Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Семинар в Николаеве: ответы на вопросы об оплате труда и отпуске


п / п

Вопрос

Краткий ответ, где опубликован и/или нормативная база

1

2

3

1

Может ли быть выплачена материальная помощь на оздоровление в размере среднемесячной зарплаты в случае предоставления должностному лицу органа местного самоуправления отпуска, не использованного в прошлые годы, и аналогичная помощь в случае предоставления ежегодного отпуска за текущий рабочий год, если это происходит в одном и том же календарном году?

Нет, не может. Ответ ищем в пп. 3 п. 2 постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268 (далее – Постановление № 268), которым предусмотрено предоставление работникам материальной помощи для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере, не превышающем среднемесячной зарплаты работника. Поэтому ревизоры могут зафиксировать факт нарушения указанной нормы, если размер помощи на оздоровление за год, независимо от того, к какому или к каким из отпусков она предоставляется, превысит среднемесячную зарплату.
Тот факт, что даже в случае, если размер помощи для того или иного работника превышает размер среднемесячной зарплаты, смета позволит провести расчеты по таким выплатам с другими работниками в полном размере, для ревизоров, как правило, не является аргументом в пользу правильности действий учреждения

2

Подлежали ли возмещению из бюджета выплаты мобилизованным работникам-совместителям в прошлые годы?

Да, подлежали. Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.15 г. № 105, которым определена процедура подготовки работодателями информации для получения возмещения из бюджета в размере выплат среднего заработка призванных на военную службу во время мобилизации работников, ограничений в отношении работников-совместителей не содержит. Обращаем внимание, что начиная с 01.01.16 г. возмещение указанных расходов из бюджета работодателям не производится (основание – Закон от 24.12.15 г. № 911-VIII)

3

Считается ли месяцем повышения дохода месяц, в котором было снято и возобновлено повышение за квалификационную категорию?

Нет, такой месяц не считается месяцем повышения дохода в понимании абзаца первого п. 5 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078, где речь идет о повышении месячной зарплаты по сравнению с предыдущим месяцем.
Если же в течение одного и того же календарного месяца произошло временное снижение оклада (повышение за квалификационную категорию было отменено), а затем он достиг предыдущего размера (были основания для возобновления выплаты повышения за квалификационную категорию), констатировать повышение оклада в месяце, следующем за тем, в котором происходили отмена и возобновление повышения за категорию нет оснований

4

Имеет ли право на ежегодный отпуск работница после отпуска по уходу за ребенком?

Имеет, но при определенных условиях и при следующих основаниях.
Во-первых, если она не использовала полностью или частично право на ежегодный отпуск за отработанный полностью или частично рабочий год до начала отпуска по уходу за ребенком. Заметим, что период самого отпуска по уходу за ребенком не включается в стаж, дающий право на ежегодный отпуск (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, далее – Закон № 504), т. е. его продолжительность не учитывается при определении продолжительности отработанного периода рабочего года.
Во-вторых, если она использовала право на ежегодный отпуск за период до отпуска по уходу за ребенком, но после такого отпуска отработала хотя бы один день. Ведь согласно ч. 9 ст. 10 Закона № 504 ежегодные отпуска за второй и следующие годы работы могут быть предоставлены работнику в любое время соответствующего рабочего года, т. е. рабочий год должен, по крайней мере, начаться или продолжиться после перерыва на отпуск по уходу за ребенком

5

Может ли быть выплачена помощь для решения социально-бытовых вопросов госслужащему, проработавшему в организации менее года?

Да, может. Законодательство, а именно пп. 3 п. 2 Постановления № 268, не выдвигает каких-либо условий для предоставления такой помощи в зависимости от отработанного времени. Руководитель принимает решение о выплате помощи для решения социально-бытовых вопросов исходя из обстоятельств, изложенных работником в заявлении, и в соответствии с положением о ее предоставлении, принятом в учреждении

6

В случае если для суммированного учета учетным периодом выбран квартал, как рассчитать сверхурочное количество часов:
а) если в сентябре этого года работник половину месяца болел;
б) если последний рабочий день работника приходится на 1 декабря?
Большинство остальных работников учреждения работают на условиях 5-дневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье

И для первого, и для второго случая рассчитывать сверхурочное количество часов следует по схеме, предложенной в примере, который приведен в п. 12 Методических рекомендаций по применению суммированного учета рабочего времени, утвержденных приказом Минтруда от 19.04.06 г. № 138.
Так, в случае отсутствия на работе работника, который работает на условиях суммированного учета рабочего времени, из-за болезни или в связи с увольнением сначала определяемся, сколько часов этот работник при указанных обстоятельствах отработал бы в соответствующем квартале, если бы работал на условиях 5-дневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье. Потом сравниваем полученный результат с фактическим количеством отработанных часов в том или ином квартале.
Если фактическое количество превышает расчетное по норме 5-дневной рабочей недели, количество часов превышения должно быть оплачено в двойном размере часовой ставки (ст. 106 КЗоТ)

7

Согласно принятому в нашем учреждении положению о премировании премия выплачивается в месяце, следующем за отчетным. Так сложилось, что в ноябре, как исключение, была выплачена премия и за октябрь, и за ноябрь.
Как ее учитывать при исчислении среднего заработка для оплаты декабрьской команди­ровки?

В данной ситуации для определения среднего заработка для оплаты дней командировки следует действовать по общему правилу, установленному п. 3 разд. ІІІ Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Постановление № 100, Порядок № 100), а именно: премии включать в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости (в нашей ситуации – ноября).
Согласно положениям данного пункта распределению по месяцам подлежат премии, выплаченные в одном месяце за квартал или больший период. Иное Порядком № 100 не предусмотрено. Поэтому, если учреждение поступит с общей суммой премии, выплаченной по показателям работы двух месяцев в одном месяце, как с квартальной (т. е. для определения средней зарплаты условно распределит ее на 2 месяца), контролеры могут обвинить его в нарушении требований Порядка № 100

8

На последний из 12 месяцев расчетного периода приходится нетрудоспособность работника, закончившаяся в месяце предоставления ежегодного отпуска, в котором и было начислено пособие по нетрудоспособности.
Следует ли распределять сумму такого пособия по месяцам болезни при расчете суммы оплаты отпуска?

Нет, такое распределение Порядком № 100 не предусмотрено. Согласно абзацу третьему п. 3 Порядка № 100 все выплаты включаются в расчет средней заработной платы в том размере, в котором они начислены.
В рассматриваемой ситуации пособие по нетрудоспособности в последнем месяце расчетного периода начислено не было, поэтому включение его размера в расчет средней зарплаты для оплаты отпуска может быть расценено как завышение расходов на оплату труда. Это очевидно.
Если же рассматривать противоположное мнение некоторых экспертов, а именно о необходимости распределения пособия по нетрудоспособности по месяцам в нашей ситуации, то обращаем внимание, что аргументов в пользу такого подхода Порядок № 100 не содержит. Как и не существует соответствующих разъяснений от Минсоцполитики при участии Минфина, что предусмотрено п. 2 Постановления № 100 для случая, когда речь идет о расходовании на оплату отпусков бюджетных средств

9

Как повлияет на индексацию доходов работников установление минимальной зарплаты (далее – МЗП) на уровне 3 200 грн., если это произойдет?

Напомним, что согласно п. 5 Порядка № 1078 изменение размера права работника на индексацию, а также изменение месяца начала расчета индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) для определения права на текущую индексацию (таковой называют индексацию в связи с ростом цен) происходит только в случае, если в том или ином месяце повысятся оклады или тарифные ставки (далее – оклады).
Если же начиная с 2017 года мы будем пользоваться положениями законопроекта № 5130 (при условии что такие положения обретут статус норм соответствующего закона), то (обращаем внимание) ими не предусмотрена прямая связь повышения окладов с установлением нового размера МЗП.
Если рассматривать оплату по ЕТС, то базовый тарифный разряд работника 1-го тарифного разряда будет, как и ранее, устанавливаться Кабмином. В зависимости от него будут формироваться оклады по тарифной сетке при условии, что должностной оклад не может быть установлен на уровне, меньшем прожиточного минимума, который сейчас равен 1 600 грн.
Если при соблюдении таких требований общая сумма зарплаты, не включая составляющие, перечисленные в абзаце четвертом пп. 2 п. 15 законопроекта № 5130 (доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, за работу в ночное и сверхурочное время, разъездной характер работ, премии к праздничным и юбилейным датам) не достигает МЗП, такому работнику должны выплачивать доплату в виде разницы между МЗП и общей суммой зарплаты. И если при начислении доплаты повышение самого оклада не произойдет, основания для изменения суммы индексации не возникнут (п. 5 Порядка № 1078). Это же касается осуществления доплат до уровня МЗП госслужащим и должностным лицам местного самоуправления, если их оклады вместе с другими составляющими, за исключением перечисленных в абзаце четвертом пп. 2 п. 15 законопроекта № 5130, окажутся меньше величины МЗП

10

В некоторых публикациях предлагается следующий подход к индексации вновь принятых работников в бюджетном учреждении, где оплата проводится по ЕТС: если работник трудоустроился в учреждение в ноябре 2016 года, то индексацию ему следует определить исходя из месяца повышения дохода других работников по аналогичной должности – мая этого года.
Следует ли это из норм п. 102 Порядка № 1078? Если нет, то при каких условиях приведенный выше подход был бы правомерен?

Нет, из норм п. 102 Порядка № 1078 приведенный в вопросе подход не следует. В указанном пункте никаких рекомендаций о том, что для индексации новопринятых работников ориентиром является порядок индексации работников по аналогичным должностям, нет. Кроме того, очевидно, что в подходе, который рассматривается в вопросе, решающим событием для определения порядка индексации новопринятых работников является последнее законодательное повышение окладов по аналогичной должности. Если бы такая норма присутствовала в Порядке № 1078, с таким подходом можно было бы согласиться.
Если же мы обратимся к тексту п. 102 Порядка № 1078, то не найдем там никаких указаний по ориентации на последнее законодательное повышение окладов. Речь идет просто о повышении оклада, поэтому единственным правильным ориентиром является повышение оклада новопринятого работника после занятия им определенной должности. А для отдельных работников, занимающих аналогичные должности, такое повышение может происходить в разные месяцы, например, в связи с изменением квалификационной категории педагогических работников или присвоением им педагогических званий, что означает отсутствие единого ориентира для определения месяца повышения дохода для новопринятого работника, если применять такой подход. Возможно, по этой причине законодатель отказался от «привязки» к аналогичным должностям

11

После окончания отпуска по уходу за ребенком и выхода на работу основной работницы работница, которая ее замещала по срочному договору, была переведена на вновь созданную должность на постоянной основе. Как определить для нее сумму индексации?

В соответствии с п. 102 Порядка № 1078 для работников, переведенных на другую работу в том же учреждении, исчисление ИПЦ для проведения индексации производится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по должности, которую занимает работник.
Таким образом, в ситуации, изложенной в вопросе, исчисление ИПЦ для выяснения, когда возникнет право работницы на индексацию, должно начинаться с месяца, следующего за месяцем повышения оклада этой работнице на новом месте работы

12

Следует ли соблюдать предельную продолжительность отпуска – 59 к. д., установленную ст. 10 Закона № 504, в случае предоставления руководителю учебного заведения ежегодного основного отпуска вместе с дополнительным отпуском продолжительностью 16 к. д., как лицу, пострадавшему от Чернобыльской катастрофы, категории I?

Нет, в данной ситуации соблюдение 59-дневной продолжительности отпуска законодательством не требуется. Нормы абзаца третьего ст. 10 Закона № 504, которые устанавливают такое ограничение, касаются общей продолжительности ежегодного основного и ежегодного дополнительного (дополнительных) отпусков, предоставленных работнику. Что касается дополнительного отпуска с сохранением зарплаты сроком 16 к. д., на который имеют право лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, категории I (п. 22 ч. 1 ст. 20 Закона от 28.02.91 г. № 796-XII), то он не считается ежегодным, и поэтому его продолжительность не включается в общий срок отпуска, который сравнивается с 59 к. д.
Таким образом, руководитель учебного заведения в рассматриваемой ситуации будет иметь право на ежегодный основной отпуск продолжительностью до 56 к. д. и на дополнительный отпуск – 16 к. д.

13

В последнем месяце расчетного периода перед предоставлением в декабре этого года отпуска тренеру-преподавателю был снижен его тарифный разряд с 12-го до 11-го.
Как в данной ситуации рассчитать и откорректировать выплаты, осуществленные в расчетном периоде?

Каких-либо особенностей исчисления выплат за расчетный период в случае изменения в этот период тарифного разряда Порядок № 100 не содержит.
Следовательно, выплаты расчетного периода включаются в расчет суммы оплаты отпуска в размере, в котором они начислены, с проведением корректировок в соответствии с п. 10 Порядка № 100 в связи с повышением окладов в декабре 2016 года.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации выплаты за декабрь 2015-го – октябрь 2016 года должны быть откорректированы на коэффициент роста окладов по 12-й тарифный разряд, а выплаты ноября 2016 года – по 11-й тарифный разряд

14

Работница во время пребывания в отпуске по уходу за ребенком до трех лет написала заявление об увольнении по собственному желанию.
Какие выплаты принимать во внимание при расчете суммы компенсации за неиспользованный до начала отпуска по уходу за ребенком ежегодный отпуск?

Расчет сумм компенсации следует выполнять исходя из выплат за 12 календарных месяцев работы до начала отпуска по уходу за ребенком.
Такой подход соответствует требованиям п. 2 Порядка № 100, которым предусмотрено, что для определения суммы отпуска или компенсации за неиспользованный отпуск учитываются выплаты за последние 12 календарных месяцев работы (заметим – не пребывания в трудовых отношениях, а работы), предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованные отпуска (заметим, что здесь речь не идет о месяцах, непосредственно предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата).
Размер выплат согласно п. 10 Порядка № 100 должен быть откорректирован на коэффициент повышения окладов за период со времени их начисления до момента определения сумм компенсации (пример расчетов см. «Как оплатить ежегодный отпуск, предоставленный после отпуска по уходу за ребенком?»)

Комментарии к материалу

Лучшие материалы