• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

По закону макроэкономики

Инфляция как инструмент финансирования бюджетного дефицита


Инфляцию называют своеобразным налогом, который накручивает цены и отнимает часть сбережений. Действительно ли инфляция зло для бизнеса и экономики страны в целом? Что следует знать финансовому менеджеру при том или ином инфляционном сценарии?


Сергей Рогозный,
аудитор, юрист, менеджер по аудиту
Международной аудиторской компании BDO


В течение последних лет мы жили в условиях квазирыночной экономики с экономически не обоснованным валютным курсом, заниженной инфляцией, политической ценой на энергоносители и постоянно растущими социальными стандартами. Была ли возможность в таких условиях обеспечить увеличение доходов в госбюджет без ущерба для экономики Украины в целом, и какая роль в этом процессе принадлежит инфляции?

При составлении главной государственной сметы Украины — 2013 плановые показатели экономического роста и инфляции рассматривались на уровне 3,4% и 4,8% соответственно. Планировалось постепенное снижение налогового давления на бизнес, поэтому плановое увеличение государственных доходов ожидалось на уровне +4,5% в сравнении с результатами 2012 года.

Однако по результатам 2013-го оказалось, что ВВП Украины не увеличивался, а официальный уровень инфляции едва достиг 0,5%. При этом средняя зарплата возросла на 7%, примерно на столько же повысилась стоимость энергоносителей.


1 из 1

Александр Макарченко,
председатель правления Ассоциации бизнес-консультантов Украины,
главный редактор электронного журнала «Аналитика и практика»:

— Действительно, за счет умеренной инфляции можно увеличить поступления в бюджет. С ростом цен увеличиваются поступления от НДС, акцизов, пошлин. То есть, чем выше инфляция, тем лучше наполняется бюджет. При инфляции, например, в размере 100 процентов, можно свести бюджетный дефицит к нулю. Путем инфляции можно снижать реальную заработную плату работников, не уменьшая номинальной зарплаты (что весьма положительно сказывается на прибыли предпринимателя). Однако именно инфляция провоцирует девальвацию гривни. Как известно, стоимость валюты страны с высоким уровнем инфляции в долгосрочной перспективе всегда будет снижаться в сравнении с валютой страны, в которой инфляция ниже.

В течение 2010–2013 годов мы наблюдали искусственную стабилизацию валютного курса и подавление инфляции. А такое сочетание в конечном итоге и приводит к существенной девальвации национальной валюты. Например, в РФ кризис–98 спровоцировал девальвацию рубля именно вследствие этих двух факторов. Собственно, то же самое мы наблюдаем сейчас, когда в Украину зашли кредитные деньги МВФ. Ведь с точки зрения уменьшения расходов бюджета девальвация — процесс положительный. Однако такие игры Кабмина в итоге могут плачевно закончиться для экономики. В настоящее время все участники рынка (и продавцы, и покупатели) уже производят свои расчеты исходя из худшего варианта развития событий. «Подстегнул» девальвационные ожидания населения сигнал (данный правительством) о возможности дальнейшего обесценивания нацвалюты.

Как результат — галопирующая инфляция. В сравнении с декабрем прошлого года прирост индекса потребительских цен (даже по данным Госкомстата) составляет 10,5%. Что будет до конца года — спрогнозировать несложно. Как правило, такие потрясения экономика выдержать не способна: все может закончиться гиперинфляцией, обнищанием населения и тотальной безработицей.


Фактор экономического спада

На условном примере рассмотрим влияние указанных макроэкономических показателей. Предположим, что наше (гипотетическое) предприятие имеет годовой операционный цикл с постепенным накоплением расходов, средней торговой наценкой 20% (без учета инфляции) и реализацией всей продукции в конце операционного цикла. НДС (по ставке 20%) и налог на прибыль (по ставке 19%) начисляются и уплачиваются в течение года. В условиях отсутствия инфляции общая сумма налогов, уплаченных таким предприятием с одного миллиона гривень денежной выручки, составит 89 тыс. грн, а чистая кассовая прибыль — 113 тыс. грн (см. таблицу 1, графу 4).

Примем также во внимание, что цены нашего товаропроизводителя жестко регулируются и остаются неизменными (несмотря на подорожание ресурсов на 5%). Как показывают расчеты, чистая кассовая прибыль предприятия уменьшится на 13%, а его выплаты в бюджет сократятся почти на 7% (таблица 1, графы 5 и 6).

Таблица 1. Расчет влияния инфляции ресурсов на налоговую нагрузку предприятия (в тыс. грн)

№ п/п

Показатели

Формула

Вариант 1: инфляция 0%

Вариант 2: ресурсная инфляция 5%*

Изменение

1

2

3

4

5

6

1

Выручка

1000

1000

2

В т. ч. НДС — 20%

167

167

3

Выручка без НДС

(п1 – п2)

833

833

4

Расходы без НДС

694

712

17

5

Налоговый кредит по НДС**

104

107

3

6

Прибыль к налогообложению

(п3 – п4)

139

122

-17

7

Налог на прибыль (19%)

(п6 × 19%)

26

23

-3 (-12,5%)

8

НДС к уплате

(п2 – п5)

63

60

-3 (-4,2%)

9

ИТОГО налогов к уплате

(п7 + п8)

89

83

-6 (-6,6%)

10

Чистая кассовая прибыль предприятия

(п6 – п7)

113

99

-14 (-13%)

* Инфляционное возрастание расходов и налогового кредита по НДС будет составлять 2,5%, поскольку расходы производятся равномерно в течение года.

** Считаем, что около 25% расходов осуществляется без НДС.


Если считать наше предприятие среднестатистическим, то на общегосударственном уровне потери бюджета от подобной политики составят около 7 млрд грн налога на прибыль и 6 млрд грн НДС. К слову, уменьшение налоговых поступлений в госбюджет–2013 в сравнении с 2012 годом (без учета сумм бюджетного возмещения НДС) составляло примерно столько же. Общая сумма уплаченных в госбюджет налога на прибыль, НДС, таможенных платежей и акциза в 2012 году была равна 289 млрд грн, а в 2013-м — уменьшилась до 276 млрд грн. Таким образом, искусственное сдерживание инфляции является фактором экономического спада, что отрицательно сказывается и на бизнесе, и на формировании доходной части госбюджета.


1 из 1

Валентина Пронина,
завотделом налогов и сборов Ассоциации налогоплательщиков:

— Инфляция, вкупе с займами и увеличением ставок налогов, является достаточно эффективным средством, чтобы избавиться от бюджетного дефицита (когда государственные расходы выше государственных доходов). Опасность для экономики представляет не наличие дефицита как такового (допустимым или относительно безопасным уровнем бюджетного дефицита считается 2–3% ВВП), а его причины и источники погашения. Однако обесценивание денег создает только временные признаки экономического процветания. Неконтролируемая инфляция быстро снижает покупательную способность населения, что, в свою очередь, отрицательно влияет на бизнес и порождает новый цикл инфляции. Поэтому главной задачей для обеспечения бездефицитного бюджета является комплекс мер по возрождению украинской экономики, рациональное расходование бюджетных средств и соблюдение баланса интересов государства и его граждан.



Драйвер роста

Умеренная инфляция на уровне 5% (ползучая инфляция) способна положительно влиять на развитие общественного производства.

Предлагаем читателям воочию убедиться в обоснованности данной макроэкономической теории с одновременной оценкой влияния ползучей инфляции на объем бюджетных поступлений. Итак, допустим, что наше предприятие продолжает работать в условиях 5%-ной инфляции, учитывая ее в собственных ценах (таблица 2).

Таблица 2. Расчет влияния умеренной инфляции на налоговую нагрузку предприятия (в тыс. грн)

№ п/п

Показатели

Формула

Вариант 1: инфляция 0%

Вариант 3: инфляция 5%*

Изменение

1

2

3

4

5

6

1

Выручка

1000

1050

50

2

В т. ч. НДС — 20%

167

175

8

3

Выручка без НДС

(п1 – п2)

833

875

42

4

Расходы без НДС

694

712

17

5

Налоговый кредит по НДС**

104

107

3

6

Прибыль к налогообложению

(п3 – п4)

139

163

50

7

Налог на прибыль (19%)

(п6 × 19%)

26

31

5 (+17,5%)

8

НДС к уплате

(п2 – п5)

63

68

5 (+9,2%)

9

ИТОГО налогов к уплате

(п7 + п8)

89

99

+10 (+11,5%)

10

Чистая кассовая прибыль предприятия

(п6 – п7)

113

132

19 (+17%)

* Инфляционный рост расходов и налогового кредита по НДС составит 2,5%, поскольку расходы производятся равномерно в течение года.

** Считаем, что около 25% расходов осуществляется без НДС.


Как видим, налоговая нагрузка на предприятие возросла на 10 тыс. грн (+11,5%). Но предприятие от этого не слишком пострадало бы, поскольку его чистый номинальный доход после налогообложения также увеличился бы на 19 тыс. грн (+17%).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

По закону макроэкономики