• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Получаем лицензию без хлопот

Статья-подсказка:

  • какие документы нужно подготовить до подачи заявления в орган лицензирования;
  • какие сведения надо указать в заявлении и какие документы приложить;
  • в какие сроки принимается решение органом лицензирования и какая ответственность установлена за несоблюдение этих сроков;
  • что нужно сделать на завершающем этапе заявителю и в какие сроки, чтобы получить лицензию.

Общие положения

В ст. 9 Закона от 01.06.2000 г. № 1775-III (далее – Закон № 1775) приведен перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимо получить лицензию. В настоящее время подлежат лицензированию 57 видов хозяйственной деятельности и более 200 видов работ. Для отдельных видов деятельности (например, по оказанию финуслуг) порядок получения лицензии определяется специальными законами.

Лицензия – это документ государственного образца, который удостоверяет право лицензиата заниматься указанным в лицензии видом хоздеятельности в течение определенного срока (в случае его установления КМУ) при условии соблюдения лицензионных условий (ст. 1 Закона № 1775).

Лицензиат – это лицо, которому выдана лицензия. Получить лицензию может:

  • любое юридическое лицо;
  • физлицо-предприниматель.

Бланк лицензии является документом строгой отчетности (форма утверждена постановлением КМУ от 20.11.2000 г. № 1719). На самом бланке указывается:

  • наименование органа, который выдал лицензию;
  • вид хоздеятельности;
  • данные о лицензиате;
  • дата принятия и номер решения о выдаче лицензии, срок ее действия.

Лицензиат не может передавать свою лицензию или ее копию другому юридическому или физическому лицу для ведения ими лицензируемой хоздеятельности (ст. 14 Закона № 1775). За это могут отобрать лицензию (письмо Госкомитета по вопросам регулятивной политики и предпринимательства от 14.10.02 г. № 4-452-1896/5493).

В Едином лицензионном реестре содержится информация о лицензиатах (ст. 19 Закона № 1775). Данная информация является открытой и с ней можно ознакомиться на официальных веб-сайтах органов лицензирования и Госпредпринимательства (www.dkrp.gov.ua) (п. 7/1 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2000 г. № 1658).

Какой орган выдает лицензию?

Сегодня нет единого государственного органа лицензирования, который выдавал бы лицензии на все виды деятельности. Лицензии выдаются либо органом исполнительной власти, определенным КМУ, либо специально уполномоченными исполнительными органами. Перечень органов лицензирования утвержден постановлением КМУ от 14.11.2000 г. № 1698 (далее – Перечень № 1698). Сейчас в этом перечне – 34 органа лицензирования для разных видов хоздеятельности. Орган лицензирования может делегировать свои полномочия своим структурным территориальным подразделениям (ст. 6 Закона № 1775).

Например, налоговые органы (фискальная служба) осуществляют лицензирование хоздеятельности по производству спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, оптовой торговли спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями и контроль за таким производством (пп. 19/1.1.9 Налогового кодекса, далее – НК).

Орган лицензирования выдает лицензии, переоформляет их, выдает дубликаты и принимает решение о признании лицензии недействительной. Кроме того, утверждает Лицензионные условия осуществления определенного вида хоздеятельности, в которых устанавливает квалификационные, организационные, технологические и прочие требования (ст. 6, 8 Закона № 1775).

Можно ли обратиться к госадминистратору за получением лицензии?

Госадминистратор лицензии не выдает, так как согласно Закону от 06.09.05 г. № 2806-IV (далее – Закон № 2806) это не входит в его компетенцию.

Порядок получения лицензии

Этап 1. Подготовка

У вас три основные задачи:

  • определить орган лицензирования, в который следует обратиться. В этом вам поможет Перечень № 1698;
  • ознакомиться с Лицензионными условиями для вашего вида деятельности (например, на официальных веб-сайтах органов лицензирования);
  • подготовить необходимые документы, исчерпывающий перечень которых утвержден постановлением КМУ от 04.07.01 г. № 756 (далее – Перечень № 756). Например, для осуществления туроператорской деятельности необходимо приложить к заявлению о выдаче лицензии заверенную в установленном порядке копию договора обязательного страхования (медицинского и от несчастного случая) туристов, заключенного со страховой компанией.

Этап 2. Подача в орган лицензирования заявления и необходимых документов

Подается заявление установленного образца (часто образцы заявлений утверждены в Лицензионных условиях). В заявлении о выдаче лицензии должны быть указаны:

  • сведения о заявителе:
  • наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код – для заявителя-юрлица;
  • Ф. И. О., данные паспорта гражданина Украины (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства), идентификационный номер физического лица – плательщика налогов и других обязательных платежей – для заявителя-физлица;
  • вид хоздеятельности, для осуществления которого заявитель хочет получить лицензию;
  • местонахождение филиалов (обособленных подразделений) заявителя (при наличии).

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • выписка из Единого государственного реестра юридических и физических лиц – предпринимателей (письмо Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства от 30.08.11 г. № 6929);
  • документы, предусмотренные для конкретного вида деятельности согласно Перечню № 756;
  • доверенность (если документы подаются заявителем не лично, а через представителя).

Орган лицензирования не имеет права требовать от заявителя подачи документов, не названных в ч. 5 ст. 10 Закона № 1775.

Заявление и прилагаемые к нему документы принимаются по описи. Копия описи выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов и подписью ответственного лица органа лицензирования (ч. 7 ст. 10 Закона № 1775).

Заявление будет оставлено без рассмотрения, если (ч. 8 ст. 10 Закона № 1775):

  • документы будут оформлены с нарушением установленных законодательством требований,
  • заявление будет подписано лицом, не имеющим на это полномочий.

Об этом будет сообщено заявителю в письменной форме с указанием причины. Но это не страшно: вы можете все исправить и тогда снова подать заявление (ч. 9 ст. 10 Закона № 1775). Правда, на это уйдет больше времени.

Этап 3. Принятие решения органом лицензирования

Если нет оснований для оставления вашего заявления без рассмотрения, орган лицензирования принимает одно из двух решений:

  • выдать лицензию,
  • отказать в выдаче лицензии.

По общему правилу, решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления и документов (ст. 11 Закона № 1775). Уведомление о принятом решении направляется (выдается) заявителю в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты принятия решения.

В решении об отказе в выдаче лицензии указываются основания отказа (ч. 2 ст. 11 Закона № 1775). Обратите внимание на два важных момента. Если основанием для отказа названы:

  • недостоверность данных в документах, представленных заявителем для получения лицензии – то новое заявление о выдаче лицензии можно подать только через 3 месяца с даты принятия решения об отказе в выдаче лицензии;
  • несоответствие заявителя лицензионным условиям, установленным для данного вида хоздеятельности – тогда новое заявление о выдаче лицензии можно подать после устранения этого несоответствия.

Не стоит забывать, что решение об отказе в выдаче лицензии можно обжаловать в суде, если вы считаете, что ваши права нарушены.

Если орган лицензирования вовремя не уведомил заявителя о принятом решении, действует ли в таком случае принцип молчаливого согласия?

Нет, на выдачу лицензии принцип молчаливого согласия не распространяется. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 2806 действие данного Закона не распространяется на отношения в сфере лицензирования хоздеятельности (кроме отношений в части выдачи документов разрешительного характера, необходимых для получения лицензии).

Существует ли ответственность за то, что орган лицензирования вовремя не уведомил заявителя о принятом решении?

На должностных лиц органа лицензирования в этом случае налагается административный штраф в размере от 30 до 50 НМДГ (от 510 до 850 грн.) (ст. 166/12 КУоАП).

Этап 4. Внесение платы за выдачу лицензии

Получив решение о выдаче лицензии, заявитель в течение 30 календарных дней (со дня направления ему уведомления о таком решении) должен внести плату в размере, установленном постановлением КМУ от 29.11.2000 г. № 1755 (далее – Постановление № 1755). Например, за получение лицензии на заготовку, переработку, металлургическую переработку металлолома цветных и черных металлов, необходимо уплатить сумму в размере одной минимальной заработной платы (далее – МЗП) – исходя из ее размера, который действует на дату принятия органом лицензирования решения о выдаче лицензии (например, по состоянию на 01.08.14 г. размер МЗП равен 1 218 грн.) (абзац третий п. 1/1 Постановления № 1755).

Документ, подтверждающий уплату (например, платежное поручение), необходимо отнести в орган лицензирования.

Осторожно! Если в указанный срок заявитель не заплатит за выдачу лицензии, то орган лицензирования имеет право отменить решение о выдаче лицензии или принять решение о признании такой лицензии недействительной (ч. 3 ст. 14 Закона № 1775).

Этап 5. Получение лицензии

В течение 3 рабочих дней со дня получения документа, подтверждающего внесение платы за выдачу лицензии, орган лицензирования оформляет лицензию.

Допустим, в силу каких-то причин заявитель в течение 30 календарных дней со дня направления ему уведомления о принятии решения о выдаче лицензии не обратился в орган лицензирования за получением оформленной лицензии. В этом случае орган лицензирования имеет право отменить решение о выдаче лицензии или принять решение о признании такой лицензии недействительной.

На каждый филиал (обособленное подразделение) лицензиата орган лицензирования выдает копии лицензии (ч. 7 ст. 14 Закона № 1775). За выдачу копии лицензии вносится плата в размере одного НМДГ.

На основании лицензии, выданной центральным органом, указанную хозяйственную деятельность можно осуществлять на всей территории Украины. А на основании лицензии, выданной местным органом, – только на территории соответствующей административно-территориальной единицы (ч. 5–6 ст. 14 Закона № 1775).

Какая ответственность предусмотрена за ведение хозяйственной деятельности без лицензии (в том случае, когда она нужна)?

Действующее законодательство предусматривает три вида ответственности за ведение бизнеса без необходимой лицензии. Расскажем подробнее.

Финансовая ответственность. В ст. 22 Закона № 1775 сказано, что за осуществление хозяйственной деятельности без лицензии применяются финансовые санкции в виде штрафов. Однако данная статья является отсылочной, то есть отсылает нас к другим законам, которые предусматривают конкретные санкции. Как правило, это профильные законы, регулирующие определенный вид деятельности. Например, Законом от 19.12.95 г. № 481/95-ВР установлен штраф за оптовую (включая импорт и экспорт) и розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями без лицензии в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 1 700 грн. (абзац пятый ч. 2 ст. 17).

Административная ответственность. Статьей 164 КУоАП установлен штраф в размере от 20 до 100 НМДГ (т. е от 340 до 1 700 грн.) с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства, сырья и денег, полученных в результате работы без лицензии.

Уголовная ответственность. Осуществление операций с ломом цветных и черных металлов без лицензии грозит штрафом в размере от 500 до 1 500 НМДГ (т. е. от 8 500 до 25 500 грн.) или общественными работами от 100 до 200 часов (ст. 213 Уголовного кодекса).

Санкции за работу без получения лицензии применяются к предприятиям и их должностным лицам, а также к предпринимателям.

К каким нежелательным последствиям (помимо привлечения к ответственности) может привести работа без лицензии?

Последствия работы без лицензии могут быть очень серьезными, а именно нарушителю грозит:

  • административный арест активов (пп. 94.2.4 Налогового кодекса);
  • признание сделки недействительной по решению суда (ст. 227 Гражданского кодекса, далее – ГК).

Например, предприятие заключает договор на осуществление строительных работ хозспособом. Но лицензии у него на данный вид деятельности нет. В таком случае контролирующий орган может обратиться в суд за признанием договора подряда недействительным. Последствия признания сделки недействительной установлены в ст. 216 ГК: каждая из сторон обязана вернуть другой стороне в натуре все, что она получила для выполнения договора.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Прежде чем начать заниматься каким-то бизнесом, выясните, не подлежит ли эта деятельность лицензированию. Для этого изучите перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведенный в ст. 9 Закона № 1775.

2. Если ваша деятельность относится к лицензируемой, тогда вам надо получить лицензию, чтобы работать без опасения подпасть под санкции в виде финансовой, административной, а иногда и уголовной ответственности. Для получения лицензии необходимо определить орган лицензирования, который выдаст вам лицензию (найдите его в Перечне № 1698).

3. Подготовьте необходимые документы, прежде чем подавать заявление о выдаче лицензии. Для этого ознакомьтесь с лицензионными условиями: там приводятся требования (квалификационные к кадровому составу, а также организационные, технологические и др.), которым должен соответствовать заявитель (Перечень № 756).

4. Укажите все необходимые сведения в заявлении, приложите к нему необходимые документы, вовремя внесите плату за выдачу лицензии.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить