Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Пять правил успешного ведения семейного бюджета

«Не бывает безнадёжных бюджетов – бывают неумелые управители», - считают финансисты. Действительно, если следовать четко определенным классическим правилам ведения бюджета, то вы будете prosto обречены на успех. Каковы главные законы умелого управления домашними финансами, узнавал Prostobank.ua

Правило первое. Контролируйте.

Первое, что придется сделать тем, кто твердо намерен улучшить свое финансовое благосостояние – это контролировать свои расходы. «Самое главное – начать регулярно контролировать свои траты, особенно мелкие покупки – суммы незначительные, однако по итогу, они составят достаточно существенную долю в расходной части бюджета. Наиболее распространённой ошибкой ведения семейного бюджета является игнорирование мелких затрат, которые в итоге оказывают большое влияние», - поясняет Антон Бороздин, начальник отдела сегментов массового рынка UniCreditBank. 

Итак, все затраты без исключения нужно фиксировать. Каким именно образом – не имеет значения: просто подберите наиболее удобный для вас способ ведения учета. «Записи в блокноте – это уже вчерашний день, не думаю, что у вас есть лишнее время на проведение дополнительных расчетов и тем более построение прогнозных графиков. Рекомендуем потратить 15 минут времени и установить на свой мобильный или компьютер наиболее удобное для вас приложение. На сегодняшний день существует масса бесплатных приложений с удобным интерфейсом», - отмечает Антон Бороздин.

По словам банкира, одна из наиболее частых ошибок, которую допускают при контроле расходов, заключается в нерегулярном ведении записей. Чаще всего о записях забывают, если откладывают их «на потом».

Гуру финансового менеджмента советуют отделить регулярные расходы от разовых. Регулярные – это обязательные траты, без которых никак нельзя обойтись. Например, арендная плата и коммунальные платежи, ежемесячные взносы по кредитам, если они есть; связь, продукты питания и другие расходы, которые, по вашему мнению, нужно погашать в первую очередь.

После того, как вы отметите обязательные расходы, станет видно, в какой части трат вы можете себя ограничить.

Стабильность любого дохода – всего лишь иллюзия. Особенно это касается Украины, где к обычному финансовому кризису добавилась война. Поэтому одного контроля за тратами мало – расходами нужно управлять.

 

Правило второе. Сократите расходы.

После контроля расходов, можно принимать решение, какие из них лишние и подлежат сокращению. «Для эффективного анализа расходной части и выявления статей расходов, которые можно сократить, необходимы данные за период, как минимум за три-четыре месяца. Не стоит ожидать результат уже через месяц, только через пару месяцев, контролируя свои расходы, можно будет выделить необходимые статьи, которых можно было бы избежать или сократить. Только систематическое ведение семейного бюджета может дать объективную оценку расходов», - предупреждаетАнтон Бороздин.

Как было сказано выше, в первую очередь сокращать следует необязательные расходы. Однако и обязательных платежей это тоже касается. К экономии такого рода относится, например, экономия электроэнергии, воды, газа и установка счетчиков на них, утепление жилья и переход на эргономические лампочки и технику и так далее.

Однако желая сократить расходы нельзя переусердствовать. К примеру, не следует полностью урезать траты на развлечения. Просто определите, насколько вы хотите их уменьшить – допустим, с 25% до 5% от вашего дохода. Затем отсчитайте новую сумму и положите ее в отдельный конвертик с надписью «развлечения». Этой меры должно хватить, чтобы дисциплинировать ваши траты.

Не менее важно не только не сокращать расходы, но и не увеличивать их. Даже если ваш ежемесячный доход вырос, либо если вы получили премию, лучше не расходуйте эти средства, а сохраняйте прежний образ жизни.

 

Правило третье. Экономьте на продуктах питания и прочих покупках.

В западных странах люди тратят на питание около 10-30% своих доходов. В Украине ситуация такова, что на еду у большинства населения уходит от 45 до 90% от получки. Поэтому украинцы, по сути, вынуждены экономить именно на питании. Однако делать это следует грамотно.

Из арсенала разумной экономии на продуктах и других покупках, помимо давно известных и практикуемых приемов как делать покупки по списку и не ходить в супермаркет голодным:

  • расписывать домашнее меню на неделю вперед и подкупать еженедельно под него продукты в магазине с самыми низкими ценами;
  • брать обеды с собой на работу вместо ланча в общепите;
  • подобрать недорогой магазин пищевых продуктов по соседству на случай мелких покупок;
  • использовать акции, купоны, программы лояльности;
  • покупать нужное через интернет либо в магазинах во время сезонной распродажи, выбирать не предпоследнюю, а не последнюю модель техники;
  • планировать отпуск заранее, подбирая недорогие бюджетные маршруты, авиабилеты и путевки;
  • вместо одноразовых товаров покупать многоразовую альтернативу (полотенца из ткани, а не бумаги, фильтр воды вместо бутилированной воды и т.д.);
  • выбирать товары, которые были в употреблении – одалживая их у знакомых или покупая на специальных сайтах (например, радио няню или детский велосипед и т.д.);
  • переходить на более выгодные тарифные планы, отслеживая их изменения (по мобильной связи, интернету, спутникового телевиденья и т.д.).

 

 Правило четвертое. Планируйте.

Не единым сокращением расходов достигается успех семейного бюджета. Когда все цифры у вас на ладони, и вы продумали, какие траты ограничите, можно предпринимать более сложное планирование – например, по какому графику вы будете погашать свои долги. Можно пойти еще дальше и продумать долгосрочную стратегию увеличения доходов.

 

После этого ваш семейный бюджет должен пройти проверку на практике. Вам придется продолжать вести строгий учет всех трат – с последующим анализом побед и поражений.

Важный момент: при планировании включите в бюджет не только текущие расходы, но и крупные траты в будущем. «Планируйте свои расходы заранее. Например, вы поставили себе цель отправиться в путешествие следующим летом -  уже сегодня начинайте откладывать часть своих доходов на реализацию своей цели», - советует Антон Бороздин. А для реализации такого планирования есть множество механизмов от старинного «откладывания в конвертик» - до использования функции «копилка» на пластиковой карте (автоматическое отчисление определенной суммы на сберегательный счет, предлагают многие банки).

 

Правило пятое. Создавайте резервный фонд.

Апогей мастерства ведения семейного бюджета – откладывание средств. Это не касается накопления средств на конкретную покупку. Речь идет о создании резервного фонда на случай непредвиденных обстоятельств – финансовой подушки безопасности. Использовать эти деньги можно в случае увольнения, утраты работоспособности, потребности в срочной операции или срочном ремонте автомобиля или жилья.

Хорошо, если сумма резервного фонда равна ежемесячному доходу семьи за полгода. Формируется фонд путем регулярных ежемесячных отчислений от 5 до 20% общего дохода семьи. Для сохранности резервного фонда финансисты советуют выбрать какой-нибудь безрисковый способ. Например, положить в охраняемую ячейку, в личный сейф либо на депозит в надежный банк.

 

Источник:http://www.prostobank.ua/finansovyy_g...

Комментарии к материалу

Лучшие материалы