• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Оставить, нельзя проверять!

Кабмин поставил запятую правильно, но повезет ли бизнесу в следующем году?


Правительство все же обратило внимание на многочисленные жалобы предпринимателей, связанные с бесконечными проверками их хозяйственной деятельности. Теперь, чтобы реализовать свое право на проверку, представителям контролирующих органов придется просить разрешения у Кабмина. Но пока это правило действует только до конца 2014 года и не распространяется на налоговиков и таможенников. Итак, изучаем новый инструмент защиты от проверяющих.


Александр Макарченко,
главный редактор медиапроекта «Аналитика и практика»

В августе 2014 года был опубликован и, соответственно, введен в действие закон c непримечательным названием «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» (от 31.07.2014 № 1622-VII, далее — Закон № 1622). И, наверное, мало кто обратил бы на него внимание, если бы не некоторые его нормы, которые к планированию бюджета страны, мягко говоря, никакого отношения не имеют…

В частности, в Госбюджете появилась новая статья (31), ограничивающая права всевозможных контролеров на проведение проверок деятельности субъектов хозяйствования: «Установить, что проверки предприятий, учреждений, организаций, физических лиц — предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляются в течение августа — декабря 2014 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявлению субъекта хозяйствования о его проверке».


1 из 1

Александр Ефимов,
адвокат, аудитор, к. ю. н.,
управляющий партнер АО «Адвокатская фирма «Ефимов и партнеры»:

— Проверки ради соблюдения порядка той или иной деятельности, конечно, должны быть. Без них не знаешь, с чем на самом деле пирожок, который хочется съесть. Однако проверки как средство устранения конкурента должны исчезнуть из жизни украинских предпринимателей. А еще, как по мне, надо позволить проверяющим составлять справки об отсутствии нарушений на объектах проверок. Поэтому запрет (хотя и не всем) контролирующим органам осуществлять проверки в 2014 году — это тоже определенный положительный сдвиг в нашей жизни. Надеюсь, со временем их будет больше.


Хорошие новости

В период с августа по декабрь 2014 года любые проверки (плановые, внеплановые и прочие) запрещены, если:

во-первых, у проверяющих нет разрешения Кабмина, предусмотренного Постановлением № 408;

во-вторых, вы сами не заявили о необходимости проверки. Такое право субъектов хозяйствования предусмотрено многими нормативно-правовыми актами, регулирующими процедуры проведения проверок контролирующими органами, в том числе пожнадзора, СЭС и пр.;

в-третьих, контролирующие органы значатся в Перечне, предусмотренном Постановлением № 408 (см. Перечень).

ПЕРЕЧЕНЬ
государственных инспекций и других контролирующих органов, которым будет предоставляться разрешение Кабинета Министров Украины на проведение проверок предприятий, учреждений, организаций, физических лиц — предпринимателей

1. Госсельхозинспекция.

2. Госэкоинспекция.

3. Госценинспекция.

4. Госпотребинспекция.

5. Укрморречинспекция.

6. Укртрансинспекция.

7. ГИУЗ.

8. Госархстройинспекция.

9. Гоструда.

10. Госфининспекция.

11. Госатомрегулирования

12. Госэнергоэффективности.

13. Госветфитослужба.

14. Госземагентство.

15. Гослесагентство.

16. Госрыбагентство.

17. ГСЧС.

18. Госгеонедра.

19. ГКА.

20. Госэкспортконтроль.

21. Государственная служба интеллектуальной собственности.

22. Госстат.

23. Госгорпромнадзор.

24. Госавиаслужба.

25. Укравтодор.

26. Гостуризмкурорт.

27. Госкино.

28. Госсанэпидслужба.

29. Гослекслужба.

30. Госслужба соцзаболеваний.

31. Пробирная служба.

32. Госфинмониторинг.

33. Укргосархив.

34. ГСКН.

35. ГСЗПД.

36. Антимонопольный комитет.

37. Администрация Госспецсвязи.

38. Фонд государственного имущества.

39. МВД.

40. Минфин.

41. МОН.

42. Минкультуры.

43. Мининфраструктуры.

44. Минздрав.

45. Минприроды.

46. Минэкономразвития.

47. Минагрополитики.

48. Минэнергоуголь.

49. Пенсионный фонд Украины.

50. Нацкомфинуслуг.

51. НКРЭ.

52. Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.

53. НКЦБФР.

54. НКРС.

55. Фонд социальной защиты инвалидов.

56. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

57. Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности.

58. Государственная инспекция по энергетическому надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии.

59. Государственная инспекция по эксплуатации электрических станций и сетей.

60. Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали.

Кстати, мораторий не зависит от проверяемой сферы деятельности. То есть он не ограничивается, к примеру, проверками финансово-хозяйственной деятельности или соблюдения лицензионных условий.

Нормами Закона № 1622 можно воспользоваться только до начала проверки, предотвратив таким образом ее проведение. Доказать свое право не допускать проверяющих к проверке после ее окончания будет гораздо сложнее. Ведь обжалование процедуры проведения проверки в большинстве случаев не спасает от ответственности за выявленные нарушения.

Поэтому, если представители контролирующих органов намереваются провести у вас проверку в обход моратория, нужно реагировать незамедлительно. Но если время упущено и проверка уже состоялась, попытайтесь все же обжаловать действия проверяющих в административном суде. Как вариант, в исковом заявлении сошлитесь на то, что предоставленные проверяющими доказательства собраны с нарушением закона, то есть являются недопустимыми.


1 из 1

Павло Петренко,
міністр юстиції:

— Нині в Україні діє понад 80 різних структур, які здійснюють перевірки. За бажання спільними зусиллями вони можуть організувати по кілька перевірок однієї і тієї самої юридичної особи щодня. Ми повинні максимально скоротити контролюючі функції держави. В цьому напрямку уряд уже ухвалив низку рішень.


Плохие новости, или Исключения из правил

Первая новость: ничтожно короткий период действия моратория на проверки. Невзирая на то что Закон № 1622 юридически вступил в силу 16 августа 2014 года, фактически его нормами субъекты хозяйствования могут воспользоваться только на протяжении неполных четырех месяцев — с 9 сентября (дата введения в действие Постановления № 408) и до конца 2014 года.

Вторая новость: общий процесс оформления и выдачи Кабмином разрешения на проверку не регламентирован законом. Это, конечно, вселяет надежду на то, что разрешения на проведение проверок субъектов малого и среднего бизнеса выдаваться не будут. Но критерии отбора предприятий для проверки c санкции Кабмина непонятны (а ведь на пороге уже ноябрь). Уже выданные Кабмином разрешения на проверки особого оптимизма не вселяют. В частности, распоряжения № 849-р и № 890-р свидетельствуют о том, что в правительстве, по сути, утверждают списки проверяемых субъектов, подготовленные контролирующими органами, и особо не заморачиваются.

Недосказанность норм закона и долгое молчание правительства уже привели к тому, что Фонд соцстраха по временной утрате трудоспособности вообразил себя органом, неподконтрольным Кабмину. В Письме № 2.4-17-2056 чиновники попытались откреститься от моратория на проверки, чтобы и дальше бесконтрольно терзать субъектов хозяйствования. Благо, Кабмин все же дополнил Постановление № 408 перечнем подконтрольных ему органов, и, конечно же, включил в него ФСС по временной утрате трудоспособности.

Третья (главная) плохая новость: мораторий не распространяется на проверки Государственной фискальной службы. Так что от общения с налоговиками и таможенниками нас, увы, никто не избавил. Кроме того, санкция Кабмина вовсе не нужна на проведение проверок по решению суда, в рамках оперативно-розыскной деятельности, а также в случаях, предусмотренных УПК.

К сожалению, мораторий на проверки парламентарии не удосужились связать с Законом о проверках, касающимся принципов государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Это обстоятельство говорит о том, что Закон № 1622 — скорее исключение из правил, а не планомерная либеральная экономическая политика по выведению украинского бизнеса из полицейского режима.

1 из 1
1 из 1
1 из 1
1 из 1
1 из 1
1 из 1

1 из 1

Мораторий на проведение проверок — несомненно, позитивный момент для бизнеса. Однако недосказанности в Законе № 1622 и проволочки Кабмина могут привнести в жизнь предпринимателей немало негатива.

На сегодняшний день ясно одно: мораторий — это инструмент для защиты, которым может воспользоваться каждый бизнесмен, но только до начала проверки. Если же контролеры вопреки действующему законодательству все же прорвались на ваше предприятие, будьте готовы обжаловать их действия в судебном порядке. Правда, шансы на благоприятный исход дела невелики. Обжаловать результаты проверки только на том основании, что она была незаконной, не получится. Суды в подобных требованиях, как правило, отказывают. Поэтому в исковом заявлении сошлитесь на то, что собранные проверяющими доказательства являются недопустимыми.


Нормативная база

УПК — Уголовный процессуальный кодекс Украины от 13.04.2012 № 4651-VI.

Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 № 1622-VII.

Закон о проверках — Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V.

Постановление № 408 — постановление КМУ «Вопрос введения ограничений на проведение проверок государственными инспекциями и другими контролирующими органами» от 13.08.2014 № 408.

Распоряжение № 849-р — распоряжения КМУ «О проведении проверки качества зерна» от 27.08.2014 № 849-р и от 05.09.2014 № 890-р.

Распоряжение № 890-р — распоряжение КМУ «О предоставлении разрешения на проведение проверок некоторых субъектов рынка телекоммуникаций и пользователей радиочастотного ресурса Украины в полосах радиочастот общего пользования» от 05.09.2014 № 890-р.

Письмо 2.4-17-2056 — письмо ФСС по ВУТ от 07.08.2014 № 2.4-17-2056.


Дата подготовки
28.10.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить