• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Плата за землю – 2015: рассчитываем по-новому

Для кого эта статья: для тех сельхозпредприятий, которые арендуют земельные участки государственной или коммунальной собственности и/или имеют земли в собственности (постоянном пользовании).

Плата за землю и ее плательщики

Как известно, с 01.01.15 г. вступил в силу ряд существенных изменений в Налоговый кодекс (далее – НК), внесенных Законом от 28.12.14 г. № 71-VIII. Не стала исключением и плата за землю. Прежде всего следует отметить, что с 01.01.15 г. плата за землю стала составляющей частью налога на имущество (пп. 265.1.3 НК). А налог на имущество, в свою очередь, отнесен к местным налогам (пп. 10.1.1 НК).

Как и раньше, плата за землю состоит из земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Определение этих налогов не изменилось, а именно:

  • земельный налог – это обязательный платеж, который взимается с владельцев земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (пп. 14.1.72 НК);
  • арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности – это обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (пп. 14.1.136 НК).

Следовательно, плательщиками земельного налога продолжают быть собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи, которые владеют земельными участками на праве постоянного пользования. А плательщиками арендной платы – арендаторы земельных участков государственной или коммунальной собственности.

Земельный налог

Объект, база и ставка

Объектом обложения земельным налогом, как и раньше, являются земельные участки, которые находятся в собственности или постоянном пользовании. База налогообложения – нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, а в случае, если такая оценка не проведена, – площадь земельных участков (пп. 270.1.1, п. 271.1 НК).

Основным отличием обновленных норм НК, касающихся земельного налога, является отсутствие фиксированных ставок. Теперь НК устанавливает только предельные ставки этого налога. Конкретные ставки будут устанавливаться органами местного самоуправления по месту нахождения земельных участков (п. 284.1 НК). Так, ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения), должна быть (п. 274.1 НК):

  • не более 3 % от их нормативной денежной оценки (ранее она составляла 1 %);
  • для сельскохозяйственных угодий – не более 1 % от их нормативной денежной оценки (ранее – 0,1 %).

За земельные участки, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности), ставка налога будет устанавливаться в размере не более 12 % от их нормативной денежной оценки (п. 274.2 НК).

Особые ставки для сельхозугодий, которые были установлены ст. 272 НК, теперь отменены, поскольку эта статья исключена.

Статьи 275 и 276 также исключены из НК. То есть ставка земельного налога за земельные участки в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, теперь НК не установлена. Особых ставок за земельные участки (в пределах населенных пунктов), предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства и занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, теперь также нет. Это значит, что земельный налог за такие земли теперь будет уплачиваться в общем порядке, то есть согласно ставкам, установленным органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 277.1 НК ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливается в размере не более 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области (в предыдущей редакции этой нормы была предусмотрена фиксированная ставка – 5 %). То есть теперь органы местного самоуправления могут установить ставку меньше, чем была раньше (т. е. меньше 5 %).

Следует отметить, что согласно ч. 2 п. 284.1 НК органы местного самоуправления должны уведомлять контролирующий орган (ГФС по местонахождению земельных участков) о своем решении относительно ставок земельного налога и льгот по этому налогу до 25 декабря года, предшествующего отчетному.

А по каким ставкам платить земельный налог в 2015 году?

Ответ на данный вопрос найдем в пп. 12.3.5 НК, в котором, в частности, сказано: если сельским, поселковым, городским советом соответствующие решения не приняты, то плата за землю производится с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю.

Исходя из изложенного, в 2015 году земельный налог следует уплачивать по ставкам, действовавшим в 2014 году. Однако официальных разъяснений относительно этого (на момент подготовки номера к печати) нет. Поэтому, во избежание недоразумений при отчетности и уплате этого налога, считаем, что предприятиям целесообразно (в письменном виде) обратиться в органы местного самоуправления и органы ГФС по месту расположения земельных участков для уточнения размеров ставок земельного налога на 2015 год.

Льготы

Льготы по земельному налогу, как и ранее, подразделяются на применяемые к некоторым видам земельных участков и на применяемые к некоторым плательщикам земельного налога (юридическим и физическим лицам).

Перечень земельных участков, не подлежащих обложению земельным налогом, не только сохранился в полном объеме, но и пополнился участками, предоставленными для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения деятельности религиозных организаций Украины (пп. 283.1.8 НК). Как и ранее, не облагаются земельным налогом:

  • сельскохозяйственные угодья, которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, и химически загрязненные сельскохозяйственные угодья, на которых ограничено ведение сельского хозяйства (пп. 283.1.1 НК);
  • земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения (пп. 283.1.2 НК);
  • земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, которые используются для испытания сортов сельскохозяйственных культур (пп. 283.1.3 НК);
  • земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и питомниками многолетних плодовых насаждений (пп. 283.1.5 НК).

Что касается льгот, которые применяются к налогоплательщикам, то в полном объеме сохранились льготы только у физических лиц (ст. 281 НК). В частности, от уплаты земельного налога освобождаются владельцы земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы (на период действия такого единого налога) (п. 281.3 НК).

Льготы для юридических лиц значительно сократились. Теперь от уплаты земельного налога освобождаются только следующие юрлица (ст. 282 НК):

  • санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, основанные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов;
  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки.

Таким образом, с 01.01.15 г. нет льгот, в частности, у опытных хозяйств научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля, а также профессионально-технических училищ и вновь созданных фермерских хозяйств.

Заметим, что сельхозпредприятия – плательщики единого налога четвертой группы (бывшие плательщики ФСН) также отсутствуют в перечне льгот, которые распространяются на юрлиц согласно ст. 282 НК. Однако платить земельный налог они все же не будут, но уже на основании нормы п. 297.1 НК (согласно этой норме единщики четвертой группы не являются плательщиками, в частности, земельного налога). Такое освобождение от уплаты земельного налога не распространяется на земельные участки, которые не используются для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Как и ранее, дополнительные льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории, могут устанавливаться органами местного самоуправления (п. 284.1 НК).

Арендная плата

Объектом налогообложения при взимании арендной платы является арендованный земельный участок государственной и коммунальной собственности. Основание для начисления арендной платы – договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством (п. 288.1, 288.3 НК).

Исходя из вышеизложенного, теперь обязательным условием для начисления арендной платы является, в частности, регистрация договора аренды в соответствии с законодательством. То есть получается, что платить арендную плату за земли государственной и коммунальной собственности до регистрации прав аренды не нужно. В прошлые годы, как известно, налоговики настаивали на уплате арендной платы за такие земли с момента заключения договора аренды, а не с момента его регистрации (прав аренды).

Напомним, что с 01.04.14 г. существенно увеличился нижний предел размера арендной платы вышеуказанных земель. По состоянию на 01.01.15 г. такие пределы сохранились. Так, размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа должна быть не меньше чем 3 % и не больше чем 12 % нормативной денежной оценки земельного участка (п. 288.5 НК).

Уплачивать повышенный размер арендной платы сельхозпредприятие должно было с момента внесения соответствующих изменений в договор аренды. То есть если изменения в договор относительно повышения размера арендной платы по каким-либо причинам не были внесены, то сельхозпредприятие может продолжать платить такую арендную плату в размере, предусмотренном в действующем договоре аренды.

Не единичны случаи, когда срок договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности истек, а плательщик продолжает им пользоваться, поскольку не получил от арендодателя письменного возражения относительно такого использования. В такой ситуации до возобновления в установленном порядке договора аренды земельного участка за него следует платить арендную плату в соответствии с условиями предыдущего договора, но не ниже размера, установленного в пп. 288.5.1 НК (т. е. не менее 3 % от нормативной оценки). Такая позиция налоговиков приведена в Обобщающей налоговой консультации относительно арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, утвержденной приказом Миндоходов от 16.01.14 г. № 25.

Напомним, что согласно ст. 6 Закона от 02.09.14 г. № 1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на территории проведения АТО, освобождаются от уплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности на время проведения такой операции.

Отчетность по плате за землю

Порядок и сроки представления

Согласно п. 286.2 НК плательщики (кроме физических лиц) должны самостоятельно исчислить сумму платы за землю по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представить в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка Налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) (далее – декларация). Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.

Но плательщик имеет право отчитываться и ежемесячно. В таком случае срок представления декларации – в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, а годовую декларацию представлять не нужно (п. 286.3 НК).

При представлении первой декларации (фактическое начало деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с декларацией следует подать справку (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. В дальнейшем такая справка предоставляется в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли. При этом, по выбору налогоплательщика, может быть предоставлен как оригинал справки, так и ее копия (такое разъяснение содержится в ресурсе ОИР).

Если сельхозпредприятие одновременно является плательщиком и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности, и земельного налога, то оно должно составлять отдельные декларации по каждому из этих платежей.

Если у сельхозпредприятия есть несколько земельных участков на территории разных административных единиц, то в каждый контролирующий орган по местонахождению таких участков представляются отдельные декларации.

Особенности составления декларации

В 2015 году следует представлять декларацию по новой форме, утвержденной приказом Миндоходов от 30.12.13 г. № 865. Эта форма, как и ранее, едина для земельного налога и для арендной платы и имеет 2 приложения:

  • приложение 1 «Сведения об имеющихся земельных участках» (представляется всеми плательщиками платы за землю и во всех случаях представления декларации). В этом приложении указываются сведения о каждом документе, устанавливающем право собственности или право постоянного пользования земельными участками, – для плательщиков земельного налога и о договорах аренды земель государственной и коммунальной собственности – для плательщиков такой арендной платы;
  • приложение 2 «Сведения о льготах на земельный налог с имеющихся площадей земельных участков» (представляется только теми плательщиками, у которых есть льготы по уплате земельного налога, то есть сельхозпредприятия, которые уплачивают только арендную плату, данное приложение не представляют).

Хотя нынешняя форма декларации – новая, от старой она отличается лишь названием органа, которым она утверждена. Поэтому напомним только основные моменты по ее заполнению.

В графе 1.1.Т титульной части указывается номер декларации последовательно нарастающим числом от количества представленных соответствующих деклараций. При этом декларации, в которых начисляется налоговое обязательство по земельному налогу, нумеруются отдельно от деклараций, в которых начисляется налоговое обязательство по арендной плате. То есть сельхозпредприятие, которое в 2015 году является как плательщиком земельного налога, так и плательщиком арендной платы за земли государственной или коммунальной собственности, должно представить две декларации и в обеих в графе 1.1.Т проставить «1», а в поле «Отчетная» – «Х».

Строка 2 заполняется в случае составления декларации по земельному налогу, а строка 3 – по арендной плате. В этих строках указывается год, за который представляется декларация («2015»).

В строке 4 указывается полное наименование юридического лица (Ф. И. О.) согласно регистрационным документам. В зависимости от вида налога в строке 4 отметка «Х» проставляется либо в ячейке «плательщик земельного налога», либо – «плательщик арендной платы за земли государственной или коммунальной собственности (арендатор)».

В строке 10 указывается код органа местного самоуправления согласно КОАТУУ, на территории которого находится земельный участок (участки). Если плательщик имеет в собственности или пользовании земельные участки, находящиеся на территории разных сельских (поселковых) советов, которые относятся к одному административному району (коды КОАТУУ разные), то такой плательщик должен представить в орган ГФС этого района отдельные декларации по каждому коду органа местного самоуправления (такое разъяснение есть в системе ОИР).

В табличной части декларации необходимо указать:

  • площадь земельных участков, нормативную денежную оценку единицы площади, ставку налога (колонки 3–5);
  • коэффициенты к увеличению (колонка 6) и процент от суммы земельного налога (колонка 7) не заполняются, поскольку эти показатели определялись согласно ст. 275 и 276 НК, которых с 01.01.15 г. в НК уже нет;
  • в колонке 8 указывается годовая сумма земельного налога, а в строке 9 – арендной платы (в зависимости от того, по какому налогу заполняется декларация). Такая годовая сумма распределяется в колонках 10–21 пропорционально по месяцам;
  • строки 6–12 и 14–20, а также строка 21 предназначены для уточнения налоговых обязательств, то есть при представлении отчетной декларации они не заполняются.

Уплата

Собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю начиная со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. В случае прекращения таких прав плата за землю уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году (п. 287.1 НК).

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в декларации на текущий год, уплачивается равными частями за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца. Уплачивать такие обязательства следует в бюджет (бюджеты) по местонахождению земельных участков (п. 287.3 НК).

Сельскохозяйственные предприятия, которые являются собственниками земли или имеют земли в постоянном пользовании, не будут платить земельный налог в 2015 году при условии, что они будут плательщиками единого налога четвертой группы и будут использовать такие земли для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Начисление арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности в 2015 году осуществляется только после официальной регистрации прав такой аренды.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам, спецрежиму и праву

585 грн / квартал

Купить