• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Управленческий учет расходов

Тимур Алиев

04.12.2014 165 0 0

Формируем себестоимость правильно


На основе информации о расходах предприятия можно не только рассчитать объем, материалоемкость и трудоемкость продаваемой продукции, но и правильно сформировать ее себестоимость, спрогнозировать потребность в денежных средствах, необходимых для закупки запасов, а также определить, на чем можно сэкономить. Для этого нужно только одно — наладить процесс оперативного обеспечения бухгалтерской службы предприятия достоверной информацией о понесенных расходах.


Тимур Алиев,
шеф-редактор журнала «Управленческий учет и бюджетирование»

Классификация расходов

Каждое предприятие, как правило, разрабатывает свою классификацию структурных подразделений и видов расходов. Чтобы сделать это правильно, необходимо определить цель осуществления расходов, а также вариант их отражения в учете. Рационально разработанная внутренняя классификация расходов позволяет облегчить процесс анализа данных, повысить эффективность управленческого учета, а также выявить резервы повышения результативности производственной и коммерческой деятельности.

Способы классификации и списания производственных расходов обусловлены рядом факторов:

  • спецификой деятельности предприятия;
  • особенностями технологии и организации производства;
  • номенклатурой производимой продукции;
  • организационной структурой предприятия и т. д.

Классификация расходов нужна для контроля за выполнением сметы по обслуживанию и управлению, а также для расчета себестоимости реализованных изделий.

1 из 1

При нечеткой или нерациональной классификации расходов вероятны проблемы дублирования однородных видов расходов и невозможности разграничения определенных видов расходов по статьям калькуляции.


Общепринятые варианты группирования расходов

Как правило, на практике применяются три варианта группировки расходов по месту возникновения:

  • по всем структурным подразделениям предприятия с определением себестоимости произведенной продукции конкретного (отдельного) подразделения;
  • по подразделениям без определения себестоимости. В этом случае прямые расходы контролируются путем сопоставления их с плановой величиной на фактический объем выпуска, а косвенные расходы — путем сопоставления с плановой сметой;
  • в целом по предприятию — на основе группировки расходов сырья и заработной платы производственных рабочих с последующим определением себестоимости по всему предприятию.

При нечеткой или нерациональной классификации расходов управленцы могут столкнуться с проблемой дублирования однородных видов расходов и невозможности разграничения определенных видов расходов по статьям калькуляции. В свою очередь, это усложнит анализ фактически понесенных расходов, планирование и прогнозирование расходов будущих периодов. Примером такого дублирования может быть ситуация, при которой в классификации выделены «расходы на юридические услуги» и «расходы на консультационные и юридические услуги»; «расходы на услуги связи» и «расходы на телефон»; «расходы на топливо» и «расходы на бензин».

1 из 1
Система управленческого учета должна быть организована таким образом, чтобы при вводе в нее информации о расходах каждый пользователь мог оперативно получать все необходимые исходные данные.


Как избежать проблем

При разработке классификации видов расходов рекомендуем учитывать:

  • территориальную обособленность места расходов. То есть место расходов должно входить в состав единого комплекса, созданного на определенной территории предприятия или его подразделения. В противном случае большая часть расходов окажется одинаковой для различных мест расходов, что приведет к неточностям при калькулировании себестоимости и условности самой классификации. Кроме того, усложнится контроль за экономией ресурсов, использованных при производстве продукции;
  • функциональную однородность расходов. Желательно, чтобы в одном месте расходов выполнялась одинаковая по содержанию или назначению работа, использовалось однотипное оборудование с примерно равными расходами на единицу отработанного времени. Соблюдение этого условия позволит установить единые методы распределения расходов по объектам калькулирования, обеспечить их лучшую сопоставимость с объемом производства отдельных подразделений предприятия и нормативными расходами;
  • возможность установления персональной ответственности за уровнем расходов в определенном месте. Эффективность контроля за расходами во многом зависит от степени дифференциации ответственности в каждом подразделении предприятия. Сектор индивидуальной ответственности определяется организационной схемой управления, утвержденной на предприятии;
  • возможность установления единой для всего предприятия методологии калькулирования себестоимости продукции. При разработке классификации нужно обеспечить, чтобы расходы можно было разграничить по установленным статьям калькуляции, а также чтобы при калькуляционных расчетах использовались экономически обоснованные однородные методы распределения расходов.

1 из 1

Леонид Нагорный,
консультант в области управления финансами,
финансовый директор Благотворительного фонда «Ангел-Хранитель»:

― При построении системы управленческого учета предприятия сталкиваются с необходимостью разработки классификаторов расходов (в виде справочников).

Для управления себестоимостью продукции необходимо точно соотнести расходы, понесенные в определенном периоде, с произведенной продукцией. Для отражения всех расходов, связанных с производством продукции, предназначен справочник носителей расходов. Он включает в себя всю продукцию и услуги, производимые компанией, в том числе для собственного потребления.

Наиболее простой и точный способ расчета себестоимости — отнести все потребленные ресурсы непосредственно на произведенные продукты. Однако его можно использовать только в некоторых видах единичного производства, например в строительстве. На большинстве же современных предприятий с массовым типом производства непосредственно на себестоимость продукции можно отнести только небольшую часть стоимости ресурсов (преимущественно основные материалы), сформировав таким образом прямые расходы. Все остальные расходы (косвенные по отношению к носителям расходов) можно прямо сопоставить только с местами их возникновения (не с объектами расходов — продукцией, работами, услугами либо видами деятельности предприятия, которые требуют определения связанных с их производством (выполнением) расходов). Для определения эффективности бизнес-процессов, контроля за деятельностью подразделений и распределения расходов на носители необходимо выделить процессы по каждому месту возникновения расходов (МВР), установить их измерители и на этом основании перенести расходы либо на носитель, либо на другое МВР. С этой целью формируется справочник МВР.


Неопределенность учетной информации

Система управленческого учета должна быть организована таким образом, чтобы при вводе в нее информации о расходах каждый пользователь мог оперативно получать все необходимые исходные данные.

Далеко не на всех предприятиях пользователи системы управленческого учета четко понимают, к какому виду относятся те или иные расходы, понесенные предприятием согласно первичной документации. Иногда неопределенность возникает по тем расходам, которые непосредственно связаны с формированием себестоимости продукции (работ, услуг).

1 из 1

Согласно проекту строительная компания ведет строительство жилищно-офисного комплекса в две очереди:

первая очередь — жилой дом 1, жилой дом 2 и торговый центр;

вторая очередь — офисный центр.

Компания подписала акт, согласно которому ей предоставлены юридические услуги, касающиеся разработки условий договоров строительного подряда. Стоимость юридических услуг составила 100 тыс. грн, кроме того, НДС — 20 тыс. грн.

Расходы на юридические услуги относятся на себестоимость строительства и связаны именно с первой очередью строительства, однако бухгалтер об этом не осведомлен. В компьютерной программе, которую он использует, предусмотрено формирование информации о расходах по очередям строительства, объектам и строительному комплексу в целом (если расходы невозможно отнести непосредственно на объект или очередь строительства).

По окончании строительства необходимо сформировать себестоимость каждого отдельного объекта, то есть определить общие расходы очередей и общие расходы проекта в целом. Если у бухгалтера не будет достоверной информации о том, к какому именно объекту учета относятся полученные юридические услуги, это может привести к искажению себестоимости объектов строительства. В частности, у компании могут возникнуть две ситуации:

ситуация 1 ― стоимость юридических услуг отнесена на себестоимость первой очереди строительства;

ситуация 2 ― стоимость юридических услуг отнесена на себестоимость всего жилищно-офисного комплекса.

Рассмотрим детальнее ситуацию 1 при условии, что согласно данным учета по строительному комплексу осуществлены следующие расходы:

  • жилой дом 1 — 25 млн грн;
  • жилой дом 2 — 30 млн грн;
  • торговый центр — 14 млн грн;
  • офисный центр — 20 млн грн;
  • общие расходы первой очереди строительства — 12 млн грн, в т. ч. 100 тыс. грн ― юридические услуги;
  • общие расходы жилищно-офисного комплекса — 10 млн грн.

Предположим, компания приняла решение распределять общие расходы на основании фактической площади объектов. Поскольку в ситуации 1 стоимость юридических услуг включена в состав общих расходов первой очереди строительства, общие расходы будут распределены следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

№ п/п

Объект

Сумма понесенных расходов, грн

Общая площадь, кв. м

Распределенные расходы первой очереди строительства, грн*

Распределенные расходы жилищно-офисного комплекса, грн**

Итого себестоимость объекта, грн

1

Жилой дом 1

25 000 000,00

18 750,00

4 838 709,68

2 862 595,42

32 701 305,10

2

Жилой дом 2

30 000 000,00

20 250,00

5 225 806,45

3 091 603,05

38 317 409,50

3

Торговый центр

14 000 000,00

7 500,00

1 935 483,87

1 145 038,17

17 080 522,04

4

Офисный центр

20 000 000,00

19 000,00

2 900 763,36

22 900 763,36

Итого

89 000 000,00

65 500,00

12 000 000,00

10 000 000,00

111 000 000,00

*Общие расходы первой очереди строительства распределяются следующим образом. Сумма общих расходов первой очереди (12 млн грн) делится на общую площадь первой очереди (46 500 кв. м; в нее входят жилой дом 1, жилой дом 2 и торговый центр). Полученный результат умножается на площадь соответствующего объекта первой очереди строительства.

**Общие расходы жилищно-офисного комплекса распределяются следующим образом. Сумма общих расходов жилищно-офисного комплекса (10 млн грн) делится на общую площадь жилищно-офисного комплекса (65 500 кв. м). Полученный результат умножается на площадь соответствующего объекта.

Теперь рассмотрим ситуацию 2, согласно которой по строительному комплексу осуществлены следующие расходы (при этом суммы расходов по отдельным объектам не изменились):

  • общие расходы первой очереди строительства — 11,9 млн грн;
  • общие расходы жилищно-офисного комплекса — 10,1 млн грн, в т. ч. 100 тыс. грн ― юридические услуги.

В данном случае стоимость юридических услуг включена в состав общих расходов всего жилищно-офисного комплекса, а не общих расходов первой очереди строительства. База распределения расходов аналогична той, которая была использована в ситуации 1.

Распределение общих расходов в ситуации 2 приведено в таблице 2.

Таблица 2

№ п/п

Объект

Сумма понесенных расходов, грн

Общая площадь, кв. м

Распределенные расходы первой очереди строительства, грн*

Распределенные расходы жилищно-офисного комплекса, грн**

Итого себестоимость объекта, грн

1

Жилой дом 1

25 000 000,00

18 750,00

4 798 387,10

2 891 221,37

32 689 608,47

2

Жилой дом 2

30 000 000,00

20 250,00

5 182 258,06

3 122 519,08

38 304 777,14

3

Торговый центр

14 000 000,00

7 500,00

1 919 354,84

1 156 488,55

17 075 843,39

4

Офисный центр

20 000 000,00

19 000,00

2 929 771,00

22 929 771,00

Итого

89 000 000,00

65 500,00

11 900 000,00

10 100 000,00

111 000 000,00

*Общие расходы первой очереди строительства распределяются следующим образом. Сумма общих расходов первой очереди строительства (11,9 млн грн) делится на общую площадь первой очереди (46 500 кв. м). Полученный результат умножается на площадь соответствующего объекта первой очереди строительства.

**Общие расходы жилищно-офисного комплекса распределяются следующим образом. Сумма общих расходов жилищно-офисного комплекса (10,1 млн грн) делится на общую площадь жилищно-офисного комплекса (65 500 кв. м). Полученный результат умножается на площадь соответствующего объекта.


Если принять во внимание, что сумма юридических услуг должна быть отнесена на себестоимость первой очереди строительства, то в ситуации 2 возникает искажение себестоимости объектов строительства. Расчеты приведены в таблице 3.

Комментарии к материалу

Лучшие материалы

Управленческий учет расходов

Таблица 3

№ п/п

Объект

Итого себестоимость объектов, млн грн (ситуация 1)

Итого себестоимость объектов, млн грн (ситуация 2)

Разница, тыс. грн

(гр. 3 ─ гр. 4)

1

Жилой дом 1

32 701 305,10

32 689 608,47

11 696,63