• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Составляем отчет о льготах за I квартал 2016 года

Елена Жураковская

20.04.2016 7869 0 2


Для кого эта статья: для сельхозпредприятий, которые в I квартале 2016 года пользовались льготами по налогообложению.


Порядок составления и представления Отчета

Согласно пп. 16.1.6 Налогового кодекса (далее – НК) налогоплательщик (в т. ч. и сельскохозяйственный товаропроизводитель) обязан подавать контролирующим органам информацию (сведения) о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот, и направлениях их использования.

Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования (далее – СХ) в бюджет в связи с получением налоговых льгот, и форма Отчета о суммах налоговых льгот (далее – Отчет) утверждены постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233 (далее – Порядок № 1233, Отчет).

Следует отметить, что на официальном веб-портале ГФС в подразделе «Проекты регуляторных актов» раздела «Деятельность» размещен проект постановления КМУ о внесении изменений в вышеупомянутое постановление. Однако на момент подписания номера в печать это постановление не вступило в силу.

Как заполнять графы Отчета, покажем в табл. 1.

Таблица 1

Наименование графы

Содержание

Код налога, сбора

Код налога и сбора в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной приказом Минфина от 14.01.11 г. № 11 (далее – Приказ № 11)

Наименование налога, сбора

Наименование налога и сбора в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной Приказом № 11

Код льготы согласно справочнику льгот

Код налоговой льготы по каждому виду налоговых льгот в соответствии со Справочником льгот, утвержденным ГФС (см. далее в консультации)

Наименование налоговой льготы

Наименование налоговой льготы по каждому виду налоговых льгот в соответствии со Справочником льгот, утвержденным ГФС

Сумма налоговых льгот, грн.:
– итого

Объем льгот по платежам, которые осуществлены в сводный бюджет

– в т. ч. из государственного бюджета

Объем льгот по платежам, которые осуществлены в государственный бюджет

Срок пользования налоговыми льготами в отчетном периоде:
– дата начала

Дата начала пользования налоговыми льготами в отчетном периоде – число, месяц, год*

– дата окончания

Дата окончания пользования налоговыми льготами в отчетном периоде – число, месяц, год*

Сумма налоговых льгот, использованная по целевому назначению, грн.:
– итого

Объем льгот по платежам в соответствии со Справочником льгот в случае целевого использования налоговых льгот

– в т. ч. из государственного бюджета

Объем льгот по платежам в соответствии со Справочником льгот в случае целевого использования налоговых льгот

* В случае если срок пользования налоговой льготой установлен до начала отчетного периода и продолжается после его окончания, такой срок совпадает с датой начала и окончания указанного периода.

Отчет представляется СХ за 3, 6, 9 и 12 календарных месяцев по месту его регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода.

Следовательно, последний срок представления Отчета за I квартал 2016 года – 10.05.16 г. Заполняется он в гривнях без копеек. Если СХ льготами не пользуется, Отчет не представляется (п. 3 Порядка № 1233).

Льготы для сельхозпредприятия

Основными налогами, льготами по которым обычно пользуются сельхозпредприятия, являются НДС и земельный налог. В табл. 2 приведем основные льготы, которыми могли пользоваться сельхозпредприятия в І квартале 2016 года, в соответствии с действующим на сегодняшний день Справочником № 78/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, по состоянию на 01.04.16 г., и Справочником прочих налоговых льгот № 78/2:

Таблица 2

Код льготы

Наименование льготы

Норма НК

1

2

3

Земельный налог с юридических лиц (код налога – 18010500)

18010504

Не уплачивается налог за земельные участки сельхозпредприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками, до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений

Пп. 283.1.5

18010532

Не уплачивается налог за земли сельхозугодий, которые находятся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения

Пп. 283.1.2

18010507

Не уплачивается налог за земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур

Пп. 283.1.3

18010531

Не уплачивается налог за сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий в результате Чернобыльской катастрофы и химически загрязненных сельхозугодий, на которые введено ограничение по ведению сельского хозяйства

Пп. 283.1.1

НДС (код налога – 14060100)

14010450

Спецрежим в сфере сельского хозяйства

Положительная разница между суммой налоговых обязательств отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита отчетного (налогового) периода субъекта спецрежима обложения НДС, который осуществляет деятельность в сфере сельского хозяйства (лесного хозяйства и/или рыболовства), в размерах, определенных п. 209.2 НК, подлежит перечислению на спецсчета, открытые ему в учреждениях банков и/или в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств

П. 209.2

14010451

Спецрежим в сфере лесного хозяйства

14010452

Спецрежим в сфере рыболовства

14010453

Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет сельхозпредприятиями всех форм собственности, которые соответствуют критериям, определенным ст. 209 НК, но не выбрали спецрежим налогообложения деятельности в сфере сельского, лесного хозяйства и рыболовства, предусмотренный ст. 209 НК, и на общих основаниях считаются плательщиком НДС, за реализованные ими молоко, скот, птицу, шерсть собственного производства, а также за молочные продукты, молочное сырье и мясо продукты, произведенные в собственных перерабатывающих цехах, остается в распоряжении этих сельхозпредприятий в размере, определенном в п. 209.2 НК, и направляется на поддержку собственного производства животноводческой продукции

П. 209.18

14010394

По нулевой ставке облагаются налогом операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины (далее – ТТУ) в таможенном режиме экспорта

Пп. «а» пп. 195.1.1

Следует отметить, что согласно п. 297.1 НК плательщики единого налога четвертой группы освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по следующим налогам и сборам:

  • по налогу на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются ими для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
  • рентной плате за специальное использование ими воды.

Однако эти льготы не включены в вышеупомянутые Справочники льгот, и поэтому отчитаться по ним нет возможности.

Расчет суммы льгот

Сумма льготы по земельному налогу равна сумме этого налога, которую должно было бы уплатить сельхозпредприятие в случае отсутствия у него льготы.

Как исчислять суммы льгот по НДС, определено в Порядке, утвержденном приказом ГНАУ от 29.03.11 г. № 167 (далее – Порядок № 167).

Так, согласно п. 3. подразд. 2 разд.II Порядка № 167 расчет не внесенных в госбюджет сумм НДС из-за применения нулевой ставки производится по алгоритму:

СН = (Vпост. нулев – Vприоб) х Размер ставки налога,

где           СН – сумма льгот;
                Vпост. нулев – объемы операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или операций по поставке товаров (услуг) на ТТУ, облагаемых налогом по нулевой ставке, – из разд. I «Налоговые обязательства» декларации по НДС;
                Vприоб – объемы операций по приобретению товаров (услуг), использованных в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и/или в операциях по поставке товаров (услуг) на ТТУ, которые облагаются налогом по нулевой ставке.

Следует обратить внимание, что показатель Vприоб исчисляется расчетным путем (следует выбрать суммы НДС, которые были включены в налоговый кредит во время приобретения товаров (услуг), использованных при производстве экспортированной сельхозпродукции).

Что касается исчисления суммы льгот по НДС при применении спецрежима, то в соответствии с п. 2 подразд. 3 разд. II Порядка № 167 сумма льготы, которой воспользовался сельхозтоваропроизводитель на основании ст. 209 НК, равна сумме НДС, которая остается в его распоряжении (направляется на спецсчет).

До 01.01.16 г. сумма льготы по НДС субъекта спецрежима равнялась сумме налогового обязательства, задекларированного сельхозпредприятием по спецрежимной декларации по НДС. Однако, как известно, с 01.01.16 г. не вся сумма налогового обязательства по спецрежимной декларации направляется на спецсчет, а только ее часть.

Следовательно, сумма льготы по НДС за I квартал 2016 года в связи с применением спецрежима должна равняться общей сумме НДС, задекларированной в строках 18.2 спецрежимных деклараций по НДС за этот период. Такая сумма отражается в графе «Сумма налоговых льгот, грн.» Отчета. В графе «Сумма налоговых льгот, которая использована по целевому назначению, грн.» указывается сумма средств, использованных со спецсчета на расходы, связанные с производством сельхозпродукции в I квартале 2016 года.

Заметим, что показатели вышеуказанных граф обычно не совпадают, ведь фактически использованных средств со спецсчета может оказаться как меньше суммы начисленной льготы, так и больше (в случае наличия переплаты). Однако следует обратить внимание: если сельхозпредприятие уплатило на спецсчет и использовало больше средств, нежели было задекларировано им в спецрежимных декларациях по НДС (по стр. 18.2), то использованную сумму налоговых льгот следует указать на уровне начисленной суммы таких льгот, увеличенной на остаток средств на спецсчете по состоянию на 01.01.16 г. (см. пример). Ведь сумма, использованная сверх нормы, еще не является налоговой льготой и ее отражение в Отчете может вызвать ряд вопросов со стороны налоговых органов.

Если сельхозпредприятие осуществляло два или более видов деятельности, определенных ст. 209 НК (т. е. кроме сельского хозяйства занималось еще и лесным хозяйством и(или) рыболовством), то в Отчете следует отражать суммы льгот отдельно по каждому из таких видов деятельности в соответствии с кодами, приведенными выше. При этом общая сумма льготы по всем таким видам деятельности должна равняться сумме НДС, начисленной к уплате на спецсчет за I квартал 2016 года.

Данные, отраженные в уточняющих расчетах, которые подаются за предыдущие отчетные периоды, при составлении Отчета учитываются в периодах представления таких уточняющих расчетов. Например, если в феврале 2016 года был представлен уточняющий расчет к спецрежимной декларации по НДС за декабрь 2015 года, то его нужно будет учесть при составлении Отчета за I квартал 2016 года.

Ответственность

Порядок № 1233 не содержит механизма исправления ошибок, допущенных при составлении Отчета. Поэтому, поскольку Отчет составляется нарастающим итогом с начала года, ошибку, допущенную при составлении предыдущего Отчета (в пределах одного года), можно исправить при составлении Отчета за текущий период. А вот возможности исправить ошибку, например, за прошлый год нет.

Отчет не является налоговой декларацией в понимании НК. Поэтому финансовые санкции, предусмотренные НК за нарушение сроков представления и порядка составления налоговой отчетности, в случае аналогичных нарушений при представлении Отчета о льготах к предприятию применяться не будут.

Однако за непредставление Отчета или отражение в нем недостоверных показателей к ответственным лицам предприятия может быть применен админштраф согласно ст. 1631 КУоАП в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.). За повторное нарушение (в течение года) штраф составит от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн.).

Пример
Сельхозпредприятие-«спецрежимщик» по состоянию на 01.01.16 г. имело остаток средств на спецсчете – 20 000 грн. В течение I квартала 2016 года по спецрежимной декларации по НДС было задекларировано 170 000 грн. к уплате на спецсчет (стр. 18.2), фактически уплачено – 200 000 грн., использовано на цели, связанные с сельхозпроизводством, – 210 000 грн. Итак, сумма льготы составляет 170 000 грн.

Сумму льготы, использованную по целевому назначению, следует исчислить таким образом:

170 000 грн. + 20 000 грн. = 190 000 грн.,

где           170 000 грн. – сумма начисленной льготы;
                20 000 грн. – остаток средств на спецсчете на 01.01.16 г.

На основании приведенных данных заполняем Отчет (см. фрагмент).

<...>

Звіт про суми податкових пільг

<...>

Код податку, збору

Найменування податку, збору

Код пільги згідно з довідником пільг

Найменування податкової пільги

Сума податкових пільг, гривень

Строк користування податковими пільгами у звітному періоді

Сума податкових пільг, що використана за цільовим призначенням, гривень

усього

у т. ч. з державного бюджету

дата початку

дата закінчення

усього

у т. ч. з державного бюджету

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14060100

Податок на додану вартість

14010450

Спеціальний режим обкладення ПДВ у сфері сільського господарства згідно зі ст. 209 Податкового кодексу

170 000

170 000

01.01.16 р.

31.03.16 р.

190 000

190 000

<...>

Отчет о суммах налоговых льгот не является налоговой декларацией, поэтому последствием несвоевременного представления или неправильного составления этого отчета может быть лишь админштраф. Но несмотря на это, рекомендуем составить его правильно и подать вовремя во избежание недоразумений с налоговиками.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам, спецрежиму и праву

585 грн / квартал

Купить