-экономическое состояние предприятия.


Дата подготовки
10.04.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

В поисках равновесия