• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Учет операций по выплатам мобилизованным работникам

Наталия Сушко

23.11.2015 203 0 0

Из данной консультации вы узнаете: как отражать в учете и отчетности операции по реализации таких социальных гарантий, как сохранение средней заработной платы за гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации на особый период, в том числе по контракту (далее – мобилизованные работники).

Общие положения

Прежде всего отметим, что согласно ст. 119 КЗоТ работодатели, в том числе бюджетные учреждения, должны сохранять, то есть начислять и выплачивать, мобилизованным работникам среднюю заработную плату за время их службы. Выплаченный средний заработок компенсируется работодателям из госбюджета в порядке, определенном Кабмином.

Во исполнение упомянутой нормы постановлением КМУ от 04.03.15 г. № 105 был утвержден соответствующий Порядок выплаты компенсации (далее – Порядок № 105). Об изменениях в данные постановление и Порядок, внесенные постановлением КМУ от 04.11.15 г. № 911, см. на с. 8 этого номера. В результате изменений, в частности, конкретизировано, что компенсации будет подлежать средний заработок, который сохранялся за мобилизованными работниками и в прошлом году.

Как предусмотрено п. 4 Порядка № 105, для получения компенсации бюджетное учреждение представляет ежемесячно до 15-го числа органу социальной защиты населения отчет о фактических расходах на выплату среднего заработка работникам. Теперь в отчет включаются фактические расходы на выплату компенсации среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, в том числе за 2014 год.

Рассмотрим, как отражаются осуществленные операции в бухучете, а также финансовой и бюджетной отчетности.

Бухучет и отчетность

Методологические основы формирования в бухучете информации о выплатах работникам устанавливает НП(С)БУГС 132 «Выплаты работникам», утвержденное приказом Минфина от 29.12.12 г. № 1798. Как предусмотрено п. 3 разд. ІІ НП(С)БУГС 132, выплаты за неотработанное время признаются обязательствами бюджетного учреждения. Согласно определению, приведенному в п. 3 разд. І НП(С)БУГС 132, выплаты за неотработанное время – это выплаты, право на которые имеет работник.

При этом следует помнить, что обязательства отражаются в балансе по сумме погашения с учетом особенностей, определенных бюджетным законодательством (п. 5 разд. ІІ НП(С)БУГС 128 «Обязательства», утвержденного приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1629). Нормы данного стандарта применяются как бюджетными учреждениями, у которых возникают обязательства по выплате среднего заработка, так и органами социальной защиты населения, в учете которых должны отражаться обязательства по выплате компенсаций работодателям.

В этом контексте напомним нормы Бюджетного кодекса (далее – БК), регулирующие порядок взятия распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств, и особенности осуществления отдельных расходов. Так, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 48 БК распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет. Взятые распорядителем бюджетных средств обязательства без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БК и законом о госбюджете (решением о местном бюджете), являются недействительными. Взятие таких обязательств считается нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются (ч. 3 ст. 48 БК).

Руководители бюджетных учреждений содержат численность работников и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах (ч. 1 ст. 51 БК).

Кроме того, в соответствии с требованиями п. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, главный бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет контроль за соответствием взятых бюджетных обязательств соответствующим бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) и соответствием платежей взятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям.

Учет и отчетность в бюджетных учреждениях

Обобщение в бухучете фактических расходов учреждения на оплату труда осуществляется на соответствующих субсчетах 8-го класса «Расходы» Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.13 г. № 611 (далее – План счетов).

Начисление средней заработной платы работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, и ее выплата отражаются в бухгалтерском учете с применением проводок, приведенным в Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 (далее – приложение 2) к Плану счетов (см. таблицу).

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

 

Примечание

Дт

Кт

1

2

3

4

5

1

Начисление средней зарплаты мобилизованным работникам

 

801, 802, 811, 813

661

Стр. 6.1 приложения 2

2

Выплата средней заработной платы

661

313, 321, 323, 326

Стр. 6.9 приложения 2

На сумму фактических расходов на выплату компенсации среднего заработка работников, включенных в отчет, представленный бюджетным учреждением в орган социальной защиты населения, составляется проводка по дебету счета 364 и кредиту соответствующего счета 8-го класса (801, 802, 811–813).

Отражение бюджетным учреждением в учете операций по поступлению на соответствующий счет компенсационных выплат осуществляется в зависимости от источника проведенных расходов (общий или специальный фонд) и бюджетного периода (текущий или предыдущий), в котором были проведены фактические выплаты.

Так, на восстановление кассовых расходов согласно законодательству относится поступление средств по расходам, проведенным в текущем бюджетном периоде по Дт соответствующего субсчета счетов 31 «Счета в банках» и/или 32 «Счета в казначействе» и Кт 364. То есть закрываются расчеты по субсчету 364.

Что касается поступлений компенсации расходов на выплату среднего заработка, которые были проведены в прошлом году, то здесь следует учесть нормы п. 2.4 Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.14 г. № 372. В данном пункте определено, что суммы средств, поступающие в текущем бюджетном периоде на регистрационные, специальные регистрационные счета, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков (кроме собственных поступлений), в качестве возврата дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, перечисляются в доходы общего фонда соответствующего бюджета. При этом отразить такую операцию следует с помощью проводок:

Дт 321, 326 – Кт 364;

Дт 431, 432 – Кт 642;

Дт 642 – Кт 321, 326.

Если же средства поступают в текущем бюджетном периоде на специальные регистрацион­ные счета по собственным поступлениям, открытые в органах Казначейства, или текущие счета, открытые в учреждениях банков, в качестве возврата дебиторской задолженности, возникшей в предыдущих бюджетных периодах, за счет собственных поступлений бюджетных учреждений корректируется результат исполнения сметы с одновременным увеличением доходов текущего периода. При этом составляются проводки:

Дт 313, 323 – Кт 364;

Дт 432 – Кт 711.

В соответствии с п. 1.11 Порядка составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44, средства, которые в течение отчетного периода поступают на имя распорядителей и получателей бюджетных средств на восстановление кассовых расходов согласно законодательству, отражаются в соответствующих формах бюджетной отчетности как уменьшение кассовых расходов по тому коду экономической классификации расходов, по которому они были проведены в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода.

Незавершенные расчеты (дебиторская задолженность) отражаются бюджетным учреждением в форме Отчета о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) по тому коду бюджетной классификации расходов, по которому проводились фактические расходы на выплату среднего заработка.

В форме № 1 «Баланс» незавершенные расчеты приводятся в общеустановленном порядке по строке 181 актива.

Учет и отчетность в органах социальной защиты населения

Органы социальной защиты населения на основании представленных бюджетными учреждениями отчетов на выплату компенсации и о фактических расходах на выплату среднего заработка отражают бюджетные обязательства по программе 2501350 «Компенсация предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период». При этом составляются бухгалтерские проводки по Дт субсчета 801 и Кт субсчета 675.

Операции по осуществлению перечислений компенсационных выплат на счет бюджетного учреждения органы социальной защиты населения отражают путем составления проводок по Дт субсчета 675 и Кт 321 соответственно.

Кредиторская задолженность приводится органами социальной защиты населения в форме Отчета о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д) по программе 2501350.

В форме № 1 «Баланс» кредиторская задолженность отражается в строке 425 пассива.

Инвентаризация расчетов

В целях обеспечения достоверности данных бухучета и финотчетности проводится инвентаризация в соответствии с требованиями Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879 (далее – Положение № 879). Во время инвентаризации активов и обязательств проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка (п. 5 разд. I Положения № 879).

Во время инвентаризации расчетов путем документальной проверки устанавливается, в частности, реальность задолженности работникам по оплате труда и гражданам (непосредственно или через работодателей) по социальным выплатам, определенным законодательством, а также по безналичным расчетам по этим выплатам (п. 7.4 разд. ІІІ Положения № 879).

То есть бюджетные учреждения должны проанализировать порядок отражения в бухучете вышеупомянутых операций и по результатам проведения инвентаризации, в случае необходимости, внести соответствующие корректировки.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить