• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Учетная политика предприятия в 1С 8.2


В любом деле крайне важно правильно установить исходные данные. Тем более когда речь идет об автоматизированном бухгалтерском учете предприятия. Рассмотрим алгоритм настройки параметров учетной политики предприятия в программе 1С восьмой редакции.


Елена Пилипенко,
главный бухгалтер ООО «Октопус девелопмент групп»

Владельцы бизнеса имеют право самостоятельно выбирать методы ведения бухгалтерского учета. Главное, чтобы это происходило последовательно и системно. Все принципы учетного процесса фиксируются в учетной политике предприятия. При этом все субъекты хозяйствования должны опираться на Закон о бухучете). Напомним те его нормы, которые непосредственно касаются нашей темы.

Общие правила

Учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности (ст. 1 Закона о бухучете).

Опираясь на ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете, предприятие самостоятельно:

  • определяет учетную политику предприятия;
  • выбирает форму бухгалтерского учета с соблюдением единых принципов, установленных Законом о бухучете, и с учетом особенностей своей деятельности и обработки учетных данных;
  • разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;
  • утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
  • может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

Заметим, что Методрекомендации № 635, рекомендованы для использования, но не обязательны (п. 1.1 р. I указанных Методрекомендаций).

1 из 1

Современные методы ведения учета на предприятиях предусматривают его полную автоматизацию


Внесение изменений в учетную политику — дело серьезное. Оно требует весомой аргументации. Ведь даже незначительные, на первый взгляд, изменения в учетной политике могут повлиять на деятельность предприятия в целом. Разрабатывая учетную политику, следует учитывать, что современные методы ведения бухгалтерского учета на предприятиях предусматривают его полную автоматизацию. Все основные параметры учетной политики должны быть отражены в учетной программе.

Продемонстрируем процедуру внесения в систему данных об учетной политике предприятия на базе программы «1С Предприятие 8. Бухгалтерия для Украины», редакция 8.2 (далее — 1С).

1 из 1

Автоматизация учетной политики

Восьмая (последняя на данный момент) редакция 1С, в отличие от седьмой, содержит разделенный на блоки раздел «Учетная политика». Рассмотрим процедуру его заполнения шаг за шагом. Основная информация вводится в регистр «Учетная политика организаций», а текущая — уточняется по мере необходимости и в зависимости от нужд предприятия.

1 из 1

Шаг 1. Заполняем регистр «Учетная политика организаций».

1. С главного меню переходим на вкладку «Предприятие», далее — «Учетная политика» и «Учетная политика организаций» (рис. 1).

1 из 1

Рис. 1. Регистр данных «Учетная политика организаций»

1.1. В регистре данных «Учетная политика организаций» нажимаем зеленую кнопку «+», чтобы создать новый документ.

1 из 1

Рис. 2. Выбор организации, для которой создается учетная политика

1.2. Среди предложенных организаций, регистрационные данные которых содержатся в 1С, выбираем ту, для которой нужно разработать учетную политику (рис. 2).

1.3. Определяем дату актуальности учетной политики, например с 01.01.2014 по 31.12.2014. Эта константа влияет на все последующие действия, связанные с информацией, которая будет вводиться в учетную систему. Например, при установленной дате актуальности с 1 января 2014 года невозможно будет создать документ, дата которого определена декабрем 2013 года.

1.4. Последовательно вносим информацию в регистры: «Схема налогообложения», «Бухгалтерский и налоговый учет», «Производство» и «Оформление налоговых документов».

1.4.1. Регистр «Схема налогообложения»:

1 из 1

Рис. 3. Выбор схемы налогообложения

  • из перечня схем налогообложения выбираем нужную, то есть ту, на которой находится наше предприятие, например «Плательщик налога на прибыль и НДС» (рис. 3);
  • восьмая редакция 1С предусматривает возможность введения дополнительной информации о плательщике, которая будет отражаться в создаваемых документах (акты выполненных работ и расходные накладные). Это может быть система налогообложения, форма собственности предприятия и пр. Этот реквизит не является обязательным, однако наличие дополнительной информации о лице на расходных документах не будет лишним;
  • предприятиям, которые уплачивают налог на прибыль консолидировано, нужно поставить флажок в специально предусмотренном для этого поле. После этого система автоматически будет выполнять необходимые расчеты, связанные с консолидацией налога на прибыль;
  • нажав на активную строку голубого цвета «Установить ставки налога на прибыль» и создав новую запись в регистре, запрограммируем необходимую ставку налога на прибыль, если она отличается от стандартной. Такая ставка будет действовать в течение собственноручно установленного срока.
1 из 1

Рис. 4. Установление ставки налога на прибыль, отличной от стандартной

1.4.2. Регистр «Бухгалтерский и налоговый учет» содержит пояснения к основным параметрам ведения учета и должен заполняться исходя из сугубо индивидуальных параметров ведения хозяйственной деятельности каждого отдельного предприятия:

  • параметр «Способ оценки материально-производственных запасов» — предполагает выбор одного из двух методов: либо ФИФО, либо «По средней себестоимости» (стоимость выбывших запасов будет оцениваться либо по методу ФИФО, или по их средней себестоимости). Этот показатель будет использоваться при списании себестоимости запасов. И от выбранного метода будет напрямую зависеть принципу списания;
  • параметр «Способ оценки товаров в розничной торговле» — предполагает выбор одного из двух способов оценки: или «По стоимости приобретения», или «По продажной стоимости». Выбор способа зависит от того, нужно ли выделять торговую наценку;
  • параметр «Доходы и расходы» — предполагает выбор классов расходов (8, 9 или 8 и 9), которые используются на предприятии. В большинстве случаев используется только 9 класс счетов. Но если предприятие крупное, возникает потребность в дополнительной разбивке расходов по сегментам, тогда пригодятся счета 8 класса (рис. 5);
  • параметр «Увеличивать стоимость ОС в БУ на стоимость улучшения в порядке, установленном НКУ» — предусматривает возможность автоматического увеличения первоначальной стоимости основных средств (ОС) в бухгалтерском учете на суммы сверх улучшения, что предусмотрено п. 146.11 НК. В ячейке следует поставить соответствующую отметку (флажок);
  • «Включать сумму дооценок ОС пропорционально начислению амортизации в состав нераспределенной прибыли с уменьшением дополнительного капитала». Предприятия, осуществляющие дооценку основных средств, могут осуществлять эту процедуру либо с помощью специально сформированного с этой целю резерва, либо путем уменьшения дополнительного капитала. Если это происходит без использования резерва, в соответствующем поле ставится флажок.

1 из 1

Рис. 5. Выбор классов расходов

1.4.3. Регистр «Производство» (рис. 6) актуален для производственных предприятий. Он содержит три внутренних регистра с разветвлением по параметрам учета производственных операций на счетах бухгалтерского учета (счета 23 «Производство» и 91 «Общепроизводственные расходы») и определением себестоимости («Переделы»). Соответственно, предприятия, накапливающие производственные расходы, должны выбирать счет 23 «Производство», чтобы израсходованные суммы в дальнейшем сформировали себестоимость готовой продукции, а не попали в состав расходов. Кроме того, здесь определяются некоторые существенные моменты налогового учета. Например, предлагается установить налоговое назначение для нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов. Если средства потрачены на хозяйственную деятельность, нужно выбрать счет «Хозяйственная деятельность», что в дальнейшем повлияет на формирование объекта обложения налогом на прибыль.

1 из 1

Рис. 6. Работа с регистром «Производство»

1.4.4. Регистр «Оформление налоговых документов» содержит ряд параметров, которые при необходимости можно применять для нумерации налоговых документов (подрегистр «Нумерация документов») и визуальной оптимизации печатных форм (подрегистр «Печатные формы»), а именно:

  • порядок ведения нумерации документов — помесячно или общим нумератором, отдельно или вместе нумеровать различные виды налоговых документов, в том числе для специального режима налогообложения и т. п. Удобной считается помесячная раздельная нумерация, но этот вопрос предприятие должно решать самостоятельно;
  • параметры представления общей информации о предприятии в налоговых документах. Контрагентам будет гораздо удобнее работать с вашими документами, если в них будет указываться основная информация о компании;
  • порядок заполнения строк налоговых документов — внешний вид обложек приложения 2 к налоговым накладным, печать дат с разделителями или без них, порядок вывода номеров договоров и пр. Эти параметры предприятия устанавливают самостоятельно исходя из собственного мнения относительно удобства, простоты восприятия и читабельности документа.

1 из 1

Рис 7. Работа с подрегистром «Нумерация документов»

1 из 1

Рис. 8. Работа с подрегистром «Печатные формы»

Шаг 2. Знакомимся с параметрами налогового учета.

Этот довольно важный блок, поскольку в нем закладываются основные нормы по ведению налогового учета, а именно:

  • норма суточных расходов на командировки в пределах Украины и за границу;
  • годовой процент отнесения к расходам сумм на улучшение ОС;
  • нормы расходов на маркетинг и рекламу от нерезидентов, добровольное перечисление средств неприбыльным организациям и в бюджет, профсоюзам и т. п.

Заметим, что все эти параметры заполняются автоматически при установлении и обновлении 1С, поэтому программировать их вручную нет необходимости. Нужно просто знать, что они есть.

1 из 1

Рис. 9. Параметры налогового учета

Шаг 3. Знакомимся со ставками налога на прибыль.

Этот блок также заполняется автоматически и обновляется вместе с плановым обновлением 1С.

1 из 1

Рис. 10. Ставки налога на прибыль

Шаг 4. Вводим кадровые константы учетной политики организаций по персоналу.

В данном блоке можно установить некоторые кадровые константы, которые в дальнейшем будут применяться при расчете заработной платы работников и ведении кадрового учета в целом. Он содержит следующие поля: «Поддержка внутреннего совместительства», «Использование резерва отпусков» (с возможностью установления округления до определенной цифры). Если последнее поле отметить флажком, то при расчете сумм отпускных программа автоматически будет формировать проводки финансирования таких расходов из резерва отпусков. Естественно, резерв отпусков нужно сформировать заранее.

Параметры настройки учета НДФЛ сведены к детализации информации по льготам и отражению ее в учете. Указанная конфигурация в блоке «Кадры» содержит поля для заполнения информации о составе семьи, которая влияет на возможность применения налоговой льготы. Сопоставив их с полем, отмеченным флажком, программа будет выполнять соответствующие расчеты по применению льгот и формировать нужные проводки в учете.

1 из 1

Рис. 11. Настройки кадровых констант

Шаг 5. Устанавливаем коэффициент пропорционального отнесения НДС к налоговому кредиту.

Данный блок заполняется в том случае, если предприятие ведет как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции. В связи с этим распределяется налоговый кредит по НДС. Правила пропорционального отнесения НДС к кредиту изложены в ст. 199 НК.

Создав новый документ, видим, что он содержит все необходимые параметры для осуществления процедуры распределения кредита: суммы облагаемых и не облагаемых НДС операций, значения коэффициента т. п.

Если отметить флажком поле «По данным прошлого года», программа выполнит расчет коэффициента на основе прошлогодних данных, как того требует налоговое законодательство. Если же предприятие является вновь созданным, следует выбирать поле «По данным месяца текущего года», ведь при таких условиях невозможно провести расчет за прошлый год.

1 из 1

Рис. 12. Установление коэффициента пропорционального отнесения НДС к налоговому кредиту

Шаг 6. Устанавливаем параметры учета курсовых разниц.

Предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность и осуществляющие расчеты в иностранной валюте, должны самостоятельно определять курсовые разницы, которые по результатам отчетного периода включаются в состав либо расходов, либо доходов. В данном блоке предлагается установить параметры учета счетов расходов, доходов и капитала, на которых будут отражаться суммы курсовых разниц (рис. 13). В зависимости от предварительно заданных параметров учета (с использованием 8 или 9 класса счетов) нужно выбрать счет, на котором будут отражаться доходы и расходы по курсовым разницам.

1 из 1

Рис. 13. Установление параметров учета курсовых разниц

Шаг 7. Определяем параметры функционирования немонетарных счетов.

В этом блоке определяются параметры функционирования немонетарных счетов (рис. 14). Они заполнены по умолчанию согласно правилам ведения бухгалтерского учета. Однако при необходимости их можно настроить под себя. Например, если на предприятии не выделяются отдельно полученные/выданные авансы, галочки с соответствующих строк (счетов) можно снять.

1 из 1

Рис. 14. Определение параметров функционирования немонетарных счетов

Шаг 8. Определяем монетарные счета в иностранной валюте.

Данный блок заполняют субъекты внешнеэкономической деятельности. В нем нужно определить вид монетарной статьи и соответствующий счет учета (рис. 15).

1 из 1

Рис. 15. Определение вида монетарной статьи и соответствующего счета учета.

Шаг 9. Устанавливаем параметры оценки запасов на дату баланса.

Создав новый документ в этом блоке, можно определить тип цен реализации, счета и субконто расходов и доходов (рис. 16). При определении финансового результата по установленным параметрам будут оцениваться остатки запасов.

1 из 1

Рис. 16. Установление параметров оценки запасов на дату баланса

Шаг 10. Устанавливаем методы распределения косвенных расходов.

На этом блоке стоит остановиться производственным предприятиям, ведь косвенные расходы могут возникать именно у них. Во вновь созданном документе нужно определить (рис. 17):

  • счет для отнесения косвенных расходов;
  • подраздел, в который будут включаться такие расходы;
  • статьи расходов;
  • базы распределения;
  • список статей расходов.
1 из 1

Рис. 17. Методы распределения косвенных расходов

Шаг 11. Устанавливаем порядок очередности подразделов для закрытия счетов.

В данном блоке отражается очередность подразделов в случае закрытия счетов бухгалтерского учета.

1 из 1

Рис. 18. Установление порядка очередности подразделов для закрытия счетов

Шаг 12. Заполняем данные по встречному выпуску продукции, услуг.

В этот блок вводятся данные о расчете себестоимости в случае встречного выпуска продукции и услуг. Для этого нужно создать новый документ и внести в него информацию о виде продукции, услуг, подразделе, номенклатуре и т. д. Указанный параметр предусматривает наличие нескольких производственных подразделений, в одном из которых должен осуществляться перерасчет себестоимости изготовленной продукции по установленным в этом документе нормативам.

1 из 1

Рис. 19. Установление параметров для расчета себестоимости в случае встречного выпуска продукции и услуг

Шаг 13. Устанавливаем показатели при нормальной мощности.

Этот блок актуален для производственных предприятий. В нем нужно установить параметры распределения постоянных общепроизводственных расходов: параметры способа распределения (например, объем выпуска продукции), базу распределения и сумму постоянных расходов, которые формируются при нормальной мощности (рис. 20).

1 из 1

Рис. 20. Установление параметров распределения общепроизводственных расходов, базы распределения и суммы постоянных расходов при нормальной мощности

После проведенной работы необходимо:

  • выполнить повторный вход в 1С;
  • осуществить повторное проведение всех созданных в базе документов с учетом вступления в силу внесенных изменений;
  • проверить наглядно правильность применения внесенных изменений.
1 из 1


При правильном и последовательном заполнении всех параметров программа будет работать без сбоев. А значит, проведенная вами кропотливая работа будет не напрасной, поскольку теперь вести бухгалтерский учет на предприятии станет значительно легче!


Нормативная база

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 № 996-XIV.

Методрекомендации № 635 — Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 № 635.


Дата подготовки
03.01.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Учетная политика предприятия в 1С 8.2