• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Составляющие успешного бизнеса


Прежде чем начинать бизнес, нужно четко представить, что для этого нужно, какие трудности придется преодолевать, что, как и в какой последовательности делать. Сегодня мы поговорим о значении менеджера в этой деятельности, а также о том, что нужно учесть при разработке бизнес-плана, чтобы можно было воплотить его в жизнь, как создать дружную команду и организовать эффективную работу в своем подразделении и где взять деньги на развитие бизнеса



Наталия Каминская,
редактор медиапроекта «Аналитика и практика»


Иерархия и функции менеджеров

Менеджеры — это наемные руководители, которые управляют человеческими, материальными и финансовыми ресурсами для достижения целей компании. От рядового сотрудника менеджер отличается тем, что результатов своего труда он добивается с помощью координации работы других работников.

Общий процесс управления компанией называется менеджментом. Менеджмент внутри компании имеет иерархическую структуру (см. рис. 1). Менеджеры делятся на менеджеров первого звена (контролеры), менеджеров среднего звена (управленцы) и топ-менеджеров (высшее руководство).

1 из 1


Менеджеры первого звена
отвечают за производство продукта компании на порученном им участке (например, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе, менеджер по производству, менеджер по персоналу, менеджер по работе с клиентами и т. д.), но не контролируют работу других менеджеров.

Менеджеры среднего звена отвечают за контроль определенных направлений и программ, достижение поставленных целей, часть времени посвящают руководству другими менеджерами.

Топ-менеджеры отвечают за определение целей и общей стратегии компании, а также за руководство среднего звена.

Независимо от места в иерархической структуре компании все менеджеры выполняют практически одни и те же функции, но на своем участке (см. рис. 2).

1 из 1


Функции менеджеров:

  • планирование;
  • организация работы;
  • комплексное управление с учетом специфики предприятия (решение теоретических и практических вопросов конкретного подразделения; своевременная реакция на изменение ситуации; поддержка связи и согласование планов со смежными отделами);
  • контроль выполнения планов;
  • мотивация персонала (распределение нагрузки между подчиненными с учетом их слабых и сильных сторон, увеличение их заинтересованности работать продуктивно);
  • координация работы сотрудников с помощью разъяснения им целей, планов и результатов;
  • оценка, интегрирование и контроль работы сотрудников и организации в целом.

Чтобы успешно справляться со своими функциями, менеджер должен хорошо ориентироваться в следующих науках:

1) экономике;

2) точных науках;

3) специализированных науках;

4) философии;

5) социологии;

6) психологии.

1 из 1

Как составить бизнес-план

Хорошо составленный бизнес-план — залог успеха вашей компании. Подробно о том, как это сделать, можно прочитать в статье Александры Олефиренко «Есть ли у вас план, мистер Фикс?». Мы же обратим ваше внимание только на ключевые моменты этой важной работы и обязательные составляющие бизнес-плана.

1. При написании бизнес-плана можно пользоваться шаблонами (заготовками из Интернета), но писать и рассчитывать все нужно самостоятельно с учетом специфики вашего бизнеса и стартовых обстоятельств. Необходимо с помощью логики и цифр доказать (себе, инвестору, банку), что инициируемый вами бизнес жизнеспособный и выгодный.

2. Не приукрашивайте действительность, реально оценивайте свои возможности, не раздувайте финансовые показатели, учитывайте свое положение на рынке. Бизнес-план должен быть реальным и рассчитанным во времени. Только тогда по нему можно будет работать.

3. Наметьте четкие цели и реальные пути их достижения. Бизнес-план — это план ваших действий, схема проезда в незнакомое место, куда вы очень хотите попасть. На этой схеме должны быть четко указаны: цель вашего путешествия; маршрут; вид транспорта, которым вы будете передвигаться; пересадочные станции или места заправки; трудные участки дороги, которые вас подстерегают в пути, и варианты их преодоления; количество необходимых попутчиков; пункты, где можно отдохнуть и перекусить; все, что вам нужно взять с собой в дорогу; сумма средств, которые понадобятся для вашего увлекательного путешествия.

4. Оставьте место для маневров на случай непредвиденных обстоятельств. Бизнес-план должен рассчитываться с небольшим финансовым запасом на случай вероятных рисков и предусматривать варианты их преодоления.


Обязательные пункты бизнес-плана:

1. Цель создания бизнеса (опишите в общем виде, зачем создается компания, в чем состоит суть бизнес-идеи, приведите финансово-экономические показатели деятельности бизнеса, которых вы хотите достичь).

2. Область, в которой будет работать.

Опишите тип бизнеса, в котором будете работать (производство, розничная или оптовая торговля, предоставление услуг).

Расскажите о своем опыте в данной сфере бизнеса.

Укажите активы, которыми вы располагаете.

Кратко опишите процесс производства продукта.

Перечислите источники, которыми вы пользовались для изучения ситуации на рынке.

3. Стратегический план (подробно опишите способы и средства реализации плана; приведите маркетинговые расчеты; оцените возможности и риски, сильные и слабые стороны бизнеса).

Охарактеризуйте продукт, который будете выпускать, с производственной и технической точек зрения, расскажите, в чем состоит его уникальность и конкурентные преимущества. Приведите схемы производства продукта, эскизы, фотографии, макеты, чертежи, технические спецификации на продукт и пр.

Разъясните структуру цен на ваш продукт, его себестоимость, размер маржи с единицы продукции и т. д.

Опишите своих клиентов.

Приведите данные маркетинговых исследований по вашему проекту.

Охарактеризуйте конкурентную среду (активность рынка, количество конкурентов, какой процент рынка вы собираетесь занять).

Опишите средства достижения поставленных целей, что именно и каким образом вы будете делать.

4. Организационная структура компании (составьте штатное расписание, опишите, кто и что будет делать).

5. Финансовый расчет (укажите необходимый размер стартового капитала, составьте подробный прогноз дохода и расходов, в том числе на содержание штата, рассчитайте точку безубыточности, период окупаемости, план погашения кредита или возврата инвестиций и пр.).

Приведите краткий список задач, которые необходимо решить для выполнения плана, а также контрольные отметки, по которым можно оценить степень их выполнения (ежемесячные, квартальные (годовые) объемы продаж, прибыли, число клиентов и пр.).

6. Выводы (кратко опишите, каких результатов вы достигнете в результате выполнения плана, что это даст вам, клиентам, обществу, инвестору).

И еще одно очень важное замечание. Не приступайте к написанию бизнес-плана, пока не проведете маркетинговые исследования. Ведь все ваши начальные цифры для финансового расчета и предположения о востребованности вашего продукта основаны на личных домыслах, которые могут быть далеки от истины.


Информация к размышлению

Ассоциация частных инвесторов Украины — единственное объединение инвесторов в Украине. Ее членами являются частные инвесторы — физические лица, венчурные фонды, корпоративные венчурные инвесторы, финансовые компании, портфельные инвесторы.

Помимо предоставления стартового капитала частные инвесторы делятся своим профессиональным и управленческим опытом, чего обычно не хватает компаниям на старте, а также необходимыми связями, обеспечивают репутационную поддержку.

Однако, обращаясь за финансовой помощью к венчурному фонду, нужно быть готовыми к тому, что они предложат откровенно невыгодные условия. Ваш бизнес всегда будет зависеть от денег и настроений «венчурных» спонсоров.


Как подобрать

Работа с людьми — одна из основных функций менеджера. Вам нужно подобрать не просто профессионалов, а людей, с которыми вы сможете сотрудничать. Кроме того, эти люди должны дополнять друг друга и хорошо ладить между собой. В реальности это бывает очень редко, но не потому что люди плохие, а потому что менеджеры не работают над этим вопросом, пускают все на самотек и сваливают эту работу на менеджеров по персоналу.

Безусловно, работники отдела кадров помогут вам в этом, это их прямая обязанность. Но и вам нужно помочь им сориентироваться, кого именно надо искать. Станьте на время HR-директором. Лучше чем вы никто не сможет подобрать вам команду. HR сможет оценить профессиональный опыт кандидата, возможно даже, расскажет вам, какой он человек. Но почувствовать, сможете ли вы с ним сработаться, насколько развиты в нем те качества, которые важны для вас, вписывается ли он в ваш коллектив, сможете только вы сами.

Итак, опишите портрет вашего идеального кандидата с учетом задач подразделения, особенностей людей, которые уже у вас работают, профессиональных и личностных качеств, которыми должен обладать такой человек. Передайте свои пожелания в отдел кадров и обязательно присутствуйте на собеседованиях с кандидатами. Только в личной беседе можно более-менее реально оценить человека. Обращайте внимание не только на информацию, которую вы услышите от кандидата, но и на его реакции, эмоции, суждения и оценки в разговоре.

Выбирайте лучших. Да, профессионалы стоят дороже, их сложнее заинтересовать и удержать, но эффективность их работы покроет все издержки. Вам не придется контролировать каждый шаг, терять время на объяснения и исправление чужих ошибок, выполнять за них работу, искать замену и начинать все заново. Распределяя доступный вам бюджет, разделите его на две части. Одна пойдет на команду, другая — на все остальное.

Вместе с тем, чтобы создать здоровую атмосферу в коллективе, надо подобрать команду так, чтобы в ней были разные люди. Хорошо, если в команде есть те, кто любит общаться и готов прийти на помощь другим. Они помогут создать хорошее настроение в офисе, наладить сотрудничество, вовремя отреагируют на трудности, просигнализируют о необходимости что-то изменить и т. д. Сотрудники должны сотрудничать, делиться опытом, поддерживать друг друга и вдохновлять. Если они «зажимают» важную для команды информацию, вряд ли это принесет пользу вашему проекту, другим сотрудникам и вам лично. Кстати, настоящие профессионалы никогда так не делают, они охотно делятся всем, что сами умеют, и с удовольствием учатся у других.


Организация эффективной работы

С первых же дней жизни вашей компании позаботьтесь о том, чтобы отделы и отдельные сотрудники не превратились в «острова», сосредоточенные исключительно на решении своих задач. Это бич современных компаний. Конечно, эта информация больше касается менеджеров высшего и среднего звена, поскольку именно от них зависит, будет ли в компании построена неформальная система взаимодействия отделов. Но и менеджеры первого звена должны проявлять инициативу, обращаться к менеджерам высшего звена за разъяснениями, сигнализировать о проблемах и пр.

Ваши сотрудники должны осознанно делать свое дело. Для этого им необходимо понимать цели и задачи компании в целом. Проводите планерки, обсуждайте на них такие вопросы. Не нужно превращать их в многочасовые заседания. Все должно быть коротко и ясно: оценка результатов, новая информация, план. Обязательно завершайте совещания на положительной ноте, озвучивайте план дальнейших действий.

В повседневной работе для решения текущих задач активно используйте электронную почту, телефон и прочие средства связи. Только общаясь, люди могут взаимодействовать. В какой форме это делать — решать вам, многое зависит от индивидуальных особенностей людей, с которыми вам придется общаться. Уметь найти подход к каждому — тоже часть таланта менеджера.

Еще один очень важный момент. Не пытайтесь все делать сами. Да, вы за все отвечаете и должны контролировать рабочий процесс, но, делегируя какую-то работу другому человеку, нужно делегировать и право принимать решения. Не пытайтесь постоянно вмешиваться в работу своих подчиненных. По мере развития бизнеса, сплочения команды и роста взаимного доверия контроль со стороны лидера обычно ослабевает, а сознательность сотрудников растет. Так что со временем вам станет легче работать.

Каждый человек имеет право ошибаться, главное, чтобы он не повторял свои ошибки. Работайте с людьми. Будьте терпеливы и терпимы, относитесь к людям уважительно, цените их труд — это главный мотиватор, не требующий денег.

Не стоить тратить время на подхалимов, выскочек, льстецов, завистников, интриганов, лентяев и шпионов. Даже если они профессионалы высокого уровня, расставайтесь с ними без сожаления. Сэкономите время и силы, а также сохраните нервы. Причем не только себе, но и всей команде. Такие люди легко предают, плетут интриги, сплетничают, не дают нормально работать, создают конфликты, разлагают дисциплину, информируют конкурентов, одним словом, разрушают и команду, и бизнес в целом. Ищите созидателей!

Если вы правильно выстроите свои отношения с сотрудниками, команда будет стараться работать эффективно. И все будут знать, чье слово последнее.


Где взять деньги

Что бы вам ни говорили умные книги и опытные бизнесмены, которые зарабатывают тем, что читают семинары о бизнесе, запомните одно — существует только четыре реальных источника денег для старта бизнеса:

  • семейные сбережения (заработанные или унаследованные деньги, а также недвижимость, которую можно продать);
  • богатые друзья, которые доверяют вам настолько, что готовы поделиться с вами определенной суммой (но не забывайте пословицу «Если хочешь потерять друга, дай ему деньги в долг»);
  • банки;
  • частные инвесторы (бизнес-ангелы).

В других странах существуют разного рода объединения и союзы предпринимателей, которые помогают встать на ноги начинающим бизнесменам, в том числе финансово. В Украине тоже создано несколько подобных организаций (к примеру, Украинский союз промышленников и предпринимателей), но денег они не дают, могут помочь только информацией и юридическо-правовой поддержкой (см. Информацию к размышлению).

От городских властей, которые декларируют готовность помочь бизнесу в регионе, вы тоже ничего не добьетесь. Выделенными на это деньгами пользуются только «свои» люди.

Банки неохотно финансируют малый бизнес (можно взять кредит только как частное лицо), работают только с крупными партнерами. Особенно сейчас, когда банковская система переживает тяжелейший кризис. Да и все уже знают, что такое коллекторские фирмы. Думаю, вы догадываетесь, почему их так много расплодилось. Потому что люди насмотрелись по телевизору, как хорошо быть богатым и как легко взять кредит… Воспользоваться этим вариантом можно только в том случае, если вы на 100 % уверены, что бизнес позволит быстро заработать кучу денег (например, если это сверхприбыльный или… криминальный бизнес). Иначе вам придется очень долго жить в долг, а это крайне неприятно, а иногда даже опасно для жизни.

Венчурные фонды могут помочь финансово, но, воспользовавшись их деньгами, вы навсегда поставите свой бизнес в зависимость от настроений и прихотей владельцев такого фонда. По сути, это будет не ваш бизнес, а вы будете наемным работником венчурного фонда.

Наиболее удачный вариант — иметь собственные деньги или найти бизнес-ангела. Насколько трудно найти бизнес-ангела? Многое зависит от сути вашей бизнес-идеи, реалистичности и привлекательности составленного вами бизнес-плана, вашего желания и умения убеждать цифрами и доказывать делами, трудолюбия и оптимистичности вашей жизненной позиции. Стройте бизнес пошагово, с учетом своего опыта и возможностей. Если решили воспользоваться чужими деньгами, то берите их частями. Сначала организуйте небольшую фирму, которая будет приносить реальный доход, а потом постепенно расширяйте бизнес.

Если вы знаете другие источники финансирования бизнеса — пишите в комментариях к данной статье, делитесь опытом.

1 из 1

Источники финансирования бизнеса:

  • семейные сбережения (заработанные или унаследованные деньги, а также недвижимость, которую можно продать);
  • богатые друзья;
  • банки;
  • частные инвесторы (бизнес-ангелы).

1 из 1

От рядового сотрудника менеджер отличается тем, что результатов своего труда он добивается с помощью координации работы других работников.

Чтобы стать эффективным менеджером, нужно не только обладать знаниями в области экономики и психологии, но и уметь работать с людьми, получать от этого удовольствие, а также хорошо разбираться в технологии производства бизнес-продукта.

Бизнес-план — очень важный стартовый документ. Если его грамотно рассчитать и учесть реальное положение дел, скорее всего, бизнес будет успешным. В штате обязательно должен быть профессиональный и честный маркетолог, который поможет не только правильно рассчитать стартовые данные, но и позволит гибко реагировать на изменения на рынке, переживать кризисные явления с наименьшими потерями.

Чтобы хорошо справляться с функциями менеджера, нужно сначала правильно подобрать команду. Желательно, чтобы это были не только профессионалы высокого класса, но и просто инициативные, добрые и отзывчивые люди. Тогда работать будет и интересно, и приятно. Не пытайтесь все делать сами или постоянно контролировать своих сотрудников. Если команда подобрана правильно и вы с уважением относитесь к труду своих подчиненных, сотрудники и сами будут работать эффективно.

Деньги на развитие бизнеса найти трудно, но возможно. Самый лучший вариант — иметь собственные средства или найти бизнес-ангела. Успех поисков зависит от сути бизнес-идеи, реалистичности и привлекательности бизнес-плана, вашего таланта убеждать цифрами, а также оптимистичности вашей жизненной позиции.


Дата подготовки
20.11.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Составляющие успешного бизнеса