• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Осваиваем РРО, или Прогресс как зеркало законодательных новаций


Начиная с 1 января 2013 Миндоходов один раз в сутки в автоматическом режиме получает информацию об объеме расчетных операций субъектов хозяйствования. Это чудо обеспечивает современный РРО. Сейчас 90 % имеющихся у предпринимателей кассовых аппаратов уже подключены к системе электронной отчетности. Но... техника, как известно, иногда выходит из строя, а человек не всегда точно знает все законодательство, чтобы правильно отреагировать в непредвиденных ситуациях и не платить штрафы. Что ж, не будем отставать от прогресса! Предлагаем разобраться в законодательных и практических тонкостях применения чудо-техники.


Александр Макарченко,
главный редактор

Впервые возможность отчитываться в автоматическом режиме перед налоговиками о наличных или безналичных расчетах была предусмотрена Законом № 2756. Однако эта норма довольно долго ждала своего часа. И вот наконец «электронная лента» — выстрелила! Начиная с 1 января 2013 чиновники из Миндоходов получили возможность видеть на своем сервере электронные копии расчетных документов, хранящихся в памяти кассового аппарата или присоединенного к нему модема. Такая отчетность поступает к ним в автоматическом режиме один раз в сутки от каждого субъекта хозяйствования, который имеет в своем арсенале кассовый аппарат.

По словам экс-министра доходов и сборов Украины Александра Клименко, «новые нормы... не предусматривают дополнительных обязанностей для субъектов хозяйствования, а только меняют старый порядок представления отчетности. Вместо отчетности на бумажных носителях один раз в месяц не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца предусматривается представление отчетности в электронном виде по проводным или беспроводным каналам связи». Экс-министр убежден, что это создает более комфортные условия для субъектов хозяйствования, а также экономит их время на подготовку и передачу отчетности. Кроме того, предприниматели смогут сэкономить на расходах, связанных с содержанием кассовой техники, поскольку им больше не нужно распечатывать бумажную контрольную ленту и хранить ее три года. К тому же, по мнению бывшего руководителя Миндоходов, использование электронной контрольной ленты значительного упрощает процесс проверки налогоплательщиков.

1 из 1

Кто должен применять РРО

РРО должен быть у всех субъектов хозяйствования, осуществляющих оптовую или розничную торговлю, а также предоставляющих услуги, в том числе рестораны и заведения общественного питания.

Напомним, Закон об РРО распространяется на субъектов хозяйствования, их хозяйственные единицы и их представителей (уполномоченных лиц), которые осуществляют расчетные операции в сфере торговли, общественного питания и услуг в наличной и/или безналичной форме. Если в уставе предприятия записано, что основным видом его деятельности является именно торговля и общественное питание, оно должно руководствоваться Порядком № 833. Основной вид деятельности определяется по первому номеру, указанному в Регистрационной карточке о включении сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (форма № 6), утвержденной приказом Минюста Украины от 14.10.2011 № 3178/5.

Карточка или наличность?

Согласно Закону об РРО субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны:

  • проводить расчетные операции на полную сумму покупки через зарегистрированные, опломбированные и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечаткой расчетных документов, подтверждающих выполнение расчетных операций, или с применением зарегистрированных в установленном порядке расчетных книжек (далее — РК);
  • выдавать покупателю расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции.

Пунктом 15 ст. 3 Закона об РРО предусмотрено, что в случае наличных расчетов чек, накладная или другой документ, подтверждающий переход права собственности на товар, выдается покупателю только по его требованию. Но это не означает, что продавец может не проводить расчетные операции через РРО и не распечатывать расчетные документы, предусмотренные п. 1 ст. 3 Закона об РРО.

Что касается безналичных расчетных операций (с помощью платежных карточек), то Минэкономразвития в письме от 07.05.2013 № 3502-06/16081-12 напомнило, что субъекты хозяйствования, которые согласно закону должны использовать РРО, обязаны перейти на прием электронных платежных средств для осуществления расчетов за проданные товары (услуги) и обеспечить техническую возможность использования специальных платежных средств для таких расчетов.

Однако законодательство не обязывает использовать электронные платежные средства в расчетах за товары (услуги) субъектов хозяйствования, не применяющих РРО.

Кстати, платежный терминал, через который покупатели рассчитываются банковскими карточками, нельзя считать регистратором расчетных операций. В случае осуществления расчетов через такой терминал с помощью банковской карточки продавец обязан провести полученную сумму средств через РРО и выдать покупателю расчетный документ.

1 из 1

Новые законодательные требования

Во исполнение Закона № 2756 разработаны Требования № 1057. Касаются они в первую очередь производителей РРО и модемов.

Свой РРО нужно переоборудовать так, чтобы через него можно было передавать данные в электронном виде. Существует два варианта такого переоборудования, оба реализуются через Центр сервисного обслуживания (ЦСО).

Вариант первый — купить в ЦСО РРО нового поколения. Такие РРО разработаны с учетом Требований № 1057.

Вариант второй — модернизировать имеющийся у вас РРО, то есть установить на него модем. Кстати, модернизировать РРО обязаны те предприниматели, которые согласно п. 7 ст. 3 Закона об РРО будут представлять отчетность по проводным или беспроводным каналам связи. На остальных Требования № 1057 не распространяются.

Способ отчетности перед налоговиками зависит от вида РРО, который использует предприятие. Это может быть либо электронная копия расчетных документов, либо традиционный для многих отчет по форме № ЗВР-1.

Напомним, в соответствии с п. 5 Закона № 5518-VI в абзац второй и третий п. 7 ст. 3 и «Заключительных положений» Закона об РРО с 1 января 2015 года будут внесены изменения. В частности, запрещается первичная регистрация РРО, которые не создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже иностранной валюты. Начиная с этой же даты субъекты, которые будут использовать РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемых для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты), должны будут представлять по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков. Именно они отражаются на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти подключенных модемов. Указанные требования касаются также субъектов хозяйствования, которые используют РРО с присоединенными к ним внешними модемами.

Итак, после введенных новшеств к субъектам хозяйствования предъявляются следующие требования, касающиеся отчетности по расчетным операциям:

  • при осуществлении наличных или безналичных расчетных операций (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в сфере торговли, общественного питания и услуг в органы ГНС нужно представлять отчетность, связанную с применением РРО и РК, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, если не предусмотрено представление такой информации в электронном автоматическом режиме;
  • при использовании РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, или электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде, в органы ГНС нужно представлять по проводным или беспроводным каналам связи электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или в памяти модемов, которые к ним присоединены;
  • при использовании РРО, которые создают контрольную ленту в печатном виде, за исключением электронных контрольно-кассовых регистраторов, должны представлять в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти.

Цена вопроса

По словам Андрея Забловского, руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины, на учете в налоговой состоит 280 тыс. РРО. В Миндоходов рапортуют, что уже 90 % имеющихся у предпринимателей кассовых аппаратов подключено к системе электронной отчетности.

Однако стоимость одного нового кассового аппарата со встроенным модемом и возможностью сформировать электронную копию фискального чека в среднем составляет 2,6 тыс. грн. По подсчетам Игоря Кишко, генерального директора Украинской торговой ассоциации, модернизация устаревших моделей обойдется примерно в ту же сумму — около 2,5 тыс. грн. В частности, на модемы придется потратить около 1–1,5 тыс. грн, а на модуль безопасности — 100 грн. Таким образом, для обновления оборудования только одной крупной торговой сети потребуется около 1,6–2,4 млн грн. И это еще без учета ежемесячной платы сервисным организациям за обслуживание системы автоматического информирования налоговых органов.

«Ежемесячно нужно оплачивать услуги операторов каналов связи, работу информационного эквайера (компании, уполномоченной НБУ на обработку данных) и центра сервисного обслуживания РРО. Только по предварительным подсчетам, плата за эксплуатацию каждой кассы с модемом составляет не менее 100 грн. В результате стоимость модернизации 280 тыс. кассовых аппаратов обойдется бизнесу почти в 717 млн грн, а обслуживание только к концу 2013 года — около 180 млн грн», — считает Игорь Кишка.

Z-отчет получен?

Форма и содержание информации, которую распечатывает РРО, удостоверяющий успешную или неуспешную передачу данных, регламентирует документ под названием «НСМЭП. СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЕКТЫ. Технология хранения и сбора данных РРО для ГНС. Протокол передачи информации», основанный на приказе № 1057. В нем четко определено, в каком виде, как и когда должно печататься сообщение о получении контрольно-отчетной информации сервером Миндоходов (фискальный отчетный чек, или Z-отчет). По этой информации пользователь может определить, получили ли налоговики данные. Такие сообщения РРО распечатывает только в случае успешной передачи данных. Таким образом, по информации на чековой или контрольной ленте РРО пользователь может определить, что адресат (Миндоходов) получил данные.

Штрафные каникулы

Чиновники из Миндоходов в своем разъяснении от 01.07.2013 настаивают, что новые законодательные требования по применению РРО не вводят дополнительных обязанностей для субъектов хозяйствования, а только меняют старый порядок представления отчетности.

Сейчас предпринимателям предоставлено время для переоборудования своих РРО, поэтому действуют так называемые штрафные каникулы. Однако не следует забывать, что с 1 января 2014 года вступил в силу п. 9 ст. 17 Закона об РРО, который предусматривает санкции (см. п. 10 таблицы) за непредставление в органы ГНС отчетности, связанной с применением РРО, РК, и копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков с РРО по проводным или беспроводным каналам связи в случае обязательности их представления.

В целом подключение РРО к системе хранения и сбора данных по проводным или беспроводным каналам связи налоговики начали еще 1 января 2013 года. Сейчас этот процесс продолжается.

Несколько дельных советов

Как и любые другие технические приборы, РРО могут выходить из строя. Возникает вопрос: что делать в такой ситуации с отчетностью, которая должна отправляться автоматически? Ответ следует искать в Порядке № 601. В нем сказано, что гарантийный или послегарантийный ремонт должен выполнять в течение 72 часов ЦСО, с которым субъект хозяйствования заключил договор. Учитывая, что рабочий день длится 8 часов, РРО должен быть отремонтирован за семь рабочих дней (ст. 5 Закона об РРО). Обычно уровень современных ЦСО позволяет без особых усилий соблюдать эти сроки, если сервисные центры имеют в своем штате специалистов соответствующего уровня и держат склад запасных частей к РРО. После возобновления работы РРО данные передаются на сервер Миндоходов автоматически.

А вот как быть с отправкой отчетности, когда неисправный РРО более 72 часов находится за пределами Украины, скажем в аэропорту? Это уже более сложная ситуация, но выход из нее тоже есть. При таких обстоятельствах следует воспользоваться услугами роуминга. Напомним, все операторы связи предоставляют услугу передачи данных в роуминге. Стоимость такой услуги несколько больше, чем на территории Украины, но учитывая то, что с кассовых аппаратов передается только Z-отчет, объем которого примерно один килобайт, а операторы сотовой связи обычно начинают тарификацию от десяти килобайт, потраченные на передачу данных средства будут не такими уж и большими. Можно также воспользоваться модемами, подключенными к сети Ethernet. Поскольку в каждом аэропорту есть возможность подключиться к сети Internet, передача данных совсем ничего не будет стоить конечному потребителю.

Еще один интересный вопрос. Когда магазин, работающий круглосуточно, должен снимать Z-отчет? Ответ на него также находится в нормативном документе. Как это ни странно, но именно Требования № 199 содержат четкое определение термина «смена». Итак, считается, что смена начинается с момента первой расчетной операции, включая «Служебное внесение» или «Служебную выдачу», но не более 24 часов. Таким образом, круглосуточный магазин должен ежедневно распечатывать Z-отчет (п. 9 ст. 3 Закона об РРО), но не позднее 24 часов с момента первой расчетной операции. Иногда налоговики требуют снимать Z-отчет в 00:00 часов текущих суток. Даже были судебные процессы по этому вопросу, в частности штрафовали магазины за снятие Z-отчета после 00:00 часов. Но такие требования противоречат действующему законодательству, и во всех случаях суд принимал решение в пользу субъектов хозяйствования.

И наконец несколько слов о зависании РРО... Ни в одном нормативном документе не определено, что такое зависание, то есть это состояние РРО не идентифицировано как его неисправность. Следовательно, в случае нестабильной работы РРО при расчетах с покупателями нет юридических оснований использовать так называемые мягкие бумажные чеки. Это противозаконно. Такие чеки используются только в случае неисправности или выхода из строя РРО. Если РРО зависает постоянно, следует обратиться с официальным письмом к производителям. Они обязаны устранить такие недостатки, квалифицируемые как некорректная работа устройства.


Нормативная база

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР.

Закон № 2756 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 № 2756-VI.

Закон № 5518 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего совершенствования администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 № 5518-VI.

Приказ № 1057 — приказ Минфина «Об утверждении Требований относительно создания контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных и Порядка передачи электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков регистраторов расчетных операций проводными или беспроводными каналами связи в органы государственной налоговой службы» от 08.10.2012 № 1057.

Порядок № 601 — Порядок технического обслуживания и ремонта регистраторов расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2004 № 601.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 № 833.

Требования № 1057 — Требования по созданию контрольной ленты в электронной форме в регистраторах расчетных операций и модемов для передачи данных, утвержденные приказом Минфина от 08.10.2012 № 1057.

Требования № 199 — Требования относительно реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.2002 № 199.


Дата подготовки
03.03.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить