Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Предоставление социальных и других отпусков, не относящихся к ежегодным


Сегодня мы поговорим о «неежегодных» отпусках. Эта информация будет полезной для вас, ведь порядок предоставления и использования каждого из их видов, определенный соответствующими законодательными нормами, имеет свои особенности, отличающие их от ежегодных отпусков.


Социальный дополнительный отпуск на детей

Перечень видов социальных отпусков и порядок их предоставления приведен в разд. IV Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504). Такие их виды, как отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, отпуск в связи с усыновлением ребенка, предоставляются в случае наступления определенных событий в жизни работницы (работника).

В отличие от вышеупомянутых отпусков, социальный дополнительный отпуск работникам, имеющим детей или совершеннолетнего ребенка – инвалида с детства подгруппы А I группы (часто его называют отпуском на детей), предоставляется каждый год. Несмотря на это, такой социальный отпуск не отнесен к категории ежегодных, виды и порядок предоставления которых регулируются нормами разд. II Закона № 504. Поэтому остановимся на подробном рассмотрении отпуска такого вида.

В отличие от ежегодных, социальный дополнительный отпуск на детей предоставляется не за отработанный рабочий год (детально об этом см. «Сезон отпусков начался: правила предоставления ежегодного отпуска»), а за календарный год. Заметим, что родители инвалида с детства подгруппы А I группы приобрели право на дополнительный социальный отпуск на детей благодаря прошлогодним изменениям, внесенным Законом от 15.01.15 г. № 120-VIII в Закон № 504.

Итак, согласно ст. 19 Закона № 504 женщине, которая работает и имеет двоих или более детей в возрасте до 15 лет, или ребенка-инвалида, или которая усыновила ребенка, матери инвалида с детства подгруппы А I группы, одинокой матери, отцу ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы, который воспитывает их без матери (в т. ч. в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), а также лицу, которое взяло под опеку ребенка или инвалида с детства подгруппы А I группы, или одному из приемных родителей предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 10 календарных дней (далее – к. д.) без учета праздничных и нерабочих дней, определенных в соответствии со ст. 73 КЗоТ. При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 17 к. д.

Работница, которая имеет право на социальный отпуск по двум основаниям, может использовать указанный отпуск, например, сначала по одному основанию продолжительностью 10 к. д., а спустя некоторое время – по другому основанию продолжительностью 7 к. д. (письмо Минсоцполитики от 05.07.13 г. № 290/13/116-13).

Что касается права на социальный отпуск на детей работницы, которая является одинокой матерью, то согласно письму Минсоцполитики от 14.04.08 г. № 235/0/15-08/13 (далее – Письмо № 235) она должна подтвердить работодателю данный статус. В помощь работодателям в этом письме, исходя из норм п. 5 ч. 12 ст. 10 Закона № 504, где определено понятие одинокой матери как такой, которая воспитывает ребенка без отца, сформулированы более конкретные социальные признаки женщины с таким статусом.

Итак, одинокая мать – это:

  • женщина, которая не состоит в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце ребенка или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери;
  • вдова;
  • женщина, воспитывающая ребенка без отца (в т. ч. и разведенная женщина, которая одна воспитывает ребенка, если отец не проживает вместе с ребенком и отсутствуют иные доказательства его участия в воспитании ребенка, и при этих же условиях женщина, которая вышла замуж, но ее ребенок новым мужем не усыновлен).

Согласно рекомендациям, изложенным в Письме № 235, работодателю должны быть предоставлены копия свидетельства о рождении ребенка и справка органов записи актов гражданского состояния об основаниях внесения в книгу записей рождений сведений об отце ребенка, а женщиной, которая является вдовой, – копии свидетельства о рождении ребенка, свидетельства о заключении брака и свидетельства о смерти мужа.

И если с предоставлением указанных документов особых трудностей не возникает, то с получением других документов, о которых идет речь в письме и которые подтверждают, что женщина действительно воспитывает ребенка одна, без участия отца, могут возникнуть проблемы. Например, получение справки из ЖЭКа или решения органов опеки и попечительства либо суда о том, что отец не участвует в воспитании ребенка, может быть проблематичным, если женщина проживает с ребенком не по месту регистрации.

Таким образом, поскольку законодательством четко не определены перечень и необходимость представления документов, подтверждающих статус «одинокая мать» при определении ее права на социальный отпуск, работодатель вправе, учитывая конкретные обстоятельства, принять положительное решение об этом, не требуя дополнительных (кроме копий документов и справок относительно актов гражданского состояния граждан) документов. Ведь, по нашему мнению, законодатель, предусмотрев указанный социальный отпуск, имел целью предоставить матери дополнительную возможность общения с ребенком, его воспитания без потери заработка. Учитывая это, а также ввиду того что продолжительность отпуска, а значит, и сумма его оплаты небольшие, считаем, что тот факт, что кто-то помогает воспитывать ребенка, принципиального значения не имеет.

Кроме того, считаем, что законодателям целесообразно рассмотреть вопрос принятия порядка, согласно которому оплату социальных отпусков (аналогично дополнительным отпускам для лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы), должны осуществлять органы соцзащиты. Ведь предоставление таких отпусков – это гарантированная государством социальная поддержка материнства, что не является целью деятельности большинства бюджетных учреждений (кроме учреждений соцзащиты), поэтому и расходы на эту цель не должны предусматриваться сметой учреждения. Кстати, возможно, это упростило бы порядок получения необходимых документов от соответствующих государственных органов в связи с расширением сферы электронного документооборота.

Характерные признаки социального дополнительного отпуска на детей определены ч. 7 ст. 20 Закона № 504, а именно: он предоставляется сверх ежегодных отпусков, предусмотренных ст. 6, 7 и 8 Закона № 504, а также сверх ежегодных отпусков, установленных другими законами и нормативно-правовыми актами. Это значит, что ограничение общей продолжительности ежегодных основных и дополнительных отпусков (59 к. д.) не распространяется на случаи, когда вместе с ежегодным отпуском за отработанный рабочий год предоставляются социальные отпуска на детей за текущий год и прошлые периоды.

К тому же, несмотря на то что такой отпуск не относится к ежегодным, законодатель разрешил применять при его предоставлении отдельные положения, принятые для ежегодных отпусков. Так, он может быть перенесен на другой период или продлен в порядке, определенном ст. 11 Закона № 504 для ежегодных отпусков. Напомним эти нормы. Ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период или продлен в случае:

  • временной нетрудоспособности работника, засвидетельствованной в установленном порядке;
  • выполнения работником государственных или общественных обязанностей, если согласно законодательству он подлежит освобождению на это время от основной работы с сохранением заработной платы;
  • наступления срока отпуска по беременности и родам;
  • совпадения ежегодного отпуска с отпуском в связи с учебой.

Другие нормы, касающиеся ежегодных отпусков, на социальный дополнительный отпуск на детей не распространяются, в частности:

  • он не подлежит делению на части;
  • законодательством не предусмотрена возможность отзыва из него;
  • на него не распространяется предусмотренная для ежегодных отпусков норма о компенсации за неиспользованные дни отпуска при условии использования отпуска продолжительностью не менее чем 24 к. д. (ч. 4 ст. 24 Закона № 504). В расчет такой продолжительности включаются использованные основные ежегодные и дополнительные ежегодные отпуска, к которым социальные отпуска не относятся.

В то же время при увольнении работник имеет право на получение компенсации за неиспользованные отпуска на детей (ч. 4 ст. 24 Закона № 504). При этом для социальных отпусков законодательством не установлен срок давности, после которого работник теряет право на ежегодные отпуска, которые не были использованы им в предыдущие годы. То есть компенсация может быть выплачена за любое количество лет, в течение которых такой отпуск не предоставлялся.

Например, в случае представления женщиной работодателю после увольнения документов, подтверждающих ее право на социальный отпуск как матери, имеющей ребенка-инвалида, в период ее работы у этого работодателя, он должен выплатить такому лицу компенсацию за неиспользованные ею во время такой работы социальные отпуска. Или работница – одинокая мать, ребенку которой уже исполнилось 19 лет и которая не воспользовалась в свое время правом на дополнительные социальные отпуска, имеет право на их получение.

Отпуск на детей, как и любой другой, предоставляется в период, когда мать или отец ребенка работают. Это касается и случая, когда работница, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, выполняет работу на условиях неполного рабочего дня. То есть во время этого «детского» отпуска работница не имеет права на вышеупомянутый социальный дополнительный отпуск на детей, если она не работает. Такое право возникнет у нее после выхода из указанного отпуска. Вопрос о том, какой срок должен истечь между окончанием отпуска по уходу за ребенком и началом дополнительного отпуска на детей, решается по соглашению сторон (работницы и работодателя). Отпуск на детей может быть предоставлен работнице одновременно как по основному месту работы, так и по месту работы по совместительству.

Поскольку дополнительный отпуск работникам, имеющим детей, является социальным отпуском и не относится к виду ежегодных отпусков, то он должен предоставляться полной продолжительности в любое время в течение календарного года, независимо от отработанного времени и даты рождения ребенка – до или после (письмо Минсоцполитики от 20.09.13 г. № 807/13/155-13).

Отметим, что периоды социальных отпусков на детей зачисляются в стаж, дающий право на ежегодный основной отпуск (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 504).

Другие виды отпусков

Кроме ежегодных и социальных отпусков работники учреждения имеют право еще и на другие виды оплачиваемых отпусков, виды, продолжительность и порядок предоставления которых определены в разд. III Закона № 504.

Так, в этом разделе урегулировано предоставление:

  • дополнительных отпусков в связи с учебой в средних, профессионально-технических, высших учебных заведениях, учебных заведениях последипломного образования и аспирантуре;
  • отпусков в связи с профсоюзным обучением;
  • дополнительного отпуска отдельным категориям ветеранов войны;
  • творческих отпусков;
  • отпусков для подготовки и участия в соревнованиях.

Что касается последних двух видов отпусков, то конкретизацию норм по их продолжительности, порядку, условиям предоставления и оплате содержат постановления КМУ от 19.01.98 г. № 45 (творческие отпуска) и от 01.06.11 г. № 565 (отпуска для подготовки и участия в соревнованиях).

Обращаем внимание на дополнительный отпуск отдельным категориям ветеранов войны. Право на него возникло у работников, которые были мобилизованы во время особого периода и после демобилизации возвратились на работу, согласно Закону от 14.05.15 г. № 426-VIII. Такой отпуск является оплачиваемым и предоставляется продолжительностью 14 к. д. в календарный год. Несмотря на это, он не отнесен Законом № 504 к ежегодным отпускам. Это значит, что на него не распространяются нормы ст. 11 Закона № 504 о его переносе на другой период или продлении в случае временной нетрудоспособности, выполнения государственных или общественных обязанностей и т. п.

Опять же, исходя из того, что указанные дополнительные отпуска не являются ежегодными, они не подлежат делению на части. Денежная компенсация за все не использованные работником дни указанного дополнительного отпуска не выплачивается, ведь такой вид отпусков не упоминается в ст. 24 Закона № 504, которой урегулирован вопрос получения компенсации за неиспользованные отпуска.

Что касается права такого работника в текущем году на дополнительный отпуск указанного вида, не использованный в прошлом году, то каких-либо норм, которыми было бы запрещено предоставление неиспользованных ранее дополнительных отпусков, законодательство не содержит. Однако некоторые эксперты, учитывая отсутствие норм о компенсации за указанные неиспользованные отпуска, делают вывод, что право на них в случае неиспользования теряется. Несмотря на то что это только логический вывод, а не норма законодательства, считаем целесообразным применение его на практике. По крайней мере, до тех пор, пока возможность использования прошлогодних отпусков такого вида не будет официально подтверждена законодателями.

Периоды указанных дополнительных отпусков, как и социальных на детей, зачисляются в стаж, дающий право на ежегодный основной отпуск (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 504).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы