• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Старт или фальстарт?

Реформирование налогов грозит новой нагрузкой на бизнес


Нынешние подходы правительства к формированию государственных доходов свидетельствуют о несовершенстве отечественной экономики и налоговой системы. Она имеет ярко выраженный фискальный характер и не способна придать украинскому бизнесу сил для конкуренции со странами — членами ЕС. На повестке дня в очередной раз встает вопрос о налоговой реформе, с которой правительство связывает принятие проекта Госбюджета–2015. Чего ожидать бизнесу от новых законодательных инициатив


Валентин Ковальский,
редактор медиапроекта «Аналитика и практика»

Многие годы налоговая система Украины «совершенствуется» путем принятия разновекторных законов. Отсутствие четкого алгоритма действий в этом вопросе привело к тому, что расходы на администрирование отдельных налогов превышают доходы, которые они должны принести. На составление налоговой отчетности плательщики ежегодно тратят 390 часов, или почти 49 рабочих дней. По показателю «уплата налогов» Украина занимает 164 место среди 189 стран (по рейтингу Всемирного банка «Doing Business 2014»).

Эти и другие недостатки налоговой системы привели к:

1) налоговой задолженности плательщиков перед госбюджетом (причины: отсутствие механизмов, обеспечивающих ответственность субъектов хозяйствования за невыполнение своих финансовых обязательств; непродуманное списание долгов предприятий);

2) бюджетной задолженности по возмещению НДС (причины: осложнение выполнения государственных обязательств перед плательщиками в результате занижения сумм налоговых обязательств);

3) широкомасштабному уклонению от налогообложения (причины: коррупция и искажение условий конкурентной борьбы вследствие неравномерной налоговой нагрузки, от которой страдают законопослушные плательщики, лишенные налоговых льгот).

Существенным шагом к дальнейшей либерализации налоговой системы должно стать сокращение времени на составление отчетности и уплату налогов.


1 из 1

Оксана Продан,
первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики:

— В правительстве сегодня нет пакета экономических и налоговых реформ. Есть отдельные инициативы, не отработанные с экспертами. Документ, который представил премьер, требует серьезной доработки. То, что хотят представить как реформаторские идеи, — спорный вопрос. Ультиматумы красиво выглядят в процессе выборов, а не во время реформирования коррупционной системы.

Приведу простой пример. Правительство декларирует, что ставка ЕСВ будет снижена до 15 %. Это не может не нравиться избирателям. Но при этом оно «забывает» напомнить, что работодателей обяжут выплачивать не менее двух минимальных заработных плат. То есть база налогообложения увеличится вдвое не только для единого социального взноса, ставка которого снижается, но и для налога на доходы физических лиц, размер которого не меняется. Таким образом, для многих налогоплательщиков нагрузка на зарплату увеличится.


В лабиринте мытарей

Отечественная система налогообложения всегда выглядела очень запутанной. Много лет подряд уплата налогов и сборов регулировалась не только законами, но и правительственными декретами и президентскими указами. Однако и после принятия Налогового кодекса значительная часть норм имеет неоднозначное толкование. А это, в свою очередь, негативно влияет на деятельность субъектов хозяйствования и снижает привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов.

1 из 1

Новые подходы к администрированию

Проведение налоговой реформы связывают с Законопроектом № 5079. 16 сентября 2014 этот документ был отклонен и снят с рассмотрения Верховной Рады. Однако, как заявил премьер-министр Арсений Яценюк, без принятия налоговой реформы невозможно подготовить Госбюджет–2015. Это означает, что правительственный вариант, «похороненный» парламентом, «воскреснет» снова. Налоговых реформ требует президентская «стратегия–2020». Глава государства также обращался к нардепам с просьбой поддержать «непопулярные, тяжелые, но очень необходимые» предложения Кабмина.

Главная цель налоговой реформы — «уменьшение затрат предприятий на определение налоговых обязательств и составление налоговой отчетности, а государства — на администрирование налогов» (именно так записано в пояснительной записке к Законопроекту № 5079). Правительство предлагает ввести единый отчетный период (квартал) по основным налогам (налог на прибыль, НДФЛ, НДС, ЕСВ, акциз, эконалог и т. п.). Планируется также создать единое окно для представления отчетности. То есть в один орган (Государственную фискальную службу) будет представляться и налоговая, и статистическая отчетность, и отчетность по ЕСВ. Ожидаемый эффект: снижение расходов на администрирование налогов, упрощение условий для их уплаты и уменьшение времени на представление отчетности.

1 из 1

6 налогов отменили, 13 — трансформировали

  • Правительство предлагает отменить 6 налогов и сборов, а именно:
  • сбор в виде целевой надбавки к тарифу на газ;
  • рентную плату за транспортировку нефти, транзит газа и аммиака;
  • сбор за некоторые виды предпринимательства;
  • сбор за места для парковки транспорта;
  • туристический сбор;
  • сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

Еще 13 налогов и сборов трансформируют в 5.

1 из 1

Таким образом, из действующих 23 налогов и сборов «в живых» останутся только 9:

1) налог на прибыль предприятий;

2) налог на доходы физических лиц;

3) НДС;

4) акцизный налог, в который войдут: экологический налог (по топливу), сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию (кроме электроэнергии, произведенной когенерационными установками);

5) экологический налог, который объединит: сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог (кроме топлива) и сбор за специальное использование лесных ресурсов);

6) таможенная пошлина;

7) рентная плата, в которую также включат плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и сбор за специальное использование воды;

8) налог на недвижимое имущество, в который войдут: налог на недвижимое имущество (отличное от земельного участка) и плата за землю;

9) единый налог (вместе с фиксированным сельхозналогом).

Военный сбор будет действовать до января 2016 года. До 2 % должны повысить ставку сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование с операций покупки иностранной валюты.


1 из 1

Александр Шлапак,
министр финансов:

— Цель законопроекта — улучшение условий ведения бизнеса с одновременным повышением показателей Украины в международных рейтингах и более эффективное использование ресурсов экономики. В частности, уменьшение расходов предприятий на определение налоговых обязательств, составление налоговой отчетности и администрирование налогов. Мы подробнейшим образом изучили опыт наших соседей — Польши и Германии — и заложили его в проект конституционных изменений.

Существует шесть ключевых направлений этих изменений:

1) обеспечение бюджетной автономии и финансовой самостоятельности местных бюджетов;

2) стимулирование к объединению и формированию платежеспособных территориальных общин;

3) закрепление за местными бюджетами стабильных источников доходов и расширение доходной базы местных бюджетов;

4) децентрализация расходных полномочий и четкое распределение компетенций, сформированное по принципу субсидиарности;

5) новые виды трансфертов и усиление ответственности профильных министерств по реализации государственной политики в соответствующих отраслях;

6) определение нового механизма бюджетного регулирования.


Последствия сближения бухгалтерского и налогового учета

Объект налогообложения по налогу на прибыль будет определяться на основании данных бухучета путем корректировки (увеличения или уменьшения) финансового результата до налогообложения, определенного в финансовой отчетности, на разницы которые возникают при начислении амортизации необоротных активов, при формировании резервов (обеспечений), при осуществлении финансовых операций


1 из 1

Юлия Дроговоз,
председатель комиссии УСПП по вопросам экономической политики:

— В законопроекте № 5079 проигнорированы практически все предложения рабочих групп. Главным автором законопроекта является Государственная фискальная служба, положившая в основу наработки Клименко. Несмотря на просьбы общественности и бизнеса, в том числе неоднократные обращения УСПП (относительно соблюдения процедуры прозрачности и открытости процесса реформирования налоговой системы и соцстрахования), центральные органы исполнительной власти, ответственные за формирование и реализацию налоговой системы, продолжают порочную политику игнорирования общественного мнения. Такой путь невозможно оправдать войной или экономическим кризисом. Поскольку это путь назад, он ведет к разрушению демократических принципов построения общества, авторитаризму и нарушению прав и свобод граждан.


«Акцизные» новации

Электроэнергию включат в перечень подакцизных товаров, в результате чего сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию (кроме электроэнергии, произведенной когенерационными установками) будет отменен.

Акцизный налог будут платить также лица, реализующие через розничную торговую сеть пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, табак, а также топливо (ставку будут устанавливать местные органы власти в размере не более 5 % от объема реализации). Ожидается пропорциональное повышение ставок акциза на бензин, дизтопливо, сжиженный газ (за счет отмены экологического налога). Возобновляется взимание акцизного налога с автомобилей, переоборудованных из грузовых в легковые. На сигареты устанавливается единая ставка акцизного налога (поэтапно, в течение двух лет). При этом вводится электронная форма представления декларации о максимальных розничных ценах на сигареты.

Местные налоги

На местном уровне предусматривается отмена трех малоэффективных сборов, а именно туристического, за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, за парковку транспортных средств.

Сельским и районным советам предоставляется право устанавливать ставки налога на недвижимое имущество для объектов жилой и нежилой недвижимости в зависимости от места размещения и категории объектов недвижимости (до 2 % минимальной зарплаты за 1 кв. м площади объекта налогообложения).

Плата за землю будет переведена в состав местных налогов. Дальнейшее реформирование местных налогов предусматривает пять направлений:

1) оптимизация количества групп плательщиков единого налога до четырех (с сохранением действующего максимального размера дохода, позволяющего находиться на упрощенной системе налогообложения);

2) объединение спецрежимов налогообложения в едином налоге путем введения отдельной (четвертой) группы плательщиков единого налога — сельхозпроизводителей, в результате чего будет отменен фиксированный сельхозналог;

3) установление обязательного использования кассовых аппаратов предпринимателями, которые являются плательщиками единого налога (кроме работающих на рынках и имеющих передвижные торговые объекты);

4) отмена не облагаемого налогом минимума общей площади жилой недвижимости для всех видов объектов;

5) расширение базы обложения налогом на недвижимое имущество за счет налогообложения коммерческой (нежилой) недвижимости (здания предприятий, склады, гостиницы, рестораны, бары, туристические базы, торговые центры, магазины, СТО, столовые, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, казино, игорные дома, здания бань и пр.).


1 из 1

Александр Макарченко,
председатель правления Ассоциации бизнес-консультантов Украины,
главный редактор медиапроекта «Аналитика и практика»:

— Предложение Кабмина по ослаблению давления на фонд заработной платы путем снижения ставки ЕСВ лично у меня вызывает сомнения. Ведь за снижение налогового давления предприятие должно заплатить так называемый «входной билет» в виде двух минимальных зарплат (за каждого работника). То есть сначала чиновники предлагают бизнесу уплатить 41 % ЕСВ, и только потом получить право на льготу в виде 15 %-ной ставки ЕСВ.

Такой подход будет только загонять бизнес в тень. К примеру, работодатель выплачивает работнику зарплату 3 000 грн: официально — «минималку», а остальное — неофициально. Так какой ему смысл платить 41 % ЕСВ в виде «входного билета» и переходить на белую зарплату?

По моему мнению, этот «входной билет» нужно снизить до нуля. Властям следует прислушаться к совету экспертов: увеличить ставку ЕСВ, скажем, до 18-20 %, но платить взнос с первой зарплатной гривни, а не вперед. Это будет способствовать выведению теневого капитала на свет. При этом предприятию можно выдвинуть условие: хочешь платить ЕСВ по сниженной ставке — продемонстрируй как минимум двойной фонд оплаты труда.

Такой подход значительно проще и прозрачнее, чем правительственный вариант. В этом случае будет выгоднее выплачивать легальную зарплату (в том числе большую), а не скрывать ее в «конвертах». Зачем же скрывать доходы, если размер ЕСВ уменьшится более чем в два раза?..


Новеллы для ЕСВ и НДФЛ

ЕСВ Предлагается снизить ставки ЕСВ: по минимальной заработной плате — до 37 % (41 %), по сумме превышения — до 19 % (15 %) (пример см. в таблице 1). Как видим, налоговая нагрузка остается выше, чем в странах Евросоюза.

Таблица 1. Концепция реформирования ЕСВ

Показатель

Действующий порядок

Модель 1

Модель 2

Начисленная зарплата, грн

3 650

3 650

3 650

Общая сумма ЕСВ + НДФЛ, грн

2 126

1 571

1 523

Налоговая нагрузка на зарплату (НДФЛ + ЕСВ), %

58

43

42


Реформирование системы обложения заработной платы НДФЛ и ЕСВ приведено в таблице 2.

Таблиця 2. Концепция реформирования обложения заработной платы НДФЛ и ЕСВ

Показатель

Действующий порядок

Модель 1

Модель 2

Начисленная заработная плата

3 650

3 650

3 650

Начисление ЕСВ на заработную плату (работодатель)

Ставка ЕСВ

40,2 %

37 % МЗП + 19 % превышения

41 % МЗП + 15 % превышения

Сумма ЕСВ

1 467,30

915,74

864,18

Удержание ЕСВ из заработной платы (работник)

Ставка ЕСВ

3,6 %

3,6 %

3,6 %

Сумма ЕСВ

131,4

131,4

131,4

НДФЛ

Ставка

15 %

15 %

15 %

Сумма

527,79

527,79

527,79

Общая сумма (ЕСВ + НДФЛ)

2 126,49

1 571,93

1 523,37


Изменение средней ставки ЕСВ при увеличении зарплаты по первой и второй моделям, предложенным в правительственной концепции, приведено в таблице 3.

Таблиця 3. Концепция реформирования средней ставки ЕСВ в зависимости от уровня зарплаты

Зарплата, грн

1 218

3 000

5 000

10 000

12 180н

Модель 1 %

37

26,31

23,38

21,19

20,80

Модель 2 %

41

25,56

21,33

18,17

17,60


Варианты реформирования ЕСВ приведены на схеме 3.

1 из 1

НДФЛ
Правительство предлагает увеличить ставку НДФЛ до 25 %, а ставка на доходы физлиц в виде дивидендов повысится с 5 % до 15 %.

1 из 1

В 2015 году правительство намерено сделать еще такие шаги:

1) сохранить ограничение налоговой социальной льготы в размере 50 % прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года;

2) отменить льготы по НДФЛ по договорам долгосрочного страхования жизни и негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным со страховыми организациями;

3) уточнить нормы об условиях, при которых доходы в виде возмещенных налогоплательщику расходов на командировки, не включаются в налогооблагаемый доход;

4) Ввести разовое декларирование доходов, имущества и финансового состояния физлиц, в том числе полученных с нарушением законодательства.

Осторожно, суперорган!

В ходе реформ на базе правоохранительных подразделений, которые пока находятся в составе трех ведомств (Г

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Старт или фальстарт?