• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Предоставление органами Казначейства займов местным бюджетам за счет средств единого казначейского счета

Наталия Сушко

10.11.2015 129 0 0

В соответствии с ч. 4 ст. 43 Бюджетного кодекса (далее – БК) Казначейство по согласованию с Минфином имеет право привлекать на возвратной основе средства единого казначейского счета, в частности, для покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов.

Объемы временных кассовых разрывов местных бюджетов, связанных с обеспечением защищенных расходов общего фонда, покрываются Казначейством в пределах текущего бюджетного периода за счет средств единого казначейского счета на договорных условиях без начисления процентов за пользование этими средствами с обязательным их возвратом до конца текущего бюджетного периода (ч. 5 ст. 43 БК).

Постановлением КМУ от 18.03.15 г. № 123 (далее – Постановление № 123) внесены изменения в порядки предоставления органами Казначейства за счет средств единого казначейского счета займов местным бюджетам на покрытие временных кассовых разрывов и среднесрочных займов, которые соответствуют изменениям в БК.

Согласно п. 1 указанного постановления внесены изменения также в Порядок покрытия временных кассовых разрывов местных бюджетов, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1204 (далее – Порядок № 1204). В связи с этим обращаем внимание на ряд важных моментов.

Уточнено значение термина «временный кассовый разрыв», который означает недостаточную возможность местного бюджета на конкретную дату погасить за счет имеющихся и ожидаемых денежных активов общего фонда (в т. ч. остатков бюджетных средств), кроме субвенций, трансфертов другим бюджетам и средств резервного фонда, бюджетные финансовые обязательства по защищенным расходам. То есть теперь в расчет имеющихся и ожидаемых денежных активов общего фонда не включаются объемы дополнительных дотаций (абзац первый п. 2 Порядка № 1204).

Конкретизированы условия предоставления территориальными органами Казначейства займа (п. 6 Порядка № 1204). В частности, займы предоставляются в случае: наличия временного кассового разрыва местного бюджета; отсутствия просроченной кредиторской задолженности местного бюджета по займам, полученным в финансовых учреждениях.

Объем временного кассового разрыва местного бюджета теперь определяется по следующей формуле:

Kr = (Z + D) – Rd – V,

где     Kr – объем временного кассового разрыва;

          Z – остаток бюджетных средств на счетах местного бюджета и распорядителей средств такого бюджета (кроме целевых межбюджетных трансфертов и средств резервного фонда) на дату подачи заявления;

          D – объем всех ожидаемых поступлений в общий фонд местного бюджета (кроме целевых межбюджетных трансфертов) в период с даты подачи заявления по дату получения займа;

          Rdобъем реверсной дотации, перечисление которой приходится на период с даты подачи заявления по дату получения займа;

          V – остаток непогашенных бюджетных финансовых обязательств распорядителей средств местного бюджета по расходам, указанным в п. 10 Порядка № 1204, зарегистрированных в органах Казначейства на дату подачи заявления (без учета бюджетных финансовых обязательств, которые финансируются за счет субвенций, предусмотренных п. 6–9 ч. 1 ст. 97 БК).

Как видим, формула претерпела изменения. В частности, введен новый показатель – Rd (объем реверсной дотации, перечисление которой приходится на период с даты подачи заявления по дату получения займа) и уточнен показатель V (теперь не учитываются бюджетные финансовые обязательства, которые финансируются за счет образовательной и медицинской субвенций, субвенции на подготовку кадров рабочих, а также субвенции на обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера).

Кроме того, Порядок № 1204 приведен в соответствие с требованиями ч. 5 ст. 43 БК. Так, местные бюджеты уже не имеют право на получение займа в случае размещения на дату его получения средств местного бюджета на депозитах (кроме средств, размещенных до 01.01.15 г.) и/или обслуживания средств местного бюджета в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений в учреждениях банков.

Уточнен перечень документов, которые подаются заявителем в территориальный орган Казначейства для заключения договора о предоставлении займа (п. 9 Порядка № 1204). В частности, теперь заявитель подает:

  • заверенную в установленном порядке копию решения Верховной Рады АР Крым или соответствующего местного совета относительно права на получение займа вместо заверенной в установленном порядке копии решения Верховной Рады АР Крым или соответствующего местного совета относительно предоставления займа;
  • письмо об отсутствии на дату получения займа средств местного бюджета, размещенных на депозитах (кроме средств, размещенных до 01.01.15 г.), и/или средств местного бюджета в части бюджета развития и собственных поступлений бюджетных учреждений, которые обслуживаются в учреждениях банков, вместо справки об отсутствии в местном бюджете средств общего фонда на вкладных (депозитных) счетах в банках, кроме банков, в которых введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов и в отношении которых соот-ветствующим местным финансовым органом ведется претензионно-исковая работа по воз-врату бюджетных средств из вкладов (депозитов).

Конкретизирован порядок направления средств займа (п. 6, 10 Порядка № 1204). Так, средства используются на погашение бюджетных финансовых обязательств по расходам на осу-ществление отдельных мероприятий по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенных к мероприятиям развития (КЭКР 2282), в части расходов бюджетных учреждений на оплату труда и начисления на оплату труда, приобретение медикаментов, обеспечение продуктами питания, оплату коммунальных услуг и энергоносителей, выплату стипендий.

Порядок № 1204 также дополнен новой нормой (п. 14), в соответствии с которой Казначейство подает в Минфин информацию о состоянии предоставления и погашения займов. Такая информация в разрезе сводных бюджетов областей, г. Киева подается ежедневно, а в разрезе местных бюджетов, которым предоставлены займы, – ежедекадно (в последний день декады) и ежемесячно до 5-го числа.

Что касается среднесрочных займов, то необходимо обратить внимание, что теперь нормами БК не предусмотрено их предоставление местным бюджетам за счет средств единого казначейского счета (ч. 4 ст. 43 БК). В связи с этим в соответствии с п. 2 Постановления № 123 утратило силу постановление КМУ от 29.12.10 г. № 1203, которым был утвержден Порядок предоставления Совету министров АР Крым, местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих местных советов среднесрочных займов и их погашения. Теперь местным бюджетам не будут предоставляться среднесрочные займы за счет средств единого казначейского счета на условиях возврата без начисления процентов за пользование ими.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить