• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Семь мифов о финансисте


В публикации проанализированы задачи, которые приходится решать финансистам в современной бизнес-среде, рассмотрены показатели эффективности их труда и ожидания руководителей компаний от работников этой профессии. Статья будет полезной как для руководства компаний, так и для работников финансовых специальностей. Руководители узнают о критериях, по которым следует подбирать финансистов, и чего, собственно, ожидать от результатов их труда. Ну а финансисты определят для себя перспективы для личностного роста и развития своего профессионализма с учетом современных требований к профессии


Елена Прендзевская,
финансовый директор ООО «Промкабель-Электрика»


В июне 2014 года украинские рекрутинговые компании определили топ-5 наиболее востребованных профессий. Финансисты заняли четвертое место. Первые три места разделили менеджеры по продажам, IT-специалисты и юристы. Такой запрос от бизнеса объясняется задачами, которые стоят на повестке дня многих компаний: эффективные продажи, автоматизация труда, юридическая актуальность и эффективное использование ресурсов.

Современный финансист должен уметь мыслить масштабно, обрабатывать большие массивы информации, быть аналитиком, стратегом, иметь опыт моделирования ситуаций, а также хорошо ориентироваться в законодательстве. Эта профессия требует от человека постоянного самообразования и совершенствования, как в профессиональном, так и личностном плане.

Работодатели сейчас предлагают финансистам довольно высокие оклады. И от соискателей нет отбоя. Но все же компании чаще всего ищут своего кандидата через знакомых. Ведь личные рекомендации являются своего рода гарантией лояльности соискателя к компании, а также подтверждают его профессионализм и положительный опыт работы.

1 из 1

Если ваше желание взять финансиста в компанию продиктовано одним из описанных в данной статье мифов-ожиданий — откажитесь от этой идеи. Если вы финансист, который узнал миф-причину своего назначения в компании, — подумайте, надо ли вам это, та ли это компания, сможете ли вы в ней проявить свои лучшие качества и c чем вы можете столкнуться впоследствии.


Семь мифов о финансисте-спасателе

Миф 1. Финансист выявит скрытые резервы улучшения финансового состояния, и предприятие начнет зарабатывать больше.

На самом деле, чтобы определить причины плохого финансового состояния компании и найти пути выхода из кризисного положения, не обязательно быть финансистом. Чаще всего причины упадка компании связаны с элементарной экономической безграмотностью и транжирством. И в том, и в другом случае финансист мало чем поможет. В лучшем случае он составит расчет, подтверждающий ваши догадки, что само по себе не решит проблему. В худшем случае финансист будет упираться в стену непонимания и разговоров о том, что его предложения сложны или нереальны. Вопросы финансового состояния компании должны решаться комплексно. Финансовая часть общего положения дел — чаще всего следствие технологии бизнеса.

Миф 2. Финансист проанализирует все показатели, и компания поймет, в каком направлении ей двигаться дальше.

В реальности вектор развития компании всегда определяет руководство (учредитель). Исходя из достигнутого или возможного, компания планирует будущее, определяет показатели эффективности своей деятельности. Для любого состояния бизнеса всегда возможны несколько сценариев развития. Отталкиваться только от текущих финансовых показателей и возможностей — означает заведомо ограничивать путь поиска альтернатив.

Миф 3. Финансист привлечет финансовый ресурс, и проблем с деньгами больше не будет.

Прибыльная компания может привлечь денежный ресурс и без услуг финансиста. Убыточная же компания должна искать ресурсы внутри бизнеса, а не покрывать убытки заемным капиталом и таким образом увеличивать расходы. Желание убедить заемщика нереальными, но красиво выстроенными цифрами финансиста, очень напоминает подделку результатов медицинских анализов больным пациентом, чтобы стать здоровее.


1 из 1

Екатерина Янышена,
финансовый директор ООО «ЗАМ Украина»
(компания по производству и реализации брендированного стекла):

— Финансист должен четко понимать суть происходящих в компании процессов, а также их связь с получением прибыли. Ведь цель любого бизнеса заключается именно в получении прибыли. Кто бы что ни говорил о социальной ответственности, развитии и т. д., но в бизнес идут получать прибыль, приумножать вложенные средства и ресурсы.

Как правило, финансист появляется в компании в тот момент, когда «что-то пошло не так», «который год, а прибыли все нет». Поэтому для современного финансиста (не имеет значения, как эта позиция называется в компании) важно провести анализ событий и достигнутых результатов, изложить его в понятном виде, разработать план внедрения принятых по следам такого анализа решений, а затем внимательно следить за его выполнением. С этого и начинается ежедневная операционная работа финансиста: во все вникнуть, все проверить и отслеживать все изменения.


Миф 4. Финансист выявит расхитителей бюджета, и все станут дисциплинированно относиться к денежным ресурсам.

В реальности транжир предприятия практически все знают в лицо, а тон финансовой дисциплине задают первые лица компании, которых финансист критиковать никогда не станет. Показательная акция экономии в виде сокращения расходов на канцтовары и урезания льгот не приведет к успеху, если большие начальники по-прежнему будут без толку тратить деньги.

Миф 5. Финансист будет вести все расчеты и принимать правильные финансовые решения, что значительно упростит работу первых лиц компании.

На самом деле финансист сможет поддерживать и вести формализованные процедуры, но принимать обоснованные решения без участия в творческом процессе торгов и управления просто невозможно. Для этого он должен возглавить направление, генерирующее такие решения.

Миф 6. Финансист выявит убыточные направления при использовании других/прогрессивных/прозрачных форм отчетности и анализа.

В реальности выявить успешные направления деятельности можно с помощью любой грамотно построенной системы определения результатов. Корректное распределение общих накладных расходов по направлениям деятельности возможно только при наличии личной заинтересованности каждого работника в реальной оценке результатов своего вклада в развитие бизнеса. В данном случае финансист будет нужен для дополнительного обоснования личных предпочтений отдельных должностных лиц.

Миф 7. Финансист предложит такую систему оценки труда, в результате применения которой все будут мотивированы работать эффективнее.


1 из 1

Ольга Щербина,
директор по персоналу ООО «Промкабель-Электрика»,
к. э. н., доцент кафедры менеджмента КНЭУ:

— Сейчас, как никогда, актуален поиск внутренних резервов повышения эффективности всех процессов в компаниях. Поэтому все отделы, обслуживающие основной бизнес-процесс, в том числе финансовый, должны не только анализировать прошлое, но и активно искать источники доходов, пути достижения рентабельности.

Для этого финансистам нужно выходить за рамки своей профессиональной компетентности и сугубо финансовых вопросов. Нужно углубляться во взаимоотношения с партнерами-поставщиками и клиентами. Именно там чаще всего скрыты резервы повышения прибыльности компании. При этом следует быть не контролером, а внутренним партнером, разделять общую ответственность.



Оценка труда финансистом в виде финансово-экономических расчетов напоминает калькулятор, начисляющий бонусы. Мотивация сотрудника базируется на критериях справедливости и очевидных взаимосвязях всех участников бизнес-процесса. К слову, первые лица стремятся увеличить долю переменной части зарплаты подчиненных, чтобы снизить фиксированные оклады, в то время как свои оклады продолжают держать на высоком уровне. Однако мотивация работать на результат начинается с личного примера и стремления лидера делать все максимально хорошо, с высокой степенью самоотдачи, вместе с командой и на одинаковых с ней условиях.

Если ваше желание взять финансиста в компанию продиктовано одним из вышеописанных мифов-ожиданий — откажитесь от этой идеи. Если вы финансист, который узнал миф-причину своего назначения в компании, — подумайте, надо ли вам это, та ли это компания, сможете ли вы в ней проявить свои лучшие качества и что будете иметь впоследствии.

1 из 1


В каких случаях действительно нужен финансист и чем он должен заниматься

Сложность работы финансиста определяется масштабами компании. Чем больше подразделений, видов деятельности, документальных транзакций и чем выше скорость развития компании, тем больше оперативных задач и стратегических инициатив ложится на плечи финансового работника. Чем больше у компании бизнес-направлений, тем больше ценится практический опыт и профессионализм финансиста. Истоки проблем компании зарождаются на стадии ее развития, а вот проявляются они именно при увеличении масштабов деятельности.

Функции и польза финансиста в зависимости от масштабов бизнеса приведены в таблице.

Таблица. Функции и польза финансиста в зависимости от масштабов бизнеса

Показатель

Критерий

Крупный корпоративный бизнес

Средний бизнес

Малый бизнес (частное предпринимательство)

Определение масштабов бизнеса

Количество бизнес-направлений

>3

2–3

1

Необходимое количество финансистов

При нормальной работе

2

1

Не нужны

Намерение расширить бизнес

>2

2

1

Необходимость должности финансового руководителя

Наличие

Обязательно нужна

Желательно

Не нужна

Управление денежными потоками

Отсутствие кассовых разрывов

Формализованная система бюджетирования для большого числа участников процесса

Обозначены правила процесса, работает финансист и строит систему

Финансист понимает принципы управления денежными потоками немного лучше или на уровне директора

Управление финансовыми издержками

Цена финансирования

Ниже среднерыночной

На уровне рынка

Выше среднерыночной

Контроль расходов

Соответствие актуальным лимитам

90 % и более

Нестабильный

Нет

Управление рентабельностью

Капиталоотдача

На уровне рынка

Ниже среднерыночной

Ниже среднерыночной

Управление ликвидностью

Доля ликвидной задолженности

На уровне рынка

Ниже среднерыночной

Не известна

Прозрачность учета и отчетности

Частота использования данных учета при принятии решений

90 % и более

40–70 %

До 20 %

Работа с рисками

Динамика цены реализованного риска

Падает

Растет

Растет

Стратегические инициативы

Количество реализованных предложений стратегического назначения

Регулярно

Редко

Нет


Особенности новой бизнес-среды

Бизнес-среда меняется с каждым годом. В связи с этим меняются и приоритетные направления деятельности финансистов. Если в 1980-е годы огромная доля времени финансового работника уходила на работу операциониста, который вносил данные в таблицы, то в 1990-е, с появлением систем учета данных, ― на задачи текущего финменеджмента по планированию и контролю. А начиная с 2008 года на первый план вышли вопросы стратегии бизнеса. Но времена опять изменились. Рассмотрим, чем же принципиально отличается новая бизнес-среда по сравнению с предыдущими десятилетиями.

1. Скорость развития бизнеса растет. Отчасти это продиктовано быстрым развитием IТ-технологий. Информация распространяется мгновенно, сделки заключаются быстрее. Изменения в бизнесе носят постоянный и непрерывный характер. Данный процесс стимулируется также переходным этапом экономики.

2. Бизнес становится более прозрачным. Повышается экономическая грамотность бизнес-управляющих и рядового персонала.

3. Бенчмаркинг идет во все сферы. (Под термином «бенчмаркинг» понимается процесс определения, понимания и адаптации примеров эффективного функционирования компании в целях улучшения собственной работы.) Сравнение аналогов, поиск преимуществ — повсеместны.

4. В моделях построения бизнеса предпочтение отдается простоте, сложные схемы уходят на второй план. Стремление и возможность делать деньги проще и законно становятся признаком бизнес-интеллекта.

5. Прибыльный бизнес — признак хорошего тона. Вместо гигантомании и работы «на впечатление» бизнесмены строят надежные источники доходов и хорошо осознают, что важна реальная эффективность бизнеса, а финансовые пирамиды ушли в прошлое.

6. «Время жить» вместо «время работать». Изменилось отношение к понятию «рабочее время». Улучшение условий труда, чтобы больше проводить времени в офисе, — тенденция прошлых лет. Сегодня бурно развиваются минималистичные, мобильные и дистанционные офисы. Они позволяют работать в любое время суток и в любой точке мира.

7. На смену узкой специализации пришла широкопрофильность. Стираются грани между профессиями финансиста, экономиста и бухгалтера.


1 из 1

Наталия Хливная,
главный бухгалтер с функцией финансового директора ООО «Ромстал Украина»
(торговая компания по продаже инсталляций для газо-, тепло-, водоснабжения):

— Финансист должен обеспечить коллегам удобный и быстрый доступ к информации о движении денежных средств, расходах и доходах, бюджете компании. Каждый сотрудник, который принимает участие в расходовании денежных средств, должен нажатием одной клавиши видеть результаты своей деятельности. Финансист, своевременно информируя сотрудников о финансовых вопросах, может уменьшить расходы компании и обеспечить экономию денежных средств, не прилагая никаких дополнительных усилий.

Финансист обязан всегда держать руку на пульсе денежных потоков. В условиях постоянного роста курса валют и нестабильной ситуации деньги обесцениваются ежеминутно. Сегодня нужно строить работу таким образом, чтобы информация о поступлении денег на счет компании мониторилась несколько раз в день для принятия оперативных решений.

В условиях кризиса логика расчетов меняется. Например, относительно коэффициентов сезонности, которые были стабильны несколько лет подряд. Финансист должен наладить в компании скользящее планирование. Руководителям и собственникам очень важно понимать, каким образом ситуация в стране отражается на бизнесе в целом и на денежном потоке их компании в частности. В условиях полной нестабильности технология скользящего планирования особенно актуальна.

Финансист всего предусмотреть не может, а вот оперативно отреагировать на изменения — его первоочередная и самая важная задача.



Что нужно делать финансисту, чтобы соответствовать духу времени

1. При выполнении технических заданий финансист должен воспринимать программный продукт не как калькулятор, а как робота. Большую часть процессов финансового планирования, учета и контроля можно выполнять автоматически. Современные компьютерные системы способны сами отслеживать, анализировать и контролировать заданные параметры, информировать и напоминать о них пользователям.

2. Нужно упрощать бизнес-коммуникации. Вместо инструкций, директив и правил для персонала используйте намерения, принципы и приоритеты бизнеса .

3. Вместо детальной аналитики и работы с частностями сконцентрируйтесь на ключевых показателях, определите основные уровни получения добавленной стоимости и финансового результата.

4. Гармонично развивайте все составляющие функции финансового менеджмента, а не решайте ситуативные проблемы. Сегодня финансисту необходимо вникать во все бизнес-процессы. Он должен решать проблемы через реинжиниринг, а не проводить расчеты причинно-следственных связей в виде пояснительных записок к анализу ситуации. Осваивайте смежные специальности, получайте второе или третье высшее образование, научитесь программированию и разберитесь в юриспруденции.

Для перестройки мышления от финансовых специалистов потребуется еще больше гибкости и способности к компромиссу. Ожидание, что вернутся прежние времена, — самое большое заблуждение работников финансовой сферы. Грядет эра новых подходов и инструментов, уже недостаточно просто освоить экономическую логику, математику и анализ. Все более востребованным становится глобальное информационное мышление. Его ценность заключается в умении быстро находить самые простые пути решения проблемы. «Все гениальное — просто» — это лозунг современного финансового менеджмента. Деревянные счеты и журналы в свое время заменили компьютерами. Теперь новому поколению финансистов придется упрощать формат работы своих предшественников.


Дата подготовки
29.08.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Семь мифов о финансисте