• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Скидки и бонусы покупателям: учет у продавца


Из этой статьи вы узнаете:

  • как оформить предоставление скидок и бонусов на товар;
  • как отражаются в учете продавца бонусы, предоставляемые покупателям;
  • как в учете продавца отражаются скидки, предоставленные покупателям.

Виды скидок и бонусов

Условия предоставления скидок и бонусов регламентируются:

  • Законом от 03.07.95 г. № 270/96-ВР «О рекламе» (далее – Закон № 270);
  • Законом от 12.05.91 г. № 1023-XII «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 1023).

Что такое скидка?

Скидкой является временное уменьшение цены товара для его покупателей (ст. 1 Закона № 1023). Однако употреблять слово «скидка» (например, на ценнике, в витрине магазина, рекламной листовке и т. п.) субъектам хозяйствования (далее – СХ) разрешается только при выполнении следующих условий (п. 4 ст. 15 Закона № 1023):

скидки применяются к товарам, которые непосредственно реализуются таким СХ;

скидки применяются в течение определенного периода;

новая цена товара (со скидкой) меньше цены, по которой такой товар продавался до установления скидки.

Что такое бонус?

Бонусом является дополнительное вознаграждение покупателя или предоставление ему дополнительной скидки к цене товара. Бонусы могут быть:

  • разовые – предоставляются при покупке товара на определенную сумму или в определенном количестве. Например, в виде скидки на дополнительную единицу товара или получения единицы товара в подарок («три по цене двух», «при покупке порошка на 200 грн. мыло в подарок» и т. п.);
  • накопительные – размер таких бонусов зависит от суммы покупок. Для накопления бонусных сумм покупателю может выдаваться, например, купон, которым он сможет воспользоваться при оплате последующих покупок (т. е. оплатить часть товара деньгами, а часть – купоном), или бонусная дисконтная карточка. Карточки выпускаются продавцом товаров, который ведет идентифицированный учет таких карточек и накопленных на них сумм.

В чем отличие бонусной программы от скидок?

Скидки, как правило, предоставляются всем покупателям на весь товар или на определенные группы товара в течение определенного периода.

А сутью бонусной программы чаще всего является накопление бонусов, которые впоследствии позволяют выгодно совершать покупку. Такая программа направлена на длительное удержание покупателя и побуждение его совершать новые покупки. То есть это, по сути, часть программы лояльности для постоянного покупателя.

Документальное оформление

Определенных требований к документальному оформлению рекламных акций законодательство не содержит. Главное условие: при проверке контролирующим органом не должно возникать сомнений в связи рекламной акции по предоставлению покупателям скидок и бонусов с хозяйственной деятельностью предприятия. То есть в документах, регламентирующих порядок проведения таких акций, прежде всего должна быть указана цель – увеличение объема продаж, а значит, и дохода предприятия-продавца.

Так, торговому предприятию при проведении акций в виде предоставления скидок или бонусной программы рекомендуем, в частности, оформить следующие документы:

1. Приказ руководителя по предприятию о скидках или бонусной программе или Положение о скидках или бонусной программе (если такие акции проводятся на предприятии часто, рекомендуем разработать положения). В этих документах следует указать:

  • цель проведения акции;
  • условия предоставления скидок или бонусов. Например, при покупке какого товара предоставляются скидки, их размер, условия начисления бонусов, порядок их обмена на товар и т. п.;
  • перечень товаров, на который будут предоставляться скидки;
  • период, в течение которого предоставляются скидки, или период действия бонусной программы;
  • способы уведомления покупателя о проведении скидок и бонусной программы;
  • список лиц, ответственных за проведение акций.

2. Смета расходов на проведение рекламной акции.

3. Отчет ответственных за проведение акции. В отчете должны быть указаны фактически понесенные расходы (подтвержденные первичными документами).

Как информировать покупателей о скидках и бонусных программах?

О готовящихся акциях нужно объявить заранее публично. Например, с помощью объявлений на сайте компании, рекламы в СМИ, листовках, объявлениях в витринах магазина и т. п.

После публичного объявления о начале проведения распродажи потребителям должна быть представлена информация о цене товара до скидки и цене со скидкой, чтобы покупатель мог убедиться, что цена на самом деле снижена (п. 6 ст. 15 Закона № 1023). Также в розничной торговле покупателей информируют о скидках или сумме бонусов через ценники.

Продажа по скидкам (бонусам) и РРО

Регистрация скидки (бонуса) через РРО при продаже товара зависит от условий предоставления такой скидки (бонуса). Так, при проведении расчетов через РРО сумма бонусной скидки может:

  • вычитаться из общей стоимости покупки (если сумма оплаты по чеку уменьшается за счет накопленных бонусов);
  • вычитаться из стоимости отдельных товаров (если скидка предоставляется на отдельные единицы или группы товара в чеке).

Бухгалтерский учет

Учет скидок. Доход от реализации товаров отражается в бухучете в размере справедливой стоимости полученных активов (п. 21 П(С)БУ 15). То есть по кредиту субсчета 702 доход от реализации товаров отражается с учетом скидки. Себестоимость проданных товаров отражается по дебету субсчета 902.

Учет бонусов. Доход от реализации товара также отражается с учетом бонусных скидок по кредиту субсчета 702. При этом, если бонусы разовые – стоимость бонусного товара отражается в учете сразу (при его продаже) с учетом скидки. Если же бонусы накопительные, тогда на момент выдачи покупателю купона или бонусной карты и при накоплении бонусов в учете продавца ничего не происходит, поскольку продажи товара не было. А вот когда покупатель воспользуется бонусами при покупке товара, тогда продавец и отразит в составе дохода стоимость проданного товара с учетом бонусной скидки.

Расходы на изготовление бонусных купонов и дисконтных карт отражаются в составе расходов на сбыт в периоде их осуществления (п. 7, 9 П(С)БУ 16).

Налоговый учет

Финансовый результат по налогу на прибыль определяется по правилам бухучета.

НДС. Базой налогообложения является договорная стоимость товаров, но не ниже (п. 188.1 Налогового кодекса, далее – НК):

  • цены приобретения – если это продажа ранее приобретенных товаров;
  • обычной цены – если производитель продает собственные товары. Напомним: согласно пп. 14.1.71 НК, обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

Иными словами, если цена продажи с учетом скидки (бонуса) меньше цены приобретения или обычной цены, то продавец – плательщик НДС должен доначислить налоговые обязательства на разницу. Для этого нужно выписать налоговую накладную (далее – НН) с типом причины 15 или 17 на дату продажи товара. Такая налоговая накладная подлежит регистрации в ЕРНН в общем порядке.

Напомним: в случае несвоевременной регистрации НН с типом причины 15 или 17 штраф не применяется.

Пример 1
Продажа товара со скидкой в пределах торговой наценки

Предприятие розничной торговли предоставляет скидки на летнюю обувь в размере 30 % в период с 25.07.16 г. по 25.08.16 г. Покупная стоимость акционного товара – 70 000 грн. (кроме того НДС – 14 000 грн.), размер торговой наценки – 80 %. Продажная стоимость товара – 126 000 грн. (в т. ч. НДС – 21 000 грн.). За время действия акции весь акционный товар был продан.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Передан товар со склада в магазин

Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11*

282

281

70 000

2

Начислена торговая наценка

Бухгалтерская справка

282

285

56 000

3

Отражен доход от реализации товара с учетом скидки
(126 000 – 126 000 х 30 %)

Z-отчет РРО

301

702

88 200

4

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

14 700

5

Списана сумма торговой наценки(методом «сторно»)

Бухгалтерская справка

282

285

 56 000

6

Списана себестоимость реализованного товара

902

282

70 000

7

Списаны на финансовый результат:
– доход от реализации товаров

 702

 791

 73 500

– себестоимость реализованных товаров

791

902

70 000

* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Пример 2
Продажа товаров со скидкой по цене ниже цены приобретения

Предприятие розничной торговли осуществляет сезонную распродажу товаров со скидкой в размере 40 %. Акция действует с 15.07.16 г. по 15.08.16 г. Покупная стоимость акционного товара – 90 000 грн. (кроме того НДС – 18 000 грн.). Товар был передан в магазин с торговой наценкой 70 %. То есть продажная стоимость товаров до скидки составляла 153 000 грн. (в т. ч. НДС – 25 500 грн.). Перед началом распродажи была произведена уценка товара до чистой стоимости реализации – до 76 500 грн. За время действия акции весь акционный товар был продан.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Оприходован на склад и передан в торговый зал приобретенный для продажи товар

Типовая форма № М-11

281

631

90 000

282

281

90 000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

18 000

3

Начислена торговая наценка

Бухгалтерская справка

282

285

63 000

4

Произведена уценка акционного товара на сумму:
– уценки (методом «сторно»)

Акт уценки, приказ

 282

 285

 63 000

– превышения первоначальной стоимости товара над чистой стоимостью реализации

946

282

13 500

5

Отражен доход от реализации товара со скидкой
(153 000 – 153 000 х 40 %)

Z-отчет РРО

301

702

91 800

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

15 300

7

Доначислены налоговые обязательства по НДС на разницу между ценой приобретения и ценой продажи товара

Налоговая накладная

949

641

2 700

8

Отражена себестоимость товара по чистой стоимости реализации

Бухгалтерская справка

902

282

76 500

9

Списаны на финансовый результат:
– доходы от реализации товара

 702

 791

 76 500

– себестоимость реализованных товаров

791

902

76 500

– расходы

791

949

2 700

791

946

13 500

Пример 3
Разовые бонусы

Торговое предприятие реализует бонусную программу: при покупке товара А стоимостью 96 грн. (в т. ч. НДС – 16 грн.) товар Б можно приобрести по цене 1,20 грн. (в т. ч. НДС – 0,20 грн.). Покупная стоимость товара А – 66 грн. (в т. ч. НДС – 11 грн.) за единицу, а товара Б – 12 грн. (в т. ч. НДС – 2 грн.) за единицу.

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Передан со склада в магазин:
– товар А

Типовая форма № М-11

 282

 281

 55,00

– товар Б

10,00

2

Начислена торговая наценка

Бухгалтерская справка

282

285

46,00

3

Проданы покупателю товары А и Б, участвующие в бонусной программе

Чек РРО

333

702

97,20

4

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

16,20

5

Списана сумма торговой наценки
(методом «сторно»)

Бухгалтерская справка

282

285

46,00

6

Списана себестоимость:
– товара А

 902

 282

 55,00

– товара Б

10,00

7

Списаны на финансовый результат:– доход от реализации товаров

 702

 791

 81,00

– себестоимость реализованных товаров

791

902

65,00

Пример 4
Накопительные бонусы

Предприятием розничной торговли распространяются среди покупателей дисконтные бонусные карты. Расходы на изготовление карт составили 4 200 грн. (в т. ч. НДС – 700 грн.). По условиям бонусной программы сумма в размере 3 % от стоимости каждой покупки пополняет бонусный счет карты. Воспользоваться бонусами для оплаты товара покупатель сможет, когда сумма бонусов на его бонусной карте составит 300 грн. Эквивалент: 1 бонус = 0,50 грн.

Учет операций показан в таблице (проводки с торговыми наценками не приводятся).

(грн.)


п / п

Содержание операции

Первичные документы

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

1

Оприходованы продавцом бонусные карты

Приходный ордер типовой формы № М-4*

209

631

3 500

2

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

641

631

700

3

Оплачены карты предприятием

Выписка банка

631

311

4 200

4

Выданы карты покупателям

Типовая форма № М-11

93

209

3 500

5

Реализован товар предъявителю дисконтной карты

Чек РРО

301

702

12 000

6

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

2 000

7

Списана себестоимость реализованного товара (сумма условная)

Бухгалтерская справка

902

282

6 900

8

Реализован товар предъявителю дисконтной карты с учетом бонусов (900 – 180**)

Чек РРО

301

702

720

9

Начислены налоговые обязательства по НДС

Итоговая налоговая накладная

702

641

120

10

Списана себестоимость реализованного товара

Бухгалтерская справка

902

282

570

11

Списаны на финансовый результат:
– доход от реализации товаров

 702

 791

 10 600

– себестоимость реализованных товаров

791

902

7 470

* Утверждена Приказом № 193.
** Рассчитаем сумму бонуса по карте: 12 000 грн. х 3 % = 360 (бонусов)
В денежном эквиваленте сумма бонуса составляет 180 грн. (360 х 0,50 грн.)

Выводы

1. Цель проведения акций в виде скидок и бонусных программ – увеличение объема продаж, а значит, и дохода предприятия-продавца.

2. Доход от продажи акционных товаров отражается в учете продавца с учетом скидок.

3. При выдаче покупателю купона или бонусной карты и при накоплении бонусов в учете продавца ничего не отражается.

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 1

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Скидки и бонусы покупателям: учет у продавца