• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Плата за землю-2016

Елена Жураковская

31.01.2016 1884 0 3

Для кого эта статья: для тех сельхозпредприятий, которые арендуют земельные участки государственной или коммунальной собственности и/или имеют земли в собственности (постоянном пользовании).

Плата за землю и ее плательщики

Плата за землю является составной частью налога на имущество, который, в свою очередь, входит в состав местных налогов (пп. 10.1.1, 265.1.3 Налогового кодекса, далее – НК).

Как и ранее, плата за землю состоит из земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Определение этих понятий не изменилось:

  • земельный налог – это обязательный платеж, который взимается с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей (пп. 14.1.72 НК);
  • арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности – это обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (пп. 14.1.136 НК).

Таким образом, плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи, которые владеют земельными участками на праве постоянного пользования. А плательщиками арендной платы – землепользователи, арендующие земельные участки государственной или коммунальной собственности (п. 269.1 НК). Особенности взимания этих платежей и отчетности по ним рассмотрим более подробно.

Земельный налог

Объект, база и ставка

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности или постоянном пользовании. Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, а в случае если такая оценка не проведена, – площадь земельных участков (пп. 270.1.1, п. 271.1 НК).

При исчислении платы за землю в 2016 году индекс потребительских цен за 2015 год, который используется для определения коэффициента индексации нормативной денежной оценки сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов), применяется со значением 120 % (п. 6 подразд. 6 разд. ХХ НК). То есть значение коэффициента индексации нормативной денежной оценки для таких угодий составляет 1,2.

Как известно, НК устанавливает только предельные размеры ставок земельного налога, а конкретные ставки должны устанавливаться органами местного самоуправления по месту нахождения земельных участков. Так, ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения), должна быть (ст. 274 НК):

  • для сельскохозяйственных угодий и земель общего пользования – не более 1 % от их нормативной денежной оценки;
  • для других земель – не более 3 % от их нор-мативной денежной оценки;
  • для земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной формы собственности), ставка налога будет устанавливаться в размере не более 12 % от их нормативной денежной оценки.

В соответствии с п. 277.1 НК ставка налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливается в размере не более 5 % от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.

Свое решение относительно ставок земельного налога и предоставленных льгот указанные органы представляют соответствующему контролирующему органу (т. е. органу ГФС) по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному (п. 284.1 НК).

Следовательно, для уточнения конкретных ставок земельного налога на 2016 год сельхозпредприятиям, являющимся его плательщиками, следует обратиться в соответствующие органы местного самоуправления по месту расположения земельных участков. При этом следует отметить, что согласно пп. 12.3.5 НК в случае, если сельским, поселковым, городским советом соответствующие решения не приняты, плата за землю осуществ-ляется с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду.

Льготы

Льготы по земельному налогу, как и ранее, подразделяются на применяемые к некоторым плательщикам земельного налога (юридическим и физическим лицам) и применяемые к некоторым видам земельных участков.

Так, в частности, от уплаты земельного налога освобождаются физические лица – собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи таких земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога четвертой группы (на период действия единого налога) (п. 281.3 НК).

Что касается льгот для юридических лиц, то от уплаты этого налога освобождаются только следующие юрлица (ст. 282 НК):

  • санаторно-курортные и оздоровительные заведения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, основанные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов;
  • базы олимпийской и паралимпийской подготовки.

Однако следует отметить, что согласно п. 297.1 НК сельхозпредприятия – плательщики единого налога четвертой группы также не должны платить земельный налог. Эта норма не распространяется на земельные участки, которые не используются непосредственно такими плательщиками для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (т. е., например, сдаются в аренду).

Перечень земельных участков, которые не подлежат обложению земельным налогом, приведен в ст. 283 НК. К ним, в частности, относятся:

  • сельскохозяйственные угодья, которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы, и химически загрязненные сельскохозяйственные угодья, на которых ограничено ведение сельского хозяйства;
  • земли сельскохозяйственных угодий, которые находятся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;
  • земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастки, используемые для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками, до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и питомниками многолетних плодовых насаждений.

Дополнительные льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории, могут устанавливаться органами местного самоуправления. Решение об установлении льгот (как и об установлении ставок) должно быть принято и подано соответствующему контролирующему органу до 25 декабря года, предшествующего отчетному (п. 284.1 НК).

Арендная плата

Согласно п. 288.1 НК основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого участка. При этом следует обратить внимание, что согласно изменениям, внесенным в НК Законом от 24.12.15 г. № 909-VIII , № 2-3), из упомянутой нормы был исключен текст о том, что договор аренды должен быть оформлен и зарегистрирован в соответствии с законодательством.

Однако напомним, что в соответствии со ст. 125 Земельного кодекса право аренды земельного участка, как и ранее, возникает с момента государственной регистрации этого права. Кроме того, в п. 287.1 НК сказано, что собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. Следовательно, сельхозпредприятие имеет полное право платить арендную плату с момента регистрации права аренды, а не с момента подписания договора.

Как предусмотрено п. 288.5 НК, размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа:

  • не может быть меньше чем 3 % нормативной денежной оценки;
  • не может превышать 12 % нормативной денежной оценки;
  • может превышать предельный размер арендной платы (12 %) в случае определения арендатора на конкурентных началах.

К нормативной денежной оценке в 2016 году для исчисления арендной платы (как и земельного налога) следует применить вышеупомянутый коэффициент индексации – 1,2.

Иногда случается, что срок договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности истек, а плательщик продолжает им пользоваться, поскольку не получил от арендодателя письменного возражения относительно такого использования. В таком случае до возобновления в установленном порядке договора аренды земельного участка за него следует платить арендную плату в соответствии с условиями предыдущего договора, но не ниже размера, установленного в п. 288.5 НК (т. е. не меньше чем 3 % от нормативной оценки). Такая позиция налоговиков изложена в Обобщающей налоговой консультации относительно арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, утвержденной приказом Миндоходов от 16.01.14 г. № 25.

Напомним: субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность на территории проведения АТО, освобождаются от уплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности на время проведения такой операции (ст. 6 Закона от 02.09.14 г. № 1669-VII «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции»). Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция, утвержден распоряжением КМУ от 02.12.15 г. № 1275-р.

Отчетность по плате за землю

Порядок и сроки представления

Плательщики земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности отчитываются на свой выбор – либо раз в год, либо ежемесячно.

В случае выбора годового периода отчетности плательщики (кроме физических лиц) должны самостоятельно исчислить сумму платы за землю за весь 2016 год и не позднее 20 февраля текущего года представить в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка Налоговую декларацию (п. 286.2 НК).

Если сельхозпредприятие желает отчитываться помесячно, то срок представления декларации – в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НК). Годовую декларацию в таком случае представлять не нужно.

При представлении первой декларации (фактическое начало деятельности как плательщика платы за землю) вместе с ней следует подать справку (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. В дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Если сельхозпредприятие одновременно является плательщиком и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности, и земельного налога, то оно должно составлять отдельные декларации по каждому из этих платежей.

Если у сельхозпредприятия есть несколько земельных участков на территории разных административных единиц, то в каждый контролирующий орган по местонахождению таких участков подаются отдельные декларации.

Особенности составления декларации

Прежде всего следует отметить, что в 2015 году (приказом Минфина от 16.06.15 г. № 560) была утверждена новая форма Налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее – Декларация).

Титульная часть новой формы Декларации немного сокращена – вместо 10 строк, как это было в старой форме (утвержденной приказом Миндоходов от 30.12.13 г. № 865), новая содержит лишь 8.

Кроме того, новая форма Декларации, в отличие от старой, не содержит приложений – все данные о земельных участках и льготах по плате за землю (которые ранее отражались в приложениях) теперь будут отражаться в основной части декларации. Так, основная (расчетная часть декларации) теперь состоит из трех разделов:

разд. I «Расчет суммы земельного налога»;

разд. ІІ «Расчет суммы арендной платы»;

разд. ІІІ «Расчет налогового обязательства».

Раздел I «Расчет суммы земельного налога» заполняют сельхозпредприятия – плательщики земельного налога, то есть те, у которых есть земля в собственности или в постоянном пользовании. Таблица, из которой состоит этот раздел, заполняется следующим образом (см. табл. 1):

Таблица 1

№ колонки

Что в ней указывается

1

2

2

Код целевого назначения земельного участка в соответствии с Классификацией видов целевого
назначения земель (двузначный номер арабскими цифрами), в частности:

– 01 – земли сельскохозяйственного назначения.

Если земли относятся к сельскохозяйственным угодьям, то вместо «01» указывается категория:

– 1А – пашня;

– 1Б – многолетние насаждения;

– 1В – сенокосы;

– 1Г – пастбища;

– 1Д – перелоги;

Полный перечень возможных кодов приведен в конце Декларации (сноска «7»)

3

Вид права на земельный участок: «1» – если земельный участок находится в частной собственности плательщика, или «2» – если земельный участок находится в постоянном пользовании

4

Серия и номер документа, удостоверяющего право собственности и/или пользования земельными участками (например, серия и номер свидетельства о государственной регистрации права собст-
венности на недвижимое имущество (земельный участок))

5–6

Номер и дата (в формате «месяц, год») государственного акта на земельный участок (при 
наличии, в противном случае – колонка не заполняется)

7

Кадастровый номер земельного участка (при наличии)

8

Площадь земельного участка (в гектарах с четырьмя десятичными знаками) на основании право-
устанавливающих документов

9

 

Нормативная денежная оценка единицы площади земельного участка (если она проведена) (в гривнях с двумя десятичными знаками) с учетом индексации (в 2016 году применяется коэффи-
циент 1,2 – см. выше в консультации)

10

 

Нормативная денежная оценка единицы площади пашни по соответствующей области (если де-
нежная оценка земельного участка не проведена)

 

11

 

Ставка налога, установленная органами местного самоуправления по месту нахождения земель-
ных участков

12

 

Исчисляется годовая сумма земельного налога:

кол. 8 х кол. 9 (или кол. 10) х кол. 11

13–15

Информация об имеющихся у сельхозпредприятия льготах по уплате земельного налога (при их наличии). Так, в колонке 13 указывается код льготы в соответствии со справочником налоговых льгот; в колонке 14 – размер льготы (в процентах) в соответствии с законодательством и/или решением органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которым предоставлена льгота; в колонке 15 – сумма льготы по уплате земельного налога (т. е. сумма земельного налога, которую уплачивало бы предприятие, если бы льготы не было)

16

Годовая сумма земельного налога по состоянию на 1 января отчетного года, которая подлежит уплате в бюджет, за вычетом суммы льготы по земельному налогу, т. е. разность между значениями колонок 12 и 15

Раздел ІІ «Расчет суммы арендной платы» заполняют сельхозпредприятия, арендующие земельные участки государственной или коммунальной собственности. Таблица этого раздела заполняется следующим образом (см. табл. 2):

Таблица 2

№ колонки

Что в ней указывается

1

2

2

Код целевого назначения земельного участка в соответствии с Классификацией видов целевого назначения земель (двузначный номер арабскими цифрами) (аналогично порядку заполнения
этой колонки в разд. I – см. выше

3–4

Дата (в формате «месяц, год») заключения договора аренды на земельный участок государствен-
ной или коммунальной собственности, указанный в колонке 2, и номер договора аренды

5–6

Дата (в формате мм.рррр) и номер государственной регистрации договора аренды на земельный участок

7

Кадастровый номер арендованного земельного участка (при наличии)

8

Площадь арендованного земельного участка (в гектарах с четырьмя знаками после запятой). Показатель берется из договора аренды

9

Нормативная денежная оценка единицы площади земельного участка (в гривнях с двумя деся-
тичными знаками). Показатель берется из договора аренды

10

Размер арендной платы за земельный участок (в процентах) в соответствии с заключенным договором аренды

11

Исчисляется годовая сумма арендной платы по состоянию на 1 января отчетного года:

кол. 8 х кол. 9 х кол. 10 : 100

В разд. ІІІ «Расчет налогового обязательства» исчисляется ежемесячная сумма либо земельного налога, либо арендной платы – в зависимости от того, какой раздел (І или ІІ) Декларации заполнен (а в одной декларации возможно заполнение только одного из этих разделов).

В колонке 3 строки 3 таблицы данного раздела указывается годовая сумма начисленного за отчетный (текущий) год:

  • земельного налога (переносится из строки «Итого» колонки 16 разд. І Декларации);
  • или арендной платы (переносится из строки «Итого» колонки 11 разд. ІІ Декларации).

В колонках 4–15 строки 3 отражается сумма ежемесячных платежей по земельному налогу или арендной плате по месяцам (январь – декабрь) отчетного года, равная значению из колонки 3 этой же строки, деленному на 12. Разбивая годовую сумму земельного налога (арендной платы) равными частями помесячно, округление производится следующим образом:

  • за 11 месяцев отчетного года – по общим правилам округления;
  • за последний месяц отчетного года сумма земельного налога (арендной платы) определяется как разность годовой суммы земельного налога (арендной платы) и суммы земельного налога (арендной платы) за первые 11 месяцев.

Строки 5–10 заполняются при уточнении налоговых обязательств (в первой годовой декларации не заполняются).

В строке 11 указывается количество приложений к декларации (которые составляются в произвольной форме в случае желания предприятия объяснить или дополнить показатели декларации).

Сроки уплаты

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в Декларации на текущий год, уплачивается равными частями за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца. Уплачивать такие обязательства следует в бюджет (бюджеты) по местонахождению земельных участков (п. 287.3 НК).

Согласно п. 287.5 НК физические лица, не имеющие льгот по уплате земельного налога, в частности те, кто передал землю в аренду субъекту хозяйствования, не являющемуся плательщиком единого налога четвертой группы, должны уплатить этот налог в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов или советов объединенных территориальных громад, которые созданы согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, по квитанции о приеме налоговых платежей.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам, спецрежиму и праву

585 грн. / квартал

Купить