Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Нужно укрепить институт налоговых конcультантов

Ольга Марчук

09.02.2016 1262 0 1

Ныне в Украине наблюдается довольно низкий уровень налоговой культуры, непонимание определенных норм законодательства и неоднозначное их толкование как налогоплательщиками, так и фискальными органами, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. На этом фоне все большую популярность приобретает профессия налогового консультанта, который не только помогает оптимизировать налоговые вопросы, но и может стать посредником между государством и налогоплательщиком.

Об особенностях профессии и перспективах ее развития – разговор с юристом, адвокатом, налоговым консультантом и директором ОО «Палата налоговых консультантов» Ларисой Антощук.

Антощук Лариса Петровна – директор общественной организации «Палата налоговых консультантов», партнер юридической фирмы «Такс Терра». Закончила Национальный университет «Острожская академия» (правоведение), Украинский государственный университет финансов и международной торговли (международное право). Специализируется на вопросах налогообложения и растаможивания. Представляет интересы клиентов в административных и хозяйственных спорах. Развивает институт налоговых консультантов в Украине.

– Что эта профессия означает в мире?

– Налоговые консультанты – это, прежде всего, независимые профессионалы, которые являются посредниками между государством и клиентом (налогоплательщиком – юридическим или физическим лицом, даже государственным органом). Можно сказать, что они являются своеобразными модераторами диалога между фискальным органом и налогоплательщиком, но в рамках предоставленных государством прав и обязанностей. Налоговые консультанты (еще их называют налоговыми адвокатами или советниками) являются специалистами в областях финансового учета, налогового законодательства и связанных с ним сферах и основной целью своей деятельности считают минимизацию налоговых рисков юридических и физических лиц.

Для налоговых органов они являются совещательными партнерами, работающими в рамках закона и не поддерживающими действий клиентов относительно уклонения от уплаты налогов. В некоторых странах даже есть законодательно установленная обязанность предоставлять госорганам информацию о нарушениях, которые допускает клиент. Налоговые органы осознают, что подготовленная и проверенная налоговым консультантом отчетность является качественной, поэтому и времени на ее проверку тратится значительно меньше, ведь профессионально составленный отчет собственно предусматривает, что проверить его можно намного быстрее, чем самостоятельно заполненную физическим лицом декларацию.

– В каких сферах предоставляют услуги налоговые консультанты? 

– Речь идет не только о предоставлении консультаций или информации о том, как применять ту или иную норму закона. Это и оформление  первичных документов, подготовка шаблонов договоров и актов, ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности, представительство клиента в суде и даже наработка законопроектов, которые передаются профильным организациям, государственным органам для дальнейшей имплементации. Например, в Германии 34 % всех услуг, где работают налоговые консультанты, – это налоговое консультирование, 36 % – составление годовой финансовой и налоговой отчетности, 18 % – общий аудит, 7 % – общий консалтинг и 5 % – прочие услуги. В Польше это в основном представительство интересов клиентов в судах и составление отчетности.

Для клиентов (физических и юридических лиц) налоговые консультанты являются также хорошими помощниками, ведь, как профессионалы, они хотят, чтобы каждая операция соответствовала требованиям действующего законодательства. Они организуют ведение учета, защищают от  прямого контакта с налоговыми органами, что можно расценить как своего рода противодействие коррупции, защиту от неправомерного доначисления налогов.

– Сегодня много внимания уделяют регулированию профессии. А каковы мировые тенденции?

– В мире к урегулированию профессии налогового консультанта существует два подхода. В одних странах она регулируется на уровне закона, в других – на основе саморегулирования. В частности, соответствующее законодательство еще с 1950 года существует в Австрии, Венгрии, Германии. В Японии и Польше на законодательном уровне вопросы были урегулированы в 1997 году. Немного раньше – в 1992-м – законы приняли в Киргизии, Южной Корее, Хорватии, Румынии, Чехии, а в 1993 году такую же модель законодательного очерчивания профессии выбрала Словакия. Вместе с тем в ряде стран, в частности Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Испании, Швейцарии, Ирландии, в странах Скандинавии и Балтии, выбрана модель добровольного членства и регулирования профессии в рамках самоуправляемых организаций. При этом в одной стране может существовать несколько самоуправляемых организаций, каждая из которых вводит собственные стандарты качества, что не всегда соответствует интересам налогоплательщиков или самого государства.

Обратите внимание, в Германии эта профессия – одна из самых старых. На самом деле в Европе в 50-х годах как раз Германия была первой страной, которая приняла закон о налоговых консультантах. Туда пошли работать преимущественно аудиторы, в отличие от Польши, где основу профессии составляют адвокаты, юристы. В Германии профессия является настолько популярной и востребованной в обществе, что за 10 лет появилось 20 тысяч дополнительно сертифицированных налоговых консультантов. Ныне в этой сфере их насчитывается почти 90 тысяч, из которых 70 % – индивидуальные консультанты, 14 % – общества и 16 % – организации ООО, АО.

Вообще же в ЕС работает почти 200 тысяч сертифицированных налоговых консультантов, а Европейская фискальная организация (Confédération Fiscale Européenne), созданная еще в 1959 году, сейчас объединяет 26 национальных организаций из 24 стран Европы, которые представляют 100 тысяч сертифицированных налоговых консультантов.

– Какая модель, на ваш взгляд, более эффективная?

– Опыт свидетельствует, что более эффективной оказывается та система, где профессия регулируется законом. Как видим, ныне в большинстве европейских стран приняты законы о налоговом консультировании или о налоговых консультантах, которых выделяют в отдельную профессию по аналогии с профессиями аудиторов, адвокатов, частично бухгалтеров, для которых создано специальное законодательство.

Я лично видела, как работает закон в Польше. У них еще в 1997 году было принято законодательство о налоговых консультантах и сейчас там более 15 тысяч профессиональных квалифицированных налоговых консультантов. С ними постоянно общаются налоговые органы, согласовывают противоречивые вопросы и даже приходят на тренинги в Национальную палату налоговых консультантов Польши. По моему убеждению, от нашей ближайшей европейской соседки в некоторых процессах мы отстаем на 15–20 лет.

– Что регулируют в ЕС?

– Европейские страны пришли к выводу, что нужно прежде всего отслеживать качество услуг. Человек, который получает сертификат, уже прошел обучение, сдал экзамены и каждый год повышает свой образовательный профессиональный уровень. Это то же самое, что сегодня практикуется в адвокатуре и аудите.

Добавлю также, что качество профессии обеспечивается еще и тем, что налоговые консультанты обязуются страховать риски своей деятельности, то есть за вред, причиненный третьим лицам, они отвечают страховкой. Точнее, страховая компания отвечает перед налогоплательщиком за некачественно предоставленные услуги. Лимиты установлены немалые. Например, в Словакии страховое покрытие в случае, если налоговый консультант предоставил некачественную информацию, которая нанесла вред третьему лицу, составляет 100 тысяч евро, а в Германии – 250 тысяч евро в год.

Кроме этого, участие в профессиональной организации предусматривает дисциплинарные взыскания относительно тех представителей профессии, которые некачественно работают на рынке или неэтично себя ведут.

– Как вы видите регулирование профессии в Украине?

– Нам нужно прежде всего укрепить институт налоговых консультантов, дать им определенную автономию в виде отдельной профессиональной организации. По моему мнению, из всех существующих сегодня общественных организаций должна быть создана единая зонтичная организация, которая бы собрала всех налоговых консультантов в профессиональное сообщество и предоставляла образовательные программы для тех, кто хочет работать в профессии, сертифицировала, следила за качеством предоставленных услуг на рынке и, возможно, частично взяла на себя функции выдачи экспертных заключений относительно тех болезненных вопросов применения налогового законодательства, в которых не могут непредвзято разобраться ни суды, ни фискальные органы.

Например, в Кыргызстане, который тоже является постсоветской страной, 15 лет назад была создана Палата налоговых консультантов. При ней действует Экспертный совет, в который входит 9 известных ученых, бывшие судьи, работники государственных фискальных органов. Если к ним обращаются за толкованием налогового законодательства, они выдают экспертное заключение. Сначала этот документ расценивался как индивидуальное дополнительное доказательство, которое использовалось налогоплательщиками в суде. Сейчас эта процедура стала настолько затребованной, что без экспертного заключения Палаты налоговых консультантов Кыргызстана суды страны не рассматривают налоговые споры.

Я считаю, что это история успеха, которая потенциально может быть использована и в Украине, если создать сильное сообщество, которое будут учитывать государственные фискальные органы. В конечном итоге это пойдет в пользу и государству, и судам, и самим налогоплательщикам. Дальше можно говорить о разработке и принятии специального закона о налоговом консультировании. Альтернативой может стать вынесение вопроса в отдельный раздел Налогового кодекса.

– Каковы перспективы развития профессии в Украине в ближайший период?

– Еще раз повторю, хотелось бы иметь специальный закон, которым бы регулировалась профессия. В нем следует прописать условия и порядок допуска к профессии налогового консультанта, в частности уровень квалификации, личностные качества, необходимость прохождения экзамена, состав экзаменационной комиссии и другие моменты, а также права и обязанности клиента и государства, например, соблюдение интересов клиента, конфиденциальность деятельности, ответственность за вред в условиях обязательного страхования профессиональных рисков, контроль качества услуг.

Там же можно регламентировать порядок создания и функционирования Реестра налоговых консультантов, который могло бы вести профессиональное объединение, требования относительно совместимости и условия существования Национальной палаты, которая будет объединять профессиональных налоговых консультантов.

– Каковы при этом будут функции профессионального объединения?

– К его первоочередным задачам отношу разработку и утверждение стандартов профессии – Положения о профессиональной этике. Там должны быть очерчены нормы относительно взаимодействия с государственными органами, дисциплинарная ответственность за нарушение принципов налогового консультирования и тому подобное. Профессиональное объединение должно также устанавливать правила деятельности в сфере налогового консультирования, администрировать Реестр налоговых консультантов, организовывать обучение и проводить квалификационные экзамены налоговых консультантов. В компетенцию профессионального объединения также должна входить разработка предложений в налоговое законодательство, ведь кому как не налоговым консультантам знать, как оптимизировать эту работу. И самое главное – профессиональное объединение должно обеспечивать широким инструментарием для обучения, повышение квалификации, базами данных текущей аналитики. Этот инструментарий должен быть доступным каждому налоговому консультанту, даже тем, кто практикует в небольших селах.

На пути становления профессии вижу много камней, но уверена, если этот путь верный, то те, кто заражены идеей укрепления института налоговых консультантов, обязательно достигнут поставленной цели. От этого выиграет и государство, и налогоплательщики.

Беседу вела Ольга Марчук

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы