Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Упорядочена процедура обретения полномочий председателями советов: обзор закона № 1850

Редакция

24.03.2017 885 0 0

Законом от 09.02.17 г. № 1850-VІІІ(далее – Закон № 1850, вступил в силу с 19.03.17 г.) внесены изменения в некоторые законы Украины в целях упорядочения их норм, связанных с обретением полномочий сельских, поселковых, городских голов.

Так, принципы организации и деятельности, правового статуса органов и должностных лиц местного самоуправления определены Законом от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280). В ст. 42 данного Закона установлены полномочия сельского, поселкового, городского головы. До вступления в силу Закона № 1850 они обретались с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании. Теперь моментом обретения определено принесение ими присяги на пленарном заседании соответствующего сельского, поселкового, городского совета, на котором территориальной избирательной комиссией (далее – ТИК) было объявлено решение об их избрании и регистрации.

Присягу новоизбранные председатели сельских, поселковых, городских советов, как и ранее, должны принимать в соответствии с Законом от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления».

В Законе от 14.07.15 г. № 595-VІІІ «О местных выборах» (далее – Закон № 595) содержатся требования о несовместимости мандата сельского, поселкового, городского головы с другими видами деятельности. Знаем, что согласно нормам ч. 1 ст. 89 Закона № 595 регистрация избранных председателей происходит по решению ТИК. Однако при наличии у этих избранников другого представительского мандата лица обязаны подать в ТИК копию зарегистрированного заявления о прекращении действия другого представительского мандата.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 7 Закона от 11.07.02 г. № 93-ІV «О статусе депутатов местных советов» (в ней речь идет о несовместимости статуса депутата местного совета с некоторыми должностями и видами деятельности) депутат местного совета не может иметь другого представительского мандата. О запрете иметь другой представительский мандат сказано также в решении Конституционного Суда от 14.01.14 г. № 1-у/2014.

Кроме того, таким избранным лицом также подается документ об увольнении с работы (должности), несовместимой с должностью сельского, поселкового, городского головы.

Норма о несовместимости служебной деятельности на должности сельского, поселкового, городского головы с другой должностью содержится в ч. 4 ст. 12 Закона № 280, а именно: они не могут на общественных началах заниматься другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью.

Добавим, что такой «несовместимый» перечень работ нормативно-правовыми актами не установлен. В частности, новоизбранным председателям сельских, поселковых, городских советов запрещено продолжать быть депутатом любого другого совета, выполнять функции председателя правления обществ и получать от этого прибыль. Поэтому пока новоизбранный председатель совета не предоставит официального подтверждения своего освобождения от подобной деятельности, у него нет оснований для обретения полномочий по соответствующей должности.

Кстати, в решении Конституционного Суда от 20.05.04 г. № 12-рп/2044 сказано, что реализовать полученный представительский мандат гражданин может только в одном из органов (имеются в виду сельские, поселковые, городские, районные, областные советы) или на должности сельского, поселкового, городского головы. Аналогичное разъяснение по ограничению совместимой деятельности заместителя поселкового головы с деятельностью депутата районного совета предоставлено в письме Минюста и Нацгосслужбы от 13.04.12 г.

Претерпела изменения и ст. 46 Закона № 280 в части, касающейся порядка проведения первой сессии местного совета, на которой, в частности, принимается присяга новоизбранных председателей. Дело в том, что вопрос регистрации избранных председателей советов, старост регулируется нормами Закона № 595, в ч. 3 ст. 89 которого предусмотрено, что ТИК в пятидневный срок со дня получения документов, указанных в ч. 1 ст. 89 Закона № 595, должна принять решение о регистрации сельского, поселкового, городского головы, старосты. Так вот, в случае если на время проведения первой сессии соответствующий голова не избран или не зарегистрирован (об этом на сессии совета информирует председатель ТИК), совет избирает временный президиум из числа депутатов совета. Численность его может составлять 3–5 человек.

На этом изменения не исчерпываются. Обновлены также нормы ст. 24 Закона № 595, касающиеся функций Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК), и теперь ЦИК имеет еще следующие дополнительные полномочия. В случае невыполнения соответствующей ТИК требований Закона № 595 по регистрации избранных депутатов, сельских, поселковых, городских голов, старост на ЦИК возлагаются полномочия не только в части установления результатов местных выборов, но и  принятия решения по регистрации соответствующих лиц.

Анна СЕМЕНЕНКО, консультант

 

Комментарии к материалу

Лучшие материалы