• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Проверяет Антимонопольный комитет

Что следует знать


В том, что конкуренция — это хорошо, а монополизм — плохо, нас убедили еще в далекие времена перехода к рыночным отношениям. Как и в том, что конкуренцию следует защищать, а за монополистами внимательно следить. Но — каким образом? Современное конкурентное законодательство сложно и непрозрачно, а органы АМК наделены настолько широкими полномочиями, что представляют реальную опасность для любого предприятия, попадающего в поле их зрения. Итак, разберемся, кого и как проверяют органы АМК, а также предложим несколько советов, которые помогут предприятию избежать участи беззащитной жертвы подобной проверки.


Александр Даниленко,
президент Ассоциации бизнес-консультантов Украины,
главный редактор журнала «Справочник экономиста»

Изучаем основы

Вашим предприятием заинтересовались должностные лица АМК? Почему? Чтобы это понять, нужно хотя бы поверхностно уяснить себе, что такое конкуренция, и какие нарушения могут вам инкриминировать. Поэтому коротко об основных понятиях.

Экономическая конкуренция — это состязание субъектов хозяйствования с целью получения преимуществ перед другими субъектами хозяйствования, в результате чего потребители и субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке (ст. 1 Закона № 2210). В свою очередь, антиконкурентными считаются согласованные действия, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции. Такими действиями, в частности, считаются согласованные действия в отношении:

  • установления цен или других условий приобретения либо реализации товаров;
  • ограничения производства, рынков товаров, технико-технологического развития, инвестиций или установления контроля над ними;
  • распределения рынков или источников снабжения по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов, покупателей или потребителей, по иным признакам;
  • искажения результатов торгов, аукционов, конкурсов, тендеров;
  • устранения с рынка других субъектов хозяйствования;
  • применения разных условий к равнозначным сделкам с другими субъектами хозяйствования и т. п.

Антиконкурентными согласованными действиями считается также совершение предприятиями похожих действий (или их бездействие) на рынке товара, которые привели или могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции.

1 из 1

Лицо, которое совершило антиконкурентные согласованные действия, но раньше других участников этих действий добровольно уведомило об этом АМК или его территориальное отделение и предоставило информацию, имеющую существенное значение для принятия решения по делу, освобождается от ответственности.


Положение об антиконкурентных действиях не применяется к любым добровольным согласованным действиям малых или средних предпринимателей (о них чуть ниже) по совместному приобретению товаров, которые не приводят к существенному ограничению конкуренции (ст. 7 Закона № 2210).

Понятие монополии противоположно конкуренции. В соответствии со ст. 12 Закона № 2210 положение субъекта хозяйствования считается монопольным, если он не имеет на рынке ни одного конкурента или не испытывает значительной конкуренции в силу различных обстоятельств, например ограничения возможностей закупки сырья, материалов, сбыта товаров, наличия льгот и т. п. В Законе № 2210 приводится достаточно четкое определение условий, при которых предприятие могут обвинить в монопольном положении. В частности, такое возможно, когда доля предприятия в совокупной доле не более трех субъектов хозяйствования, которым на одном рынке принадлежат наибольшие доли, превышает 50% или в доле не более пяти субъектов хозяйствования — превышает 70%. Субъект хозяйствования также считается монополистом, если доля его товара на рынке превышает 35% и оно не может доказать, что испытывает значительную конкуренцию. Обратите внимание! Монополистом может быть признано предприятие с меньшей долей на рынке, если оно не испытывает значительной конкуренции, например, в связи с тем, что конкурентам принадлежит небольшой размер долей рынка. Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке утверждена Распоряжением № 49.

Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, противоречащие торговым и иным честным обычаям в хозяйственной деятельности (ст. 1 Закона № 236).

Кто нас проверяет

Антимонопольный комитет Украины (далее — АМК) — это государственный орган со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в двух основных сферах: в предпринимательской деятельности и в сфере государственных закупок. АМК подконтролен исключительно Президенту Украины и подотчетен только Верховной Раде Украины. Для реализации задач, возложенных на АМК, создаются территориальные отделения АМК, а при необходимости — межобластные территориальные отделения. Положение о территориальном отделении АМК утверждено Распоряжением № 32.

В соответствии со ст. 7 Закона об АМК его сотрудники уполномочены проверять субъектов хозяйствования на предмет соблюдения ими требований законодательства о защите экономической конкуренции и при проведении расследований по заявлениям и делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Они наделены и целым рядом других, достаточно существенных полномочий, в частности правом:

  • в случаях и порядке, предусмотренных законом, проводить осмотр служебных помещений и транспортных средств субъектов хозяйствования — юридических лиц;
  • предоставлять заключения о квалификации действий в соответствии с законодательством о защите экономической конкуренции;
  • рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • изымать или налагать арест на предметы, документы или другие носители информации, которые могут служить доказательствами либо источником доказательств по делу, независимо от их местонахождения;
  • в случае препятствования работникам АМК в выполнении их полномочий привлекать работников органов внутренних дел для преодоления таких препятствий;
  • предоставлять обязательные для рассмотрения рекомендации органам власти, субъектам хозяйствования и т. п.

Обратим внимание, что в соответствии со ст. 2 Закона о проверках его действие не распространяется на государственный контроль соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции. Следовательно, проверяемые предприятия не смогут воспользоваться многочисленными правами, предусмотренными названным законом.

Какие бывают проверки

Плановая выездная проверка — это комплексная проверка объекта, предусмотренная планами работы, которая проводится по местонахождению объекта или его обособленного структурного подразделения уполномоченными работниками АМК на основании их функциональных полномочий. Плановая выездная проверка одного и того же объекта проверки проводится по приказу председателя АМК или главы отделения не чаще одного раза в календарный год.

Основанием для проведения плановых проверок является план-график проверок, утвержденный председателем АМК (главой отделения). Для формирования ежегодных проектов планов-графиков проведения плановых выездных проверок члены комитета ежегодно до 1 июля представляют управлению взаимодействия с государственными органами власти и координации деятельности территориальных отделений предложения по перечню рынков товаров, подлежащих проверке в следующем году. Указанное управление обобщает представленные предложения и до 5 июля представляет на утверждение председателю АМК. До 15 октября начальники управлений исследований и расследований представляют проекты перечней субъектов хозяйствования, подлежащих проверке в следующем году. До 5 декабря план-график проверок представляется на утверждение председателю АМК. При формировании перечней субъектов хозяйствования учитываются определенные АМК приоритетные направления деятельности.

1 из 1

В перечень предприятий, подлежащих проверке, не включаются предприятия:

  • включенные в планы проверок на второе полугодие текущего года;
  • проверки которых начаты в текущем году;
  • малые и средние предприниматели.
Напомним, в соответствии со ст. 1 Закона № 2210 малый и средний предприниматель — это субъект хозяйствования, доход (выручка) которого от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний финансовый год или стоимость активов не превышает суммы, эквивалентной 500 тыс. евро, определенной по курсу НБУ, если на рынках, на которых действует данный предприниматель, имеются конкуренты со значительно большей рыночной долей.


Плановая выездная проверка проводится при условии направления предприятию, которое будет проверяться, не позднее чем за 10 календарных дней до начала проверки письменного уведомления с указанием даты ее проведения. Отсутствие такого уведомления является основанием не допустить должностных лиц АМК к проведению плановой проверки.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, не предусмотренная в планах работы АМК. Ее могут проводить без предварительного письменного уведомления. Исчерпывающий перечень оснований, при которых возможно проведение внеплановой проверки, изложен в пп. 8.1–8.12 Положения № 182. Внеплановые проверки проводятся, в частности: по заявлениям субъектов хозяйствования, граждан, объединений, учреждений, организаций о нарушении их прав; по представлению органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля и по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью; по инициативе АМК; в случае выявления недостоверности данных, заявленных объектом проверки в документах, представленных по обязательному запросу АМК, и т. д.

Во время планирования и проведения проверок (как плановых, так и внеплановых) работники АМК обязаны обеспечивать соблюдение служебной и коммерческой тайны.

Решение о проведении проверки принимает председатель АМК. Для проверки создается комиссия в составе не менее двух специалистов.

Отметим, что, в отличие от проверок другими контролирующими органами, действующее законодательство не определяет максимальных сроков для проведения проверок АМК. Такие сроки в каждом конкретном случае определяются исходя из объекта проверки и ожидаемого объема работы, необходимой для выполнения поставленной задачи. Кроме того, при необходимости, по представлению председателя комиссии срок проведения проверки может быть продлен, а персональный состав комиссии — изменен (п. 22 и 25 Положения № 182).

1 из 1


Ваши документы?!

Во время знакомства с проверяющими стоит потребовать от них предъявления всех необходимых документов (предусмотренных в п. 31 Положения № 182), а именно:

  • приказа (распоряжения) о проведении проверки и создании комиссии;
  • плана проведения проверки;
  • доверенности председателя комитета о делегировании соответствующих полномочий по проведению проверки.

Все эти документы следует тщательно изучить до начала проверки.

В плане проведения проверки должны быть определены задачи проверки, круг вопросов, которые необходимо выяснить во время ее проведения, а также сроки ее завершения.

Доверенность должна содержать указание о делегировании председателю и членам комиссии на время проведения проверки конкретного объекта соответствующих полномочий, а именно: беспрепятственно входить на предприятия, в учреждения, организации по служебному удостоверению и иметь доступ к документам и другим материалам, необходимым для проведения проверки; требовать устных или письменных объяснений от должностных лиц и граждан, предоставления необходимых документов и другой информации, в т. ч. с ограниченным доступом, и т. д.

Кроме того, сотрудники АМК должны иметь при себе служебные удостоверения, подтверждающие их личность. Такое удостоверение оформляется в соответствии с Положением № 390 и действительно в течение срока полномочий должностного лица, которому оно выдано.

Как проводят проверку

Первым днем проверки считается день прибытия членов комиссии на объект проверки. Для начала председатель комиссии должен сообщить о цели и сроках проверки, предоставить руководителю объекта проверки документы о составе комиссии и полномочиях ее членов; сообщить перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки, а также предложить руководителю создать надлежащие условия для обеспечения работы комиссии. Заметим, что отсутствие руководителя предприятия не является основанием для отмены проверки. Поэтому избегать общения с проверяющими — не слишком разумный шаг.

Сотрудники АМК могут потребовать от предприятия для проверки различные документы, в частности сведения о структуре проверяемого предприятия (с указанием Ф. И. О. руководителей подразделений, должностей, номеров телефонов и т. д.), протоколы общих собраний акционеров и заседаний правления, входящую и исходящую документацию (в т. ч. тексты факсов и телефонограмм), приказы, сведения о себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и их отпускной стоимости, документы бухгалтерского учета и финансовой отчетности и т. п. Но в любом случае все документы должны иметь отношение к предмету проверки. Поэтому, если такая связь не очевидна, имеет смысл поинтересоваться, для чего проверяющие требуют предоставить тот или иной документ.

Внимание, Акт проверки!

Председатель комиссии обобщает предоставленные материалы и составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр акта представляется председателю АМК (главе отделения), второй — не позднее 5 рабочих дней после окончания проверки вручается руководителю объекта проверки под роспись на первом экземпляре акта. В акте проверки должны быть указаны результаты проверки по всем вопросам, предусмотренным планом ее проведения; объективная оценка деятельности объекта проверки по соблюдению законодательства о защите экономической конкуренции; предложения о возбуждении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и т. д.

При наличии возражений или замечаний к акту проверки руководитель или другие лица, подписывающие акт, вписывают оговорку об этом перед своими подписями и в срок не более пяти календарных дней со дня подписания акта предоставляют соответствующие письменные объяснения или возражения. Этим правом не стоит пренебрегать, ведь финансовые последствия проверки могут быть весьма печальны.

В случае отказа руководителя объекта проверки подписать акт о результатах проверки должностные лица, осуществившие проверку, удостоверяют это соответствующей записью за своими подписями в конце акта.

Чем грозит проверка

В таблице приведен размер штрафов за различные нарушения законодательства, контроль которого осуществляет АМК. Заметим, что наложение штрафа не лишает лиц, которым был нанесен вред в результате нарушений законодательства, права обратиться в суд с иском о возмещении ущерба, причиненного такими действиями.

Таблица

№ п/п

Нарушение

Размер штрафа

Основания

1

Антиконкурентные согласованные действия, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, невыполнение решений АМК или их выполнение не в полном объеме (п. 1, 2 и 4 ст. 50 Закона № 2210)

Штраф в размере до 10% дохода (выручки)* от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. При наличии незаконно полученной прибыли, превышающей 10% указанного дохода, штраф налагается в размере, не превышающем тройного размера незаконно полученной прибыли

П. 2 ст. 52 Закона № 2210

2

Осуществление участниками согласованных действий, запрещенных законом; ограничительная и дискриминационная деятельность; нарушение положений учредительных документов субъекта, созданного в результате концентрации, если это приводит к ограничению конкуренции; концентрация без получения соответствующего разрешения; невыполнение участниками согласованных действий, концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения, и другое (п. 5, 8, 10, 11, 12 и 19 ст. 50 Закона № 2210)

Штраф в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф

П. 2 ст. 52 Закона № 2210

3

Ограничительная деятельность, запрещенная законом, непредоставление информации АМК (предоставление в неполном объеме или недостоверной информации); создание препятствий в деятельности работникам АМК; ограничение в хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и т. п. (п. 9, 13−18 ст. 50 Закона № 2210)

Штраф в размере до 1% дохода (выручки) от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф

П. 2ст. 52 Закона № 2210

4

Совершение субъектами хозяйствования действий, определенных как недобросовестная конкуренция

Штраф в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. Если дохода (выручки) нет или ответчик не предоставил сведений о его размере, штраф налагается в размере до 10 000 нмдг (170 000 грн)*

Ст. 21 Закона № 236

5

Неправомерное использование обозначений (ст. 4 Закона № 236) или копирование внешнего вида изделия (ст. 6 Закона № 236)

Изъятие у работника или продавца по решению суда соответствующих товаров с неправомерно использованным обозначением, копий изделий другого субъекта хозяйствования

Ст. 25 Закона № 236

6

Несвоевременное предоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий

Штраф** в размере до 200 нмдг (до 3400 грн)

Ст. 17 Закона № 1682

7

Непредоставление информации или предоставление заведомо недостоверных данных

Штраф в размере до 1000 нмдг (до 17 000 грн)

8

Невыполнение или несвоевременное выполнение решений контролирующих органов

Штраф в размере до 5000 нмдг (до 85 000 грн)

9

Систематическое предоставление недостоверной информации в составе технических условий по инженерному обеспечению объекта строительства или отказ предоставить технические условия по такому инженерному обеспечению

Штраф в размере 10 000 нмгд (до 170 000 грн)

*Размер незаконно полученной прибыли может быть рассчитан оценочным путем. Если дохода (выручки) нет или ответчик не предоставил размера дохода (выручки), штраф, предусмотренный в п. 1 Таблицы, налагается в размере до 20 000 нмдг (340 000 грн), в п. 2 — до 10 000 нмдг (170 000 грн) и в п. 3 — до 2000 нмдг (34 000 грн).

**За каждый день просрочки уплаты штрафа начисляется пеня в размере 1% суммы штрафа.


Административная ответственность

КоАП содержит многочисленные нормы, устанавливающие административные штрафы для лиц, виновных в нарушениях антимонопольного законодательства. Согласно ст. 166-1 КоАП навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не имеющих отношения к предмету договора, в т. ч. навязывание товара, не нужного контрагенту, ограничение или прекращение производства, влекут за собой наложение на руководителей (распорядителей кредитов) предприятий (объединений, хозяйственных обществ и т. п.) штрафа в размере до 15 нмдг (до 255 грн), а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, до 30 нмдг (до 510 грн). Заключение сделок, направленных на установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), также грозит наложением штрафов в тех же размерах согласно ст. 166-2 КоАП.

Непредоставление, несвоевременное предоставление руководителями предприятий и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, информации или предоставление заведомо недостоверной информации Антимонопольному комитету карается наложением штрафа на должностных лиц и руководителей предприятий в размере до 7 нмдг (до 119 грн), а на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — до 20 нмдг (340 грн). В соответствии со ст. 166-4 КоАП уклонение должностных лиц от выполнения решений АМК влечет за собой наложение штрафа в размере до 6 нмдг (102 грн), а лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, — до 16 нмдг (до 272 грн).


Нормативная база

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.

Закон об АМК — Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.1993 № 3659-XII.

Закон № 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.1996 № 236/96-ВР.

Закон № 1682 — Закон Украины «О естественных монополиях» от 20.04.2000 № 1682-III.

Закон № 2210 — Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 № 2210-III.

Закон о проверках — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V.

Положение № 390 — Положение о служебном удостоверении работника Антимонопольного комитета Украины, утвержденное Указом Президента от 30.05.2001 № 390/2001.

Положение № 182 — Положение о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденное распоряжением АМК от 25.12.2001 № 182-р.

Распоряжение № 49 — распоряжение АМК от 05.03.2002 № 49-р.

Распоряжение № 32 — распоряжение АМК от 23.02.2001 № 32-р.


Дата подготовки
07.08.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить