Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Подписаться

Елена Макеева: «Директива ЕС упрощает составление финансовой отчетности»

По инициативе Минфина правительство взяло курс на евроинтеграцию в сфере аудита и бухучета. Что это даст отечественным бухгалтерам? На этот и другие вопросы отвечает заместитель министра финансов Елена Макеева.

1 из 1

– Еще весной Кабмин принял решение, которое касается имплементации некоторых актов законодательства ЕС в сфере бухучета и аудита. В частности, речь идет о Директиве № 34/2013/ЄС. Объясните, что вкладывается в понятие «имплементация» и что она принесет бизнесу?

– Если говорить по существу, а не формальными формулировками, то имплементация – это внедрение лучших практик, которые прошли апробацию и закреплены в нормативных актах Европейского Союза. Мы должны понимать, что в условиях глобализации мировой экономики Украине не удастся оставаться в стороне. Бухгалтерский мир также не стоит на месте: с каждым годом разрабатываются новые правила и стандарты. Требования к нашей профессии меняются в зависимости от потребностей бизнеса, который также трансформируется.

В рамках этого направления 8 апреля текущего года Кабмин издал распоряжение № 345-р относительно приведения норм национального законодательства в соответствие с нормами упомянутой Директивы (№ 34/2013/ЄС). Во исполнение этого распоряжения Минфином разработан законопроект относительно внесения изменений в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Указанный законопроект предусматривает новую градацию предприятий (микро, малые, средние и крупные), расширяет сферу применения МСФО, сокращает перечень обязательных реквизитов для первичных документов и предусматривает их электронный формат, совершенствует порядок представления и обнародования финансовой отчетности (в частности, предприятиями, применяющими МСФО). Кроме того, в отдельную категорию предложено вывести субъектов общественного интереса. К ним относятся публичные акционерные общества, эмитенты ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам, банки, страховые, негосударственные пенсионные фонды, другие финансовые организации (осуществляющие деятельность на основании лицензии), а также крупные предприятия. Эта категория, а также субъекты природных монополий, предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых, обязаны будут вести учет и составлять отчетность по МСФО, публиковать годовую финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом (заключением) на своей веб-странице.

Цель указанных нововведений – повысить качество финансовой информации, ее прозрачность и, как следствие, уровень доверия к финансовой отчетности национальных компаний.

– Расскажите подробнее о новой градации предприятий? Для чего она нужна и как отразится на бизнесе?

– Идеология Директивы № 34/2013/ЄС – максимально упростить финансовую отчетность для микро- и малых предприятий и обеспечить ее максимальную прозрачность для крупных и средних компаний. По расчетам, в результате применения новой градации количество крупных предприятий увеличится в шесть раз, а малых – на 20 %. Соответственно уменьшится количество средних и микропредприятий.

Справка от редакции

Категория

Критерии (при условии выполнения как минимум двух указанных критериев)

Совокупная стоимость активов

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

Средняя численность работников

1

2

3

4

Микро

До 350 тыс. евро

До 700 тыс. евро

До 10 лиц

Малые

До 4 млн евро

До 8 млн евро

До 50 лиц

Средние

До 20 млн евро

До 40 млн евро

До 250 лиц

Крупные

Свыше 20 млн евро

Свыше 40 млн евро

Свыше 250 лиц

Для малого бизнеса предусмотрено сокращение требований к финансовой отчетности, что прежде всего необходимо для уменьшения административной нагрузки на них. К тому же положение Директивы о сравнении показателей финотчетности наших предприятий с требованиями ЕС повысит инвестиционную привлекательность без их выхода на фондовый рынок и применения МСФО.

– Предусмотрены ли какие-то кардинальные изменения правил бухгалтерского учета?

– Никаких кардинальных изменений мы не предлагаем. Основные правила бухучета останутся несменными, как и сами стандарты. Замечу, что национальные стандарты в общем согласовываются с нормами Директивы ЕС, поскольку МСФО уже стали частью национального законодательства.
Необходимо понимать: имплементация европейского законодательства, как и внедрение МСФО, – это составляющие комплекса мероприятий по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики в острой борьбе за инвестиции, а также по выходу отечественных предприятий на платежеспособные рынки товаров и услуг. Результатом этого будет ускорение темпов экономического развития и соответственно создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения, в том числе и представителей нашей профессии.

– Какова роль бухгалтера в указанном процессе?

– Представление о бухгалтере как о счетоводе в нарукавниках уже забыто, что произошло эволюционно. Современный бухгалтер – это стратегический менеджер, который влияет на финансовую политику своего предприятия, формирует культуру публичной финансовой отчетности, помогает развивать бизнес и предостерегает от финансовых рисков. В этом состоит значимость и роль бухгалтера в управлении бизнесом, что, безусловно, повышает престиж этой профессии, прежде всего, в глазах собственников и топ-менеджмента компаний.

– Это высокая планка. Закономерно возникает вопрос: будет ли предусмотрена сертификация бухгалтеров?

– Такая сертификация уже проводится. Выбор довольно широкий: CAP, CIPA, ACCA, CPA. Например, тем, кто ведет бухучет и готовит отчетность по МСФО, важно получить диплом института Великобритании АССА «Финансовая отчетность» (экзамен доступен на русском языке). Этот сертификат подтверждает наличие знаний и опыта для составления финансовой отчетности по МСФО.

Что касается идеи обязательной национальной бухгалтерской сертификации, то лично я ее не поддерживаю, поскольку не понимаю преимуществ такой сертификации в сравнении с известными в мире программами. А если нет преимуществ, то не будет и спроса.

Наличие же международного сертификата дает бухгалтеру конкурентное преимущество при поиске новой, более интересной работы. А возможности профессионального роста для представителей нашей профессии – колоссальные. Можно стать и аудитором, и финансистом, и экономистом, и руководителем.

Например, я в свое время поняла, что мне не интересно оставаться на уровне главного бухгалтера средней компании. Это был мой личный выбор. И сегодня я хочу сделать все, чтобы создать благоприятные условия для выхода национальных компаний на рынки капитала, повысить уровень доверия к финансовой отчетности со стороны внешних инвесторов, улучшить инвестиционный климат и, в конце концов, искоренить коррупцию.

– А если бухгалтер не видит для себя необходимости получать международный сертификат, то что можно предложить ему для профессионального роста?

– К сожалению, бухгалтер становится невостребованным, если не имеет надлежащих знаний и навыков. Постоянное обучение – это нормальное состояние для бухгалтера. И в этом ему могут помочь образовательные программы, которые предлагаются общественными организациями.

Я хочу, чтобы профессиональные сообщества меня услышали: любая организация процветает лишь благодаря развитию ее членов. Чем больше у нас будет образовательных программ, тем более высоким будет и уровень бухгалтеров, и престиж профессии, и востребованность самых общественных организаций.

В связи с этим хочу отметить Всеукраинский бухгалтерский клуб. Это одна из немногих организаций, которая вместе с компанией «Баланс-Клуб» укрепляет престиж нашей профессии. Более того, «Баланс-Клуб» обеспечивает баланс и в обучении, и в отдыхе. Я убедилась в этом во время прошлогоднего конкурса «Лучший бухгалтер Украины – 2014». Будучи модератором, я получила кучу удовольствия от общения с коллегами.

– Спасибо за высокую оценку. Всеукраинский бухгалтерский клуб вот уже 9 лет проводит Всеукраинские бухгалтерские конгрессы и форумы для бухгалтеров сельхозотрасли.

– Вот такой и должна быть общественная организация: выступать в роли площадки для обсуждения актуальных профессиональных вопросов и вместе с тем создавать условия для личностного роста членов организации.

– Елена, расскажите о реформе в сфере аудита. Чем она вызвана?

– Прежде всего она вызвана необходимостью усиления контроля за работой аудиторов, которые подтверждают финансовую отчетность субъектов публичного интереса. Например, за последние два года количество неплатежеспособных банков возросло вдвое, что свидетельствует о недостаточном и необъективном контроле со стороны действующей Аудиторской палаты. Поэтому предложено создать отдельную Инспекцию по контролю качества, которая будет проверять работу аудиторов. В Инспекции будут работать настоящие профессионалы, труд которых будет оплачиваться наравне с работой в компаниях большой четверки. Кроме того, создается орган общественного надзора, задачей которого является обеспечение дополнительного уровня контроля за деятельностью аудиторов. Двухуровневая система контроля за работой аудиторов позволит обеспечить надежность и высокое качество работы аудиторов, призванных служить обществу.

Предусмотрено ведение единого реестра аудиторов. Все регуляторы согласились отказаться от своих дополнительных требований относительно допуска аудиторов к тому или иному сектору экономики. Сама же Аудиторская палата станет саморегулируемой организацией. Итак, мы снова говорим об имплементации лучших практик. Если предложенные нами правила регулирования профессии аудитора будут общепризнаны, национальные аудиторы получат выход на европейский рынок. В общем преимущества от реформ аудиторской деятельности получат все: и государство, и бизнес, и сами аудиторы.

Беседу вел Валентин Ковальский

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Самая полная библиотека безопасных решений по бухучету, налогам и праву

4428 грн. / год

Купить

Лучшие материалы