• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Увольняя директора или главного бухгалтера, помните об особых требованиях законодательства

Елена Кантерман

12.06.2015 6026 0 0

Чем ценна эта статья: вы узнаете в каком порядке и в какие сроки нужно уведомить госрегистратора, налоговый орган, обслуживающий банк об увольнении с работы директора или главного бухгалтера и какие еще действия следует осуществить работодателю.

От чего поможет защититься: выполнив предписания законодательства, предприятие сможет избежать применения к нему штрафных санкций и других негативных последствий.

Общие положения

Директор и главный бухгалтер предприятия – работники с особым статусом. Ведь они не только являются первыми лицами предприятия, но и выполняют функции по организации и ведению учета и составлению отчетности на предприятии, данные о них есть в государственных реестрах. Именно поэтому, когда наступает момент «расставания» предприятия с этими работниками, помимо стандартных процедур оформления увольнения (таких как составление приказа об увольнении и внесение записи в трудовую книжку) необходимо выполнить ряд других требований законодательства. Это позволит предприятию избежать негативных последствий (в т. ч. финансовых потерь в виде штрафных санкций).

Напомним, что процедура увольнения любого работника (в т. ч. директора и главного бухгалтера) предполагает выполнение нескольких обязательных действий. В частности, необходимо:

  • издать приказ об увольнении с указанием в нем оснований для увольнения и со ссылкой на соответствующую норму КЗоТа;
  • ознакомить с приказом работника под подпись;
  • внести запись об увольнении в трудовую книжку работника на основании изданного приказа;
  • произвести полный расчет с работником в день его увольнения и выдать ему трудовую книжку.

Сегодня мы не будем детально останавливаться на порядке оформления этих действий. Цель этой консультации в другом: мы расскажем, какие государственные органы и в каком порядке надо уведомить в случае смены директора или главного бухгалтера предприятия и что еще важно сделать при увольнении этих работников.

Особенности увольнения директора

При увольнении директора – помимо стандартных действий – нужно выполнить также следующие шаги.

Шаг 1. Заглянуть в учредительные документы предприятия

Именно в учредительных документах предприятия может быть предусмотрена особая процедура принятия решения об увольнении директора. Чаще всего назначение и увольнение руководителя, который вправе по уставу представлять интересы предприятия без доверенности, относится к компетенции высшего органа юрлица. Например, в уставе частного предприятия может быть указано, что директора принимает на работу и увольняет собственник. Тогда для увольнения директора сначала нужно оформить соответствующее решение собственника.

В некоторых случаях решение относительно назначения и увольнения руководителя отнесено к компетенции высшего органа предприятия по закону. Например, для ООО такое требование установлено ст. 41, 59 Закона от 19.09.91 г. № 1576-XII. Поэтому для увольнения директора в ООО необходимо провести собрание участников, на котором принять решение об увольнении, оформить его протоколом и только потом на основании этого решения – оформлять увольнение.

Обратите внимание: сегодня в КЗоТе есть специальная статья для увольнения в таких случаях – п. 5 ст. 41 КЗоТ – прекращение полномочий должностных лиц.

Возможные последствия: неправильно оформленное увольнение может стать причиной трудового спора, что грозит предприятию финансовыми потерями (например, такими как взыскание среднего заработка с предприятия за все время вынужденного прогула работника или возмещение причиненного работнику морального вреда).

Шаг 2. Уведомить госрегистратора о смене руководителя

Сведения о руководителе предприятия содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (далее – ЕГР) (ст. 17 Закона № 755). Поэтому об увольнении руководителя необходимо уведомить госрегистратора.

Для этого, согласно требованиям ст. 19 Закона № 755, госрегистратору необходимо подать:

  • заполненную регистрационную карточку формы 4 (утверждена приказом Минюста от 14.10.11 г. № 3178/5);
  • оригинал (ксерокопию, нотариально заверенную копию) решения уполномоченного органа управления юрлица о смене директора (например, для ООО – протокол собрания участников ООО) и/или оригинал (ксерокопию, нотариально заверенную копию) распорядительного документа о назначении (увольнении) директора (например, приказ об увольнении).

Обратите внимание: Закон № 755 не указывает, в какой срок следует уведомить госрегистратора о смене директора предприятия. Вместе с тем налоговое законодательство требует в таких случаях уведомлять налоговый орган в течение 10 дней (подробнее см. об этом ниже).

Возможные последствия: каких-либо штрафных санкций законодательством не предусмотрено, тем более что и сроки для уведомления госрегистратора не указаны. Однако, не внеся в ЕГР сведения о смене директора, вы можете столкнуться с другой проблемой: касательно полномочий на подписание от имени предприятия сделок, а также представления интересов предприятия перед третьими лицами. Ведь сведения в ЕГР общедоступны, и любой ваш контрагент может их получить. А тот факт, что в ЕГР не внесены изменения, может стать причиной отказа от подписания контрагентом важного для вас договора.

Шаг 3. Сообщить о смене руководителя в налоговый орган

Когда на предприятии меняются лица, ответственные за ведение бухгалтерского и/или налогового учета (а к ним, в частности, относится и директор), предприятию необходимо в 10-дневный срок (с момента увольнения таких лиц) уведомить об этом налоговый орган (п. 66.4 Налогового кодекса, далее – НК).

Уведомлять налоговый орган нужно по утвержденной форме 1-ОПП с пометкой «Зміни», как это предусмотрено п. 9.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588 (далее – Порядок № 1588). Кроме того, следует заменить в налоговом органе справку формы № 4-ОПП. Для этого необходимо принести старую справку и подать заявление с просьбой заменить ее в связи со сменой руководителя предприятия (п. 9.4 Порядка № 1588).

Возможные последствия: за неуведомление налогового органа о смене руководителя предусмотрен штраф п. 117.1 НК в размере 510 грн. (за неустранение нарушения либо повторное в течение года нарушение штраф составит 1 020 грн.).

Шаг 4. Переоформить электронную цифровую подпись

Как правило, директор предприятия является лицом, уполномоченным на подписание налоговой и другой обязательной отчетности предприятия. Когда отчетность подается в электронной форме, такая отчетность заверяется электронной цифровой подписью (ЭЦП) этого руководителя – в соответствии с требованиями Закона от 22.05.03 г. № 852-IV «Об электронной цифровой подписи», а также Инструкции, утвержденной приказом ГНАУ от 10.04.08 г. № 233 (разд. II) (далее – Инструкция № 233). Поэтому при увольнении директора необходимо:

  • отменить выданный на это должностное лицо усиленный сертификат открытого ключа и при необходимости (при принятии на работу нового директора) получить новый ключ. Для этого нужно обратиться в сервисный центр, с которым у предприятия заключен договор;
  • перезаключить с налоговым органом договор на признание электронных документов (примерный договор приведен в приложении 1 к Инструкции № 233; см. также разъяснение Миндоходов по этому вопросу в письме б/н от 31.03.14 г. «Перезаключение договора о признании электронных документов»).

Возможные последствия: заверение налоговой отчетности ЭЦП сотрудника, который уже не работает на предприятии, может быть расценено как подача декларации с искаженными данными. Либо же такая декларация вообще может быть не принята, поскольку не содержит обязательного реквизита (подписи уполномоченного лица). Ну а неподача декларации грозит штрафом на основании ст. 120 НК (в размере 170 грн., при повторном нарушении – в размере 1 020 грн. за каждый случай нарушения).

Шаг 5. Переоформить в обслуживающих банках карточку с образцами подписей уполномоченных лиц

Порядок этих действий регламентируется Инструкцией, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492. Необходимо оформить новую карточку с образцами подписей уполномоченных лиц и оттиском печати по установленной форме (приложение 2 к данной Инструкции) и представить карточку в обслуживающий банк.

Особенности увольнения главного бухгалтера

При увольнении главного бухгалтера следует выполнить действия под номерами 3–5 из предыдущего раздела этой консультации, то есть уведомить налоговый орган о смене главного бухгалтера, переоформить ЭЦП и карточку с образцами подписей в обслуживающем банке (в том же порядке и в те же сроки).

Кроме того, важно задокументировать передачу дел и документов от увольняющегося главного бухгалтера его «наследнику» (т. е. новому главному бухгалтеру либо же работнику, который будет временно исполнять обязанности главного бухгалтера). Обычно на практике в такой ситуации действуют следующим образом.

1. Руководитель предприятия издает приказ о передаче дел. В таком приказе следует указать:

  • дату передачи;
  • Ф. И. О передающей и принимающей сторон. Если новый главный бухгалтер еще не принят на работу, то в этом же приказе может быть назначено лицо, ответственное за прием дел и документов. Кстати, таким лицом может быть и учредитель;
  • членов комиссии – если будет принято решение передавать дела в присутствии комиссии.

2. При необходимости проводится внеплановая инвентаризация в связи со сменой главного бухгалтера. Отметим, что Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879, не требует проводить инвентаризацию в этом случае. Но все-таки провести ее желательно, принимая во внимание степень ответственности главного бухгалтера.

3. Передаются дела и документы. При этом обычно составляют акт приемки-передачи документов (в произвольной форме). В таком акте должны быть:

  • дата его составления;
  • подробный перечень всех передаваемых документов;
  • подписи принимающей и передающей стоны, а также подписи членов комиссии (при наличии).

Оформить такой акт необходимо – это важно не только для предприятия, но и для увольняющегося главного бухгалтера. Ведь именно акт сможет подтвердить наличие или отсутствие того или иного документа. А это, в свою очередь, может быть причиной привлечения или непривлечения к ответственности должностных лиц предприятия.

ВЫВОДЫ

Оформляя увольнение директора или главного бухгалтера, не забудьте помимо стандартных действий (издание приказа об увольнении, внесение записи в трудовую книжку работника и полного расчета с ним):

  • уведомить об увольнении госрегистратора и налоговую службу;
  • поменять электронную цифровую подпись и карточку с образцами подписей в банке;
  • оформить актом передачу дел.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить