• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Обязательная накопительная пенсионная система (ОНПС)

Пенсионная реформа: что интересует европейцев?

Реформированию пенсионных систем в европейских странах предшествуют многолетние дискуссии, которые сопровождаются доступными для населения расчетами и рекомендациями экспертов, базирующимися на результатах исследований государственных и неправительственных учреждений. Критерий эффективности (количественное выражение цели) реформирования пенсионных систем измеряется коэффициентом замещения (КЗ) заработка пенсионными выплатами из всех источников или со всех "уровней". По величине КЗ человек может определить, насколько изменится его доход, а значит, и благосостояние, когда он выйдет на пенсию. Например, если заработок до выхода на пенсию составлял 2000 евро, а пенсия - 1200 евро, то КЗ равняется 60%. В цивилизованных странах пытаются сохранить КЗ на уровне 65-75%, в то время как его уменьшение до 40% считается угрозой экономической безопасности пенсионера и государства. Так, в Италии реформа, которая началась в 1992 г. и продолжается до сегодняшнего дня, сопровождается приведенными ниже расчетами.

Второй уровень: что предлагают украинцам

В Украине, согласно действующему законодательству и предложенным к нему изменениям, солидарную пенсионную систему, которая пока останется основным источником пенсионных выплат, предполагается дополнить вторым уровнем. Государство в лице Пенсионного фонда Украины (ПФУ) основывает финансовое учреждение под названием Накопительный фонд (НФ). Администрирование НФ и контроль над уплатой взносов в него будут осуществляться исполнительной дирекцией ПФУ. Каждому работнику, которому в год введения второго уровня еще не исполнится 35 лет, в системе персонифицированного учета будет открыт индивидуальный пенсионный счет (ИПС) для учета его пенсионных накоплений, которые будут состоять из уплаченных в его пользу пенсионных взносов и дохода от инвестирования этих средств. Такое застрахованное лицо становится участником ОНПС. Те, кому уже исполнилось 35 лет, но еще нет 55, будут иметь право добровольного участия в ОНПС. В год введения второго уровня ставка ежемесячного взноса составит 2% зарплаты застрахованного лица и в дальнейшем будет расти на 1% ежегодно, до 7%. Заметим, что это никак не скажется на размере зарплаты работника, выдаваемой "на руки". Увеличение взноса будет осуществляться за счет перераспределения общей суммы ЕСВ, направляемого в ПФУ (от 1 до 5% фонда оплаты труда). Эти взносы уже не должны направляться на выплаты по солидарной системе сегодняшним пенсионерам, а должны инвестироваться не менее чем тремя компаниями по управлению активами (КУА), избранными советом НФ на конкурсе. Доход, полученный КУА от инвестиционных инструментов (пенсионных активов) как на этапе накопления, так и на этапе выплат, будет подлежать распределению по счетам застрахованных лиц.

Накопительный фонд: back in the USSR?

В соответствии со статьей 13 Конституции Украины "все субъекты права собственности равны перед законом". Следовательно, пенсионные фонды, независимо от того, являются ли они государственными (основанными правительством) или негосударственными (основанными профсоюзами или другими юрлицами), должны иметь равные права и обязанности по предоставлению гражданам услуг по пенсионному обеспечению. Второй уровень должен вводиться с соблюдением требований статьи 42 Конституции Украины, согласно которой "не допускаются злоупотребление монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция".

Следует отметить, что участники ОНПС будут иметь право перейти из НФ в выбранный ими негосударственный пенсионный фонд и перевести туда свои пенсионные накопления. При этом "путь назад" - из НПФ в НФ - также остается открытым вплоть до момента выхода на пенсию. Но, как говорят, дьявол скрывается в деталях. НПФ не будут допущены к формированию пенсионных накоплений участников ОНПС, как минимум, в первые годы после ее введения, да и в дальнейшем для этих фондов, их администраторов и КУА устанавливаются довольно жесткие ограничения.

Зачем и почему это делается?

Понятно, что государство (правительство) пытается и в дальнейшем быть главным распорядителем поступлений в ПФУ и НФ, суммы которых сравнимы с траншами международных финансовых учреждений, а иногда и превышают их.

Чтобы определить, зачем и почему это делается, попробуем посчитать будущий "пенсионный бизнес" монополиста - Накопительного фонда. Предположим, что на момент введения второго уровня средняя зарплата в Украине будет 4000 грн. Если принять ставку взноса работника на уровне 2% зарплаты, то сумма ежемесячного взноса в НФ составит около 80 грн. Умножим ее на количество застрахованных (6 млн) и 12 месяцев - за год поступит 5,76 млрд грн. Похоже на цифру, недавно озвученную членами правительства. Только на администрировании НФ служащие ПФУ будут иметь право зарабатывать до 2,4% годовой суммы взносов. Несложные расчеты свидетельствуют, что вознаграждение такого администратора-монополиста может вырасти от 138 млн грн на первом году его работы до 480 млн - на седьмом. Но и это еще не предел. Очевидно, ПФУ увеличит штат чиновников для обслуживания НФ, которые, в свою очередь, будут нуждаться в соответствующих зарплатах и пенсиях.

Модель второго уровня для Украины: Европа или?..

Отметим, что модели второго уровня с подобными преференциями для государственных накопительных фондов, характерные для небольшого круга стран (России, Казахстана, Боливии, Сингапура), так и не получили распространения в государствах - членах ЕС, постепенное приближение к которому время от времени декларирует Украина. В мировой, в частности европейской, практике, на которую постоянно ссылаются наши реформаторы, действуют иначе.

Так, в Нидерландах вторым уровнем охвачены практически все субъекты хозяйствования, ведь участие в профессиональных системах на базе НПФ для них обязательно. Для введения второго уровня в Италии были привлечены "производственные" НПФ (основанные профсоюзами) и открытые НПФ (основанные финансовыми учреждениями). При этом первые имеют право использовать только консервативную и умеренную стратегию управления пенсионными активами своих участников (членов профсоюзов).

В соседней Польше каждый молодой человек с самого начала имел право выбрать свой фонд из 16 НПФ. Государственный пенсионный фонд (ZUS) только обеспечивал сбор взносов и их персонификацию. Если же человек по каким-либо причинам не сделал выбора, то его право "разыгрывалось в лотерею" среди этих фондов, и затем он получал сообщение о фонде, который его "выиграл", и право его изменить через год.

Необходимость дополнения существующей в Украине солидарной пенсионной системы вторым уровнем, что позволит людям накапливать в пенсионных фондах дополнительные средства для обеспечения достойной старости, очевидна. Дальнейшее откладывание старта второго уровня даже на один-два года только усложнит решение проблемы. Но те, кто называет себя реформаторами, должны предложить обществу другую, европейскую, модель второго уровня, которая базируется на негосударственных пенсионных фондах, уже созданных при участии профсоюзов и бизнеса без административного вмешательства со стороны государства через новейшие монопольные структуры.

Источник: http://www.donbass-info.com/content/v...

Комментарии к материалу