• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Уточнены правила обслуживания средств бюджета развития и собственных поступлений в учреждениях банков

Наталия Сушко

31.01.2016 170 0 0

Постановлением КМУ от 16.12.15 г. № 1049 (далее – Постановление № 1049) внесены изменения в Порядок обслуживания средств местных бюджетов в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков государственного сектора, утвержденный постановлением КМУ от 14.05.15 г. № 378 (далее – Порядок № 378).

В частности, конкретизирован срок принятия решения местного совета об обслуживании средств бюджета развития и собственных поступлений распорядителей средств в банках. Так, отныне решение местного совета будет приниматься до 25 декабря года, предшествующего плановому (пп. 1 п. 2 Постановления № 1049), а не до начала бюджетного периода, как предусматривалось предыдущей редакцией Порядка. Следует напомнить, что решение местного совета относительно обслуживания соответствующих средств в банках принимается во время утверждения местного бюджета, а договор на обслуживание банком средств заключается при условии принятия такого решения.

Отныне местные финансовые органы и органы Казначейства не будут обеспечивать проведения процедур и осуществления полномочий, определенных Законом от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» во время обслуживания средств в банках, поскольку соответствующая норма исключена из п. 5 Порядка № 378. Такие полномочия будут осуществлять исключительно распорядители (получатели) бюджетных средств и банки (пп. 2 п. 2 Постановления № 1049).

Изложены в новой редакции (в соответствии с пп. 3 п. 2 Постановления № 1049) п. 6 и 7 Порядка № 378, которыми определен порядок открытия текущих счетов в банке. В частности, в п. 6 конкретизировано, какие местные финансовые органы и/или распорядители (получатели) бюджетных средств могут открывать в банках текущие счета для зачисления средств и осуществления расходов, а именно:

  • местные финансовые органы – открывают банковский счет для осуществления распределения зачисленных в соответствии с п. 14 Порядка средств бюджета развития между главными распорядителями бюджетных средств;
  • главные распорядители бюджетных средств – открывают банковские счета для распределения средств бюджета развития между распорядителями бюджетных средств нижестоящего уровня и получателями бюджетных средств в соответствии с классификацией финансирования, временной классификацией расходов и кредитования местных бюджетов;
  • распорядители бюджетных средств – открывают банковские счета для зачисления поступлений и осуществления расходов по средствам бюджета развития и собственным поступлениям в соответствии с классификацией финансирования, временной классификацией расходов и кредитования местных бюджетов;
  • получатели бюджетных средств – открывают банковские счета для зачисления поступлений и осуществления расходов по средствам бюджета развития в соответствии с временной классификацией расходов и кредитования местных бюджетов.

Кроме того, определен источник осуществления оплаты услуг по обслуживанию средств (собственных поступлений и бюджета развития) в банках. Так, расходы на оплату услуг по обслуживанию:

  • собственных поступлений бюджетных учреждений в банках – осуществляются распорядителями бюджетных средств с соответствующего банковского счета;
  • средств бюджета развития – осуществляются местными финансовыми органами и распорядителями бюджетных средств за счет средств общего фонда соответствующего местного бюджета согласно решению о местном бюджете (п. 6 Порядка № 378).

Ранее в Порядке № 378 об источнике оплаты услуг банка за обслуживание средств бюджета развития и собственных поступлений речь не шла. Пользуясь случаем, обращаем внимание, что обслуживание местных бюджетов органами Казначейства в соответствии с законодательством осуществляется на бесплатной основе.

В случае внесения изменений в законодательство, согласно которым изменяется перечень собственных поступлений бюджетных учреждений или порядок их зачисления/использования, распорядители (получатели) бюджетных средств открывают/закрывают банковские счета согласно внесенным изменениям (п. 7 Порядка № 378).

Также Порядок № 378 дополнен новой нормой (п. 131), которая определяет механизм погашения кредиторской задолженности. Так, погашение кредиторской задолженности, возникшей при исполнении специального фонда сметы за счет средств бюджета развития и/или собственных поступлений бюджетных учреждений в части средств, которые обслуживаются на банковских счетах, осуществляется исключительно с указанных счетов. Погашение такой кредиторской задолженности со счетов распорядителей бюджетных средств, открытых в органах Казначейства, возможно лишь после закрытия банковских счетов (пп. 4 п. 2 Постановления № 1049).

Также уточнен порядок перевода на банковские счета средств бюджета развития (п. 14 Порядка № 378) и возврата таких средств (п. 16 Порядка № 378). В частности, поступления бюджета развития, зачисленные на счета, открытые в органах Казначейства в соответствии с классификацией доходов и финансирования бюджета для зачисления поступлений в бюджет развития, переводятся на банковский счет местного финансового органа на следующий рабочий день на основании платежного поручения, поданного органам Казначейства соответствующим местным финансовым органом.

Возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных на счета по учету поступлений в бюджет развития, открытые в органах Казначейства, осуществляется в порядке, установленном Минфином. На сегодняшний день процедура возврата ошибочно или излишне зачисленных средств определена Порядком возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденным приказом Минфина от 03.09.13 г. № 787.

Конкретизирован также порядок перевода собственных поступлений распорядителей средств со счетов, открытых в органах Казначейства, на счета в банке и механизм возврата собственных поступлений бюджетных учреждений. С этой целью Порядок № 378 дополнен новым п. 191, согласно которому собственные поступления бюджетных учреждений, поступившие на соответствующие счета, открытые в органах Казначейства в соответствии с классификацией собственных поступлений, как и средства бюджета развития, переводятся органами Казначейства на банковские счета распорядителей средств на следующий рабочий день на основании платежного поручения, поданного ими органам Казначейства.

Возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных на банковские счета по учету собственных поступлений бюджетных учреждений, осуществляется на основании платежного поручения распорядителя (получателя) бюджетных средств со счетов, открытых в органах Казначейства. В случае недостаточности или отсутствия текущих поступлений на соответствующих счетах по учету собственных поступлений для возврата распорядитель (получатель) бюджетных средств перечисляет платежным поручением необходимую для возврата сумму с соответствующего банковского счета на счет по учету собственных поступлений бюджетных учреждений, открытый в органе Казначейства. То есть возврат излишне уплаченных собственных поступлений осуществляется исключительно со счетов, открытых в органах Казначейства.

Кроме того, Постановлением № 1049 (пп. 6 п. 2) определен механизм распределения средств бюджета развития главными распорядителями средств. Так, главные распорядители бюджетных средств осуществляют распределение таких средств путем предоставления банкам расчетных документов для перечисления средств распорядителям нижестоящего уровня (получателям) бюджетных средств. Если перечисление бюджетных средств проводится по целевому направлению, то расчетные документы обязательно должны содержать примечание относительно их назначения. Данными нормами дополнен п. 17 Порядка № 378.

Уточнены правила внесения в течение бюджетного периода распорядителями средств изменений в специальный фонд сметы по собственным поступлениям, которые были определены в п. 20 Порядка № 378. Отныне изменения вносятся на основании справок о поступлениях на соответствующие регистрационные счета, поданных в установленном порядке органами Казначейства, а не на основании копии выписки банка со счета клиента о поступлениях на соответствующие счета, открытые в учреждениях банка (пп. 8 п. 2 Постановления № 1049).

Согласно уточненной редакции п. 22 Порядка № 378 операции в натуральной форме осуществляются распорядителями бюджетных средств в пределах плановых показателей и отражаются в бухучете исполнения местных бюджетов на основании справки о поступлениях в натуральной форме, которая представляется распорядителями бюджетных средств органам Казначейства на бумажных и электронных носителях не позднее последнего рабочего дня месяца. Проведение и отражение операций в натуральной форме осуществляется распорядителями бюджетных средств в установленном законодательством порядке через соответствующий специальный регистрационный счет, открытый в органе Казначейства. То есть такой механизм отражения в бухгалтерском учете операций, проведенных распорядителями средств в натуральной форме, применяется и при их казначейском обслуживании.

Обращаем внимание, что в соответствии с изменениями в п. 24 Порядка № 378 местные финансовые органы не ведут бухгалтерского учета поступлений в бюджет развития. Местные финансовые органы в течение трех рабочих дней следующего за отчетным месяца представляют в органы Казначейства для отражения в бухучете операций по исполнению соответствующего местного бюджета на бумажных и электронных носителях сводную за месяц информацию относительно распределении средств бюджета развития между главными распорядителями бюджетных средств по форме распоряжения о выделении средств специального фонда местных бюджетов, определенной Минфином.

Главные распорядители средств местного бюджета в течение трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным, представляют в органы Казначейства на бумажных и электронных носителях сводную за месяц информацию о выделенных средствах бюджета развития распорядителям нижестоящего уровня (получателям) бюджетных средств по форме распределения средств бюджета развития, определенной Минфином. Обращаем внимание, что формы упомянутых документов утверждены в приложениях (20 и 19 соответственно) к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938.

И в завершение отметим, что согласно изменениям в п. 25 Порядка № 378 информация об операциях по поступлению и использованию средств бюджета развития и собственных поступлений в иностранной валюте представляется распорядителями бюджетных средств на бумажных и электронных носителях в течение трех рабочих дней месяца, следующего за отчетным, в порядке и по формам, утвержденным Минфином (пп. 10 п. 2 Постановления № 1049).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить