• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Осторожно, наличность!

Наличный беспорядок может стоить нарушителю 17 тыс. грн


Чтобы этого не случилось, при проверке важно убедить контролеров, чтобы они указали в акте период, охватывающий хотя бы часть 2012 года (пусть даже 31 декабря). Тогда появится возможность избежать огромного админштрафа. Если удастся доказать, что хотя бы два случая нарушения порядка проведения наличных расчетов являются одним административным правонарушением, тогда отвечать придется только один раз.


Александр Макарченко,
главный редактор медиапроекта
«Аналитика и практика»

Еще в начале 2013 года в тексте КоАП появилась новая статья — 163-15. Корректировки вроде бы косметические, а уровень ответственности возрос в десятки раз. Теперь за несоблюдение законодательства о наличных расчетах предпринимателю или должностным лицам предприятия грозит штраф до 17 тыс. грн.

Статья 163-15 появилась в КоАП благодаря Закону № 5518. Теперь именно эта норма Кодекса регулирует размеры административных штрафов, которые будут применять налоговики, в частности, к директору или главному бухгалтеру, а также физическим лицам — предпринимателям за «нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе превышение предельных сумм расчетов наличностью, несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств». И размеры эти, мягко говоря, не маленькие. Нарушителю придется уплатить штраф в размере от 1 700 до 3 400 грн, а если нарушения будут зафиксированы второй раз в течение года, — от 8 500 до 17 000 грн!

Напомним, раньше за нарушение правил ведения кассовых операций должностным лицам предприятия угрожал административный штраф на порядок меньше. Согласно старой редакции ст. 164-2 КоАП стоимостные пределы ответственности были установлены на уровне от 136 до 255 грн, за повторное нарушение порядка проведения наличных расчетов в течение года размер админштрафа мог быть увеличен только до 340 грн.

1 из 1

Наличные наказания

Как следует из содержания ст. 163-15 КоАП, отвечать придется, во-первых, за несоблюдение порядка проведения наличных расчетов, во-вторых, за превышение предельных сумм расчетов наличностью и, в-третьих, за необеспечение покупателям возможности рассчитаться за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (ЭПС).

Напомним, порядок проведения наличных расчетов в Украине регулируют два нормативных документа:

  1. Закон об РРО.
  2. Положение № 637.
1 из 1

Наличные недоразумения

Нарушения требований законодательства о наличных расчетах могут привести не только к админштрафам, но и к применению финансовых санкций. Кстати, размер этих санкций предусмотрен не только Законом об РРО, но и Указом № 436).

Новые административные штрафы во много раз превышают финансовые санкции, которые будут применяться к субъектам предпринимательства. Например, в соответствии с Указом № 436 за превышение предусмотренных сроков использования выданной под отчет наличности финансовая санкция, которая применяется к субъекту хозяйствования, составляет 25 % выданной под отчет суммы. Предположим, подотчетному лицу на хозяйственные нужды было выдано 1 000 грн, неизрасходованные средства были возвращены в кассу предприятия позже, чем это предусмотрено п. 2.11 Положения № 637 (пользоваться подотчетной наличностью можно не больше двух дней, включая день ее выдачи под отчет). Размер финансовой санкции в этом случае составит всего 250 грн. А вот директору и главному бухгалтеру придется уплатить из собственного кармана админштраф в размере минимум 1 700 грн.

Наличные ограничения

Субъекты хозяйствования (юридические лица и предприниматели), осуществляющие наличные расчеты со своими контрагентами через подотчетных лиц, давно привыкли к ограничению суммы наличного расчета, установленного п. 2.3 Положения № 637. Теперь согласно Постановлению № 210 предельная сумма такого расчета с одним субъектом хозяйствования (по одному или нескольким платежным документам) составляет 10 тыс. грн в день.

Однако, приняв этот документ, Нацбанк ограничил наличные расчеты не только предприятий и предпринимателей. Под наличные ограничения попали и рядовые граждане. Так, в расчетах физических лиц между собой или с предприятиями (предпринимателями) в течение одного дня за товары (работы, услуги) ограничение составляет 150 тыс. грн.

Напомним, еще осенью 2012 года Верховная Рада приняла закон, который предоставил Нацбанку право вводить ограничения на расчеты наличностью. Речь идет о Законе № 5284, который вступил в силу 18.10.2012. Данным документом внесены изменения, в частности, в законы Украины «О Национальном банке Украины», «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине», «О защите прав потребителей», «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».

1 из 1

Наличные расчеты

Что касается несоблюдения требований относительно обеспечения возможности расчетов потребителей за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств (ЭПС), то в результате внесения изменений в ст. 17 Закона № 1023 субъекту предпринимательства теперь запрещается каким бы то ни было образом ограничивать использование потребителями ЭПС. Сейчас самым распространенным видом ЭПС и платежным инструментом являются банковские платежные карточки. Хотя существуют и другие предусмотренные законодательством мобильные платежные инструменты (п. 1.19-3 Закона о платежных системах).

Однако бояться суровой административной ответственности за этот вид нарушения нет смысла. По крайней мере до тех пор, пока законодатель не введет обязанность принимать плату за товары (услуги) именно с применением таких ЭПС (ст. 17 Закона № 1023).

Наличные проверки

В завершение небольшой совет: при проверке важно убедить проверяющих, чтобы они указали в акте период, который охватывает хотя бы часть 2012 года, пусть даже 31 декабря. Тогда у вас теоретически появится возможность избежать огромного административного штрафа. Главная проблема будет заключаться только в том, чтобы выяснить, являются ли хотя бы два случая нарушения порядка проведения наличных расчетов одним административным правонарушением. Предположим, при проверке кассовой дисциплины налоговики установят два факта превышения предельного размера наличных расчетов: один — в 2012 году, а другой — в 2013 году. Если оба факта являются одним нарушением порядка осуществления наличных расчетов, то отвечать в административном порядке придется только один раз. Как именно — это уже другое дело, но один раз! Ведь в этом случае административная ответственность должностных лиц предприятия может наступить не за каждый выявленный факт превышения суммы наличных расчетов, а именно за несоблюдение соответствующего порядка. Поэтому, если нарушение порядка проведения наличных расчетов имело место и в 2012, и в 2013 году, то несоблюдение порядка ведения расчетов наличностью было одно, и длилось оно в течение всего периода, который проверялся (в соответствии с п. 7.2 Положения № 637 проверка соблюдения кассовой дисциплины осуществляется за квартал, полугодие, год и т.д.). Причем на руководителя и главного бухгалтера предприятия или физического лица — предпринимателя административный штраф должен быть наложен в размере, установленном ст. 164-2 КоАП (первый раз — не более 255 грн). Привлечение виновных к административной ответственности, предусмотренной ст. 163-15 КоАП (размер админштрафа составляет от 1 700 до 3 400 грн, а за повторное нарушение в течение года — от 8 500 до 17 000 грн), будет нарушением ст. 8 КоАП и ст. 58 Конституции. Ведь законы не имеют обратного действия, поэтому к правонарушению, частично совершенному в 2012 году, нельзя применять ст. 163-15 КоАП (что усиливает ответственность), которая не была введена в действие на момент совершения правонарушения.


Нормативная база

Конституция — Конституция Украины от 28.06.1996 № 254к/96-ВР.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.1984 № 8073-X.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 № 265/95-ВР.

Закон о платежных системах — Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 № 2346-III.

Закон № 1023 — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.1991 № 1023-XII.

Закон № 5518 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дальнейшего совершенствования администрирования налогов и сборов» от 06.12.2012 № 5518-VI.

Закон № 5284 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов» от 18.09.2012 № 5284-VI.

Указ № 436 — Указ Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 № 436/95.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 № 637.

Постановление № 210 — постановление Правления НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью» от 06.06.2013 № 210.


Дата подготовки
11.12.2013

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить