• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Принуждение к компромиссу

Официально налоговый компромисс заявлен как абсолютно добровольное мероприятие. При этом у собственников предприятий есть масса причин в нем не участвовать, и основная – отсутствие свободных средств. В то же время налоговики на местах часто «активно агитируют» предприятия подавать уточняющие расчеты. Прежде чем идти у них на поводу или, наоборот, отказаться от компромисса, стоит оценить все его плюсы и минусы.


Елена ЗАВЬЯЛОВА,

редактор медиапроекта

Закон от 25.12.14 г. № 63-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» (далее – Закон № 63) вступил в силу с 17 января 2015 года. И с этого момента многим налогоплательщикам поступают звонки и письма с приглашением в налоговую инспекцию для бесед на тему налогового компромисса. Одним сообщают, что их предприятие обязано подать уточняющий расчет, так как один из его контрагентов находится на особом контроле органа ГФС. Другим просто предлагают информацию о существующих налоговых расхождениях, которые налогоплательщик может использовать для составления уточняющего расчета. То есть предприятиям так или иначе дают понять, что фактически фискальная служба владеет данными обо всех их налоговых грехах. Выходит, что, если предприятие не воспользуется возможностью «чистосердечно признаться» в рамках налогового компромисса, в дальнейшем его ждут проверки и штрафы.

Взаимные уступки

По своей сути компромисс – это разрешение конфликтной ситуации путем взаимных уступок. Налоговый компромисс призван решить проблему уклонения от уплаты налогов. При этом государство готово освободить налогоплательщиков от ответственности за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС, если они уплатят в бюджет 5 % этих обязательств. 95 % суммы соответствующего налога будут считаться погашенными, причем без применения штрафных санкций и начисления пени.

В связи с введением налогового компромисса внесены изменения в КУоАП, Уголовный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства, касающиеся освобождения налогоплательщиков от административной и уголовной ответственности.

В рамках налогового компромисса представители бизнеса могут быть освобождены от ответственности только за нарушения, допущенные до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных ст. 102 Налогового кодекса (далее – НК), – 1 095 дней после истечения предельного срока подачи налоговой декларации или уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом.

Главная цель налогового компромисса для государства – привлечь дополнительные средства в бюджет. По словам главы ГФС Игоря Билоуса, механизм налогового компромисса должен пополнить бюджет в 2015 году на 1–3 млрд грн.

Процедура налогового компромисса


Налогоплательщики могут подать в налоговый орган уточняющие расчеты налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль в течение 90 календарных дней после вступления в силу Закона № 63, то есть по 16 апреля 2015 года включительно.

Процедура налогового компромисса подробно описана в Методических рекомендациях относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса, утвержденных приказом ГФС от 17.01.15 г. № 13.

Упрощенно процесс применения налогового компромисса можно представить так:

Шаг 1. Налогоплательщик подает уточняющий расчет, в котором определяет сумму завышения налогового кредита по НДС или расходов по налогу на прибыль.

Шаг 2. В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган определяет необходимость проведения документальной внеплановой проверки и сообщает об этом налогоплательщику.

Обратите внимание: в этом случае документальная внеплановая проверка проводится исключительно по тем вопросам, которые касаются расходов, участвующих в определении объекта обложения налогом на прибыль или суммы завышения налогового кредита по НДС, в рамках процедуры налогового компромисса.

Шаг 3. Налогоплательщик уплачивает налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете или налоговом уведомлении-решении, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования.

Напомним, днем согласования считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о проведении проверки – день получения справки, подтверждающей правомерность определения суммы налоговых обязательств в уточняющем расчете, или налогового уведомления-решения, принятого по результатам проверки.

Налогоплательщик может обжаловать результаты проверки в суде, но тогда компромисс считается недостигнутым.

Процедура достижения налогового компромисса длится не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем подачи уточняющего расчета.

Подводные камни


Несмотря на всю привлекательность налогового компромисса, за первый месяц налоговики получили только 614 уточняющих расчетов. Предприятия не спешат легализовать свою деятельность по нескольким причинам:

1. Ключевая проблема, по словам чиновников, заключается в отсутствии у компаний оборотных средств из-за экономического кризиса. 151 госкомпания открыто заявила, что они не могут уплатить даже 5 % налоговых обязательств. С такой же проблемой столкнулись и коммерческие предприятия. По словам Игоря Билоуса, для них сейчас ищут решение – с Минфином обсуждается возможность внесения средств частями.

Таким образом, 10-дневный срок уплаты налоговых обязательств оказался недостаточным. В нынешних условиях многие предприятия не могут рассчитаться с государством даже по льготной ставке.

2. В случае подачи уточняющего расчета, независимо от того, будет достигнут налоговый компромисс или нет, контролирующие органы смогут узнать приблизительные обороты конкретного бизнеса. Представленный предприятием уточняющий расчет может создать проблемы контрагентам, с которыми оно работало в течение периода, охваченного компромиссом. Правда, согласно п. 4 подразд. 92 разд. ХХ НК уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем подачи уточняющего расчета не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов. Но проводить документальные проверки у контрагентов налогоплательщика закон не запрещает. Налоговикам просто запрещено ссылаться на поданный уточняющий расчет как на доказательство занижения налогов контрагентами.

3. Любой налогоплательщик, подавший уточняющий расчет, может быть подвергнут документальной внеплановой проверке (см. выше шаг 2). Основания для ее проведения в рамках процедуры налогового компромисса в законодательстве не определены. То есть налоговики назначают проверку на свое усмотрение. И чтобы сохранить свое право на налоговый компромисс, налогоплательщику придется согласиться с любым результатом такой проверки. При судебном обжаловании, даже если налогоплательщику удастся отстоять свою правоту, рассчитаться по налоговым обязательствам придется в полном объеме, без применения ставки 5 %.

Что касается моратория на проведение проверок, то на официальном сайте ГФС обнародован проект распоряжения Кабмина «Об обеспечении реализации процедуры достижения налогового компромисса». В случае его принятия КМУ разрешит ГФС проверять налогоплательщиков, подающих уточняющие расчеты для достижения налогового компромисса, в условиях моратория на проверки в 2015 и 2016 годах.

4. При достижении налогового компромисса налогоплательщики должны быть освобождены от финансовой, административной, уголовной ответственности за занижение налоговых обязательств. Однако, по мнению юристов, поправки, внесенные в законодательство, не гарантируют такого освобождения.


Андрей Тамошюнас,

адвокат:

«Отметим, что в ст. 212 Уголовного кодекса появилась часть пятая, исключающая ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов в случае достижения налогового компромисса. Вместе с тем распространенной является практика, когда совершение действий, направленных на отражение в налоговом и/или бухгалтерском учете недостоверных сведений, приведших к занижению налоговых обязательств, квалифицируется и по другим статьям УК, таким как присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191), фиктивное предпринимательство (ст. 205), легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст. 209), мошенничество с финансовыми ресурсами (ст. 222), подделка документов, печатей, штампов и бланков, сбыт или использование поддельных документов, печатей, штампов (ст. 358), злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы (ст. 3641), служебный подлог (ст. 366), служебная халатность (ст. 367).

Таким образом, добровольное признание налогоплательщика в совершении соответствующих действий может стать фактически «подписанием» обвинительного приговора по другим возможным составам преступлений».


Выводы и рекомендации


1. Если налоговики настойчиво предлагают вашему предприятию поучаствовать в налоговом компромиссе, лучше все-таки внять их просьбам и подать уточняющий расчет. Ведь фискальные органы, склоняя вас к компромиссу, явно дают понять, что не доверяют предприятию. В таком случае очень велика вероятность, что после 17 апреля они наведаются к вам с проверкой.


Дмитрий Гарный,
юрист Киевского центра поддержки и развития бизнеса:


«Для предприятий, которые не захотят принимать участие в налоговом компромиссе, основной риск заключается в том, что после истечения 90 календарных дней для подачи уточняющих расчетов налоговая инспекция может провести их проверку в общем порядке. По результатам такой проверки в случае доначисления налоговых обязательств предприятие уплатит налоги в полном объеме и не сможет претендовать на льготную ставку 5 %».


2. Воспользоваться налоговым компромиссом могут также налогоплательщики, в отношении которых проводится или уже проведена документальная проверка, не ее результаты еще не согласованы или находятся на стадии обжалования (административного или судебного). Таким предприятиям может быть выгодно участие в налоговом компромиссе. Ведь для доказательства своей правоты в процедуре административного или судебного обжалования потребуются большие затраты времени, денег и нервов.

3. Налоговый компромисс изначально задуман для ликвидации так называемых «площадок». Под этим термином подразумевается сеть конвертационных центров, на обслуживание которых многие налогоплательщики были вынуждены перейти из-за давления контролирующих органов в 2010–2013 годах. Об этом говорит и тот факт, что достичь компромисса можно только по двум налогам: налогу на прибыль и НДС. При этом предприятия, уклоняющиеся от уплаты, например, НДФЛ, не имеют возможности погасить долги по ставке 5 %.

4. Среди возможных получателей выгоды от компромисса эксперты называют только владельцев очень крупных капиталов. Проигравшими же окажутся честные налогоплательщики, которые не смогут воспользоваться сниженой ставкой по налогу на прибыль и НДС, поскольку платили налоги вовремя и в полном объеме.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Принуждение к компромиссу