Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Подаем промежуточную финансовую отчетность согласно МСФО

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие предприятия, кому и когда представляют промежуточную финотчетность по МСФО;
  • какие формы отчетности входят в ее состав (сравнение с отчетностью согласно П(С)БУ).

Что можно сделать на практике: промежуточную финотчетность готовить в том же составе, что и годовую, при этом обязательно раскрывать существенные статьи такой отчетности.

Кто подает промежуточную финотчетность по МСФО

В международной практике промежуточную финансовую отчетность подают субъекты хозяйствования, от которых этого требуют пользователи такой отчетности – органы государственной власти, органы, регулирующие обращение ценных бумаг, фондовые биржи, органы, которые занимаются вопросами бухучета. В частности, такое требование выдвигается к предприятиям, чьи ценные бумаги продаются и покупаются на открытом рынке ценных бумаг. Либо же предприятия сами хотят подавать промежуточную отчетность.

Предприятия, составляющие промежуточную финотчетность по требованию пользователей или по собственному выбору, руководствуются нормами МСБУ 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

Заметим, что этим стандартом не предусмотрена обязательная подача промежуточной финотчетности всеми предприятиями.

Украинские реалии

Напомним, что подача отчетности согласно МСФО может быть добровольной или обязательной.

Обязаны подавать отчетность по МСФО (п. 2, 3 ст. 121 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV, далее – Закон № 996):

  • публичные акционерные общества, банки, страховщики,
  • предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность, включенную в перечень КМУ (см. постановление КМУ от 28.02.2000 г. № 419), а именно:

– кредитные союзы;

– предприятия, которые оказывают финансовые услуги (кроме услуг страхования и пенсионного обеспечения – разд. 64 КВЭД ДК 009:2010);

– предприятия, которые осуществляют деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010);

– предприятия, которые предоставляют услуги негосударственного пенсионного обеспечения (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010);

– предприятия, которые осуществляют вспомогательную деятельность в сфере финансовых услуг и страхования (разд. 66 КВЭД ДК 009:2010).

Предприятия, составляющие финотчетность по МСФО, могут применять международные стандарты, если они не противоречат Закону № 996 и официально обнародованы на веб-сайте Минфина (п. 1 ст. 121 Закона № 996). Например, МСБУ 34 не противоречит украинским стандартам бухучета и на сайте Минфина обнародован.

Какие предприятия могут не подавать промежуточную финансовую отчетность?

Составлять и подавать промежуточную финотчетность нужно всем предприятиям, независимо от того, по каким стандартам (национальным или международным) такая отчетность составлена (п. 5 ст. 121, п. 1 ст. 13 Закона № 996; письмо Минфина от 24.05.13 г. № 31-08410-07-29/15861).

Исключение было сделано, например, для «нулевиков» (ст. 154 Налогового кодекса в старой редакции, далее – НК; п. 7 ст. 11 Закона № 996). А с 1 января 2015 года в НК были внесены изменения, и теперь предприятия с нулевой ставкой налога на прибыль упоминаются в п. 16 подразд. 4 разд. ХХ (нулевая ставка применяется до 1 января 2016 года). Но мы считаем, что, несмотря на некоторое несоответствие Закона № 996 нормам НК, исключение для таких предприятий продолжает действовать: они, как и прежде, должны освобождаться от подачи промежуточной финансовой отчетности.

Правда, такая информация может быть востребована пользователями отчетности, например:

  • трудовыми коллективами;
  • учредителями;
  • прочими пользователями (например, банками для предоставления кредитов).

Поэтому «нулевики» должны быть готовы подать промежуточную финотчетность по запросу пользователей.

Состав отчетности по МСФО

Промежуточная финотчетность по МСФО может быть подана в полном или в сокращенном объеме (§ 7 МСБУ 34).

Полная состоит из следующих форм:

  • Баланс (Отчет о финансовом состоянии);
  • Отчет о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе);
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о собственном капитале;
  • Примечания к финотчетности;
  • Сравнительная информация и Баланс на начало предыдущего периода (в случае ретроспективного изменения учетной политики или переклассификации статей).

Сокращенная отчетность состоит из тех же форм, за исключением последней (Баланс на начало предыдущего периода), но информация в этих формах подается в сокращенном (сжатом) виде.

Поясним, что это означает.

Форма и содержание полного комплекта финотчетности должны соответствовать требованиям МСБУ 1 «Представление финансовой отчетности» (§ 9 МСБУ 34). Но для экономии рабочего времени сотрудников, для своевременной подачи, а также во избежание повтора данных, в промежуточные отчеты можно включить меньше информации, чем будет в годовом отчете. Как минимум, в таких отчетах должны быть заглавия и промежуточные результаты, приведенные в последней годовой финотчетности.

Например, строка 1100 Баланса предназначена для отражения информации о запасах. В годовой финотчетности предприятием заполнены вписываемые строки:

  • 1101 – производственные запасы;
  • 1102 – незавершенное производство;
  • 1103 – готовая продукция;
  • 1104 – товары.

В сокращенной промежуточной отчетности может быть заполнена только строка 1100.

Дополнительные статьи и примечания раскрываются в том случае, если без них можно ввести в заблуждение пользователей.

Баланс предприятия составляется на последний день отчетного квартала, данные в остальных формах приводятся нарастающим итогом с начала года.

Сравнительную информацию за предыдущие периоды (например, за полугодие 2014 года) приведем таким образом:

  • покажем Баланс на конец предыдущего отчетного года (Баланс на 31.12.14 г.) (п. «а» § 20 МСБУ 34);
  • в остальных формах отразим показатели за аналогичный период предыдущего года (за первое полугодие 2014 года).

По законодательству Украины квартальная (промежуточная) отчетность состоит из баланса и отчета о финрезультатах (п. 1 ст. 13 Закона № 996).

Обратите внимание! Допустим, предприятием сдана годовая отчетность, составленная по МСФО, а квартальная представлена пользователям только в составе двух форм, предусмотренных Законом № 996. Тогда отметку о соответствии МСФО в квартальной отчетности ставить некорректно. Ведь такая отчетность не соответствует всем требованиям МСБУ 34. Однако этот факт не является препятствием для составления и подачи годовой финотчетности по МСФО (§ 2 МСБУ 34).

Сроки подачи промежуточной отчетности

В МСБУ 34 поощряется подача промежуточного отчета не менее чем за полугодие. Отчет подается в течение 60 дней после окончания отчетного периода (§ 1 МСБУ 34).

В Украине промежуточная отчетность составляется ежеквартально и сдается в течение 25 дней после окончания отчетного квартала. Если предельный срок подачи отчета приходится на нерабочий день, тогда срок продлевается (переносится на ближайший рабочий день).

Сроки сдачи промежуточной консолидированной финотчетности могут быть установлены учредителями в учредительных документах, но эти сроки не должны превышать 45 дней после окончания отчетного квартала.

Требования к раскрытию информации

Основное назначение промежуточной отчетности – обновить информацию по сравнению с годовой. Поэтому в первую очередь внимание нужно уделить раскрытию информации о новых видах деятельности, новых событиях и обстоятельствах, которые для предприятия существенны.

В § 15 МСБУ 34 приведен примерный (но не исключительный) перечень существенных операций. Такими операциями могут быть, например:

  • уценка запасов до чистой стоимости реализации;
  • получение убытков от уменьшения полезности активов;
  • исправление ошибок предыдущих периодов;
  • операции со связанными сторонами.

Следует отметить, что ни МСБУ 34, ни другие международные стандарты не устанавливают количественного критерия оценки существенности. В понимании МСФО любая операция или статья финотчетности может быть существенной, если ее умалчивание или неправильное отражение может повлиять на экономические решения пользователей.

База для оценки (например, отдельная статья отчетности или отдельное событие) и количественный диапазон существенности должны быть разработаны предприятием самостоятельно и закреплены в приказе об учетной политике. При выборе критерия могут помочь Методические рекомендации об учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.13 г. № 635.

Пример

В приказе об учетной политике предприятия предусмотрено:

1. Для отражения информации об операциях и событиях установить существенность в следующих размерах:

3 % от валюты баланса при оценке операций, связанных с изменениями в составе активов, обязательств или собственного капитала;

10 % от справедливой стоимости необоротных активов для отражения операций, связанных с их переоценкой;

2 % от чистой прибыли (убытка) при оценке операций, связанных с получением дохода или осуществлением расходов.

2. Для отражения статей финотчетности установить следующие критерии:

для статей баланса – 5 % от валюты баланса;

для статей отчета о финрезультатах – 25 % финансового результата oт операционной деятель­ности;

для статей отчета о движении денежных средств – 5 % суммы чистого движения потока в операционной деятельности;

для статей отчета о собственном капитале – 5 % размера собственного капитала.

Если показатели соответствующих статей отчетности за квартал превышают установленные критерии, такая информация является существенной для пользователей отчетности. И тогда предприятию следует раскрыть изменения этих статей в промежуточной финансовой отчетности.

Кроме раскрытия информации о существенных событиях и операциях МСБУ 34 требует обязательного раскрытия в примечаниях прочей информации (если только она не раскрыта в других частях промежуточной финотчетности). Перечень такой информации приведен в § 16А МСБУ 34. Например, обязательного раскрытия требует информация:

  • о выпуске, выкупе и погашении долговых и долевых ценных бумаг;
  • об общей сумме выплаченных дивидендов (можно привести не общую сумму, а в расчете на акцию), причем отдельно по обычным и прочим акциям (например, привилегированным);
  • информация о сегментах (в формате украинских стандартов это форма № 6).

Принципы составления промежуточной финотчетности (признание и оценка)

Основной принцип составления квартальных отчетов – применять ту же учетную политику, что и в годовой отчетности, за исключением изменений, которые произошли после даты годового отчета и должны быть отражены в последующих годовых отчетах.

Неизменная учетная политика означает неизменность принципов признания активов, обязательств, доходов и расходов. Это означает, что, например:

  • амортизация начисляется на необоротные активы, которые предприятие контролирует в течение этого промежуточного периода, и не начисляется на планируемые для продажи активы;
  • неизменной, от периода к периоду, в течение всего отчетного года, будет оценка запасов;
  • чистая стоимость реализации для промежуточного периода определяется так же, как и для годового: цена продажи за вычетом расходов на предпродажную подготовку и сбыт;
  • доходы, которые предприятие получает периодически, должны быть признаны в том периоде, когда получены (например: полученные дивиденды, сезонный доход в розничной торговле);
  • те же критерии, что и в годовом отчете, применяются к признанию неравномерно понесенных в течение года расходов (например: расходы будущих периодов – на подписку периодики).

МСБУ 34 допускает, что при неизменной учетной политике может измениться оценка какой-нибудь статьи в следующем промежуточном отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Если оценка статьи в течение последнего промежуточного отчетного периода изменяется существенно, тогда характер и сумму такого изменения необходимо раскрыть в примечаниях к годовой отчетности (§ 26 МСБУ 34).

Например, предприятие может указать: «В связи с ухудшением экономической ситуации и отсутствием рынков сбыта во втором квартале отчетного года предприятием произведена уценка готовой продукции до чистой стоимости реализации на 2,5 млн грн.».

Эта информация в обязательном порядке должна быть раскрыта в годовой финотчетности.

ВЫВОДЫ.

1. Международные стандарты рекомендуют предприятиям подавать промежуточную финотчетность. В Украине составлять квартальную отчетность обязаны все предприятия, за некоторыми исключениями.

2. Промежуточная отчетность, составленная по МСФО, может быть сокращенной или полной. В Украине квартальная отчетность включает только две формы: Баланс и Отчет о совокупном доходе. Такой состав отчетности требованиям МСФО не соответствует.

3. При составлении промежуточной финотчетности предприятие должно применять ту же учетную политику, что и при составлении годового отчета.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы