• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Объем имеет значение

Елена Завьялова

13.08.2014 92 0 0

Предоставление бонусов и скидок дистрибьюторам


Договоры поставщиков с дистрибьюторами часто предусматривают бонусы и скидки, предоставление которых зависит от количества закупаемого товара. Но поставщику при выборе конкретной преференции приходится учитывать не только ее привлекательность для оптовых покупателей. Нужно еще подумать, как избежать осложнений с налоговыми органами. Ведь они могут квалифицировать бонусы как безвозвратную финансовую помощь…


Елена Завьялова,
редактор медиапроекта «Аналитика и практика»

Каждый поставщик стремится продавать больше. Желание поощрить оптовых покупателей, дистрибьюторов и дилеров к увеличению закупок заставляет поставщиков вводить преференции. Иногда разрабатываются целые системы бонусов, предоставление которых зависит от объема закупок. При этом во внимание может приниматься объем как разовой закупки, так и закупок за конкретный период. Кроме того, бонусы могут выплачиваться за досрочную оплату дебиторской задолженности, выполнение плана закупок товаров поставщика, точность закупочных прогнозов, соблюдение определенного ассортимента товаров при закупке и т. д. К сожалению, с точки зрения налоговых органов, такая «щедрость» поставщика выглядит подозрительно.


1 из 1

Евгений Гриб,
адвокат консалтинговой компании «Где-факто — Консалтинг Групп»:

— Рибейт, или ретроскидка, — это вполне законно. Это когда поставщик выплачивает ритейлеру сумму, равную определенной части закупленного за месяц товара. То есть часть стоимости товара возвращается. Иногда поставщики хитрят и вместо возврата денежных средств поставляют бонусный товар, например на 25 % больше, чем заказал магазин. Это чтобы канал сбыта не терять. Тогда супермаркеты могут устраивать грандиозные скидки и продавать товар на грани себестоимости.


По закону…

Особенности налогообложения любой операции зависят от ее юридического оформления. Поэтому первый вопрос, который возникает при введении системы бонусов для дистрибьюторов, касается того, как такие выплаты предусмотреть в договоре.

Мотивационные выплаты (премии, бонусы, другие поощрения) дистрибьюторам (организациям, приобретающим товары у поставщика в целях сбыта) — один из методов продвижения товаров на рынке. В частности, согласно пп. 14.1.108 НК стимулирование сбыта продукции относится к одному из видов маркетинговых услуг.

Действительно, по своей сути такие выплаты являются вознаграждением дистрибьюторам за достижение определенных экономических показателей, которые способствуют оживлению сбыта, продвижению товаров по каналам дистрибуции. Но существует риск, что при налоговой проверке они будут квалифицированы как безвозвратная финансовая помощь. В таком случае включить их в состав налоговых расходов будет затруднительно.

В соответствии с разъяснениями, предоставленными в Обобщающей налоговой консультации № 123, мотивационные выплаты дистрибьюторам могут быть отнесены к маркетинговым услугам при соблюдении двух условий:

  • если доказана непосредственная связь таких расходов с хозяйственной деятельностью предприятия;
  • если имеются первичные документы, подтверждающие это обстоятельство.

То есть в договоре с дистрибьютором мотивационные выплаты нужно назвать оплатой маркетинговых услуг, а не выплатой бонуса. Кроме того, во избежание недоразумений необходимо оформить документы, подтверждающие предоставление дистрибьютором маркетинговых услуг (маркетинговые планы, отчеты и т. д.). Тогда при обложении налогом на прибыль расходы на мотивационные выплаты дистрибьюторам поставщик может включить в состав расходов на сбыт (пп. 138.10.3 НК).

При расчетах с дистрибьюторами-нерезидентами следует учитывать положения пп. 139.1.13 НК. Согласно этой норме сумма, которую в таком случае поставщик может включить в состав расходов, не должна превышать 4 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (за вычетом НДС и акцизного налога) за год, предшествующий отчетному. Если же нерезидент имеет офшорный статус (п. 161.3 НК), то суммы оплаченных услуг не подлежат включению в расходы в полном объеме.

Дистрибьютор, в свою очередь, при определении объекта обложения налогом на прибыль включает сумму бонуса в состав доходов.

Что касается НДС, то маркетинговые услуги являются объектом обложения этим налогом. То есть, если выплата бонуса оформлена как плата за предоставление маркетинговых услуг, то такая операция приводит к увеличению налогового кредита по НДС у поставщика и налоговых обязательств — у дистрибьютора.


1 из 1

Александра Олефиренко,
главный бухгалтер ЧП «НВФ «Тепловые технологии»:

— В составе расходов продавца сумма вознаграждения (бонусов) за продвижение товара на рынке, которая выплачивается покупателям по договорам купли-продажи или поставки товаров, учитывается в зависимости от характера таких выплат.

Если по итогам квартала или года продавец товара выплачивает покупателю или дистрибьютору премию без каких бы то ни было условий, то такая премия может быть идентифицирована как выплата дополнительных поощрений (премий) покупателям. Подпункт 14.1.257 НК относит такую выплату к безвозвратной финансовой помощи. Именно поэтому мы пытались избежать в документах понятия «бонус». Наоборот, мы отметили, что такие мотивационные выплаты направляются на стимулирование сбыта продукции (работ, услуг).

В целях идентификации расходов рекламного и маркетингового характера, которые предоставляли наши дистрибьюторы, мы старались максимально расшифровать перечень работ, которые они выполняли:

  • анализ остатков товаров в розничной сети;
  • продвижение наиболее рентабельных позиций;
  • анализ и предоставление информации о ценах конкурентов и т. д.

Для обоснования связи таких расходов с хозяйственной деятельностью и подтверждения их первичными документами желательно расшифровать перечень проведенных мероприятий в акте выполненных работ или предоставлять такую информацию в виде отдельного отчета.


Все любят скидки!

Поставщикам выгодно предоставлять покупателям скидки на последующие закупки. Этому есть несколько объяснений.

Во-первых, не нужно возвращать деньги покупателю. Поставщик просто получит меньшую сумму за свой товар, к тому же в будущем.

Во-вторых, такое поощрение одновременно является стимулом для покупателя продолжать закупки. Ведь только так он сможет реализовать свое право на получение скидки.

Ну а, в-третьих, оформление такой операции не вызывает затруднений как с юридической точки зрения, так и с точки зрения налогообложения. Поставку товара по сниженной цене при достижении определенного объема закупок можно заранее предусмотреть в договоре или оформить в виде приложения к договору.

Что касается налогообложения, то поставщику не придется производить никаких перерасчетов и корректировок, поскольку речь идет о будущих поставках. Суммы налоговых расходов и доходов определяются исходя из сниженной цены. Так же определяются суммы налогового кредита и обязательства по НДС.

В стиле ретро

Скидки за уже поставленный товар называются ретроскидками. Поставщики часто используют их как мотивационные выплаты оптовым покупателям. Суть этой операции заключается в том, что при достижении определенного объема закупок цена снижается, и поставщик должен вернуть покупателю часть оплаты за поставленный товар. То есть покупатель сначала покупает товар без скидки, но с условием, что она будет предоставлена ему по итогам какого-то периода (месяца, квартала), если за этот период общий объем поставок достигнет определенного значения.

При использовании ретроскидок в виде возврата части стоимости товара стоит обратить внимание на следующие нюансы.

Во-первых, в соответствии со ст. 632 ГК изменять цену договора после его выполнения недопустимо. То есть применение ретроскидок нужно предусмотреть до подписания договора поставки. Для использования таких скидок рекомендуем заключать договор поставки в виде рамочного соглашения. Тогда цена на конкретный период будет регулироваться приложениями к договору. Это уместно в том случае, когда объемы закупок конкретного дистрибьютора непостоянны и невозможно точно определить, в каком периоде они достигнут величины, дающей право на скидку.

Во-вторых, по результатам сделки необходимо будет провести перерасчет налоговых доходов и расходов (пп. 140.2 НК), а также налогового кредита и обязательств по НДС (пп. 192.1 НК). В этом отчетном периоде поставщик уменьшит сумму полученной компенсации и, соответственно, сумму налоговых обязательств. А дистрибьютор, получив расчет корректировок, уменьшит сумму налогового кредита.

Кроме того, предоставление ретроскидки можно квалифицировать как оплату рекламных и маркетинговых услуг. Такой механизм Миндоходов предлагает использовать в Письме № 6344. Тогда операция приведет к следующим налоговым последствиям:

  • продавец сможет отнести скидку на расходы по налогу на прибыль;
  • покупатель должен будет включить вознаграждение в виде дополнительной скидки в состав дохода.

При получении ретроскидки покупатель ничего не теряет, поскольку ее сумму он ранее включил в состав расходов.

Вам бонус!

Наиболее распространенным и простым с точки зрения торгового менеджмента и учета методом мотивирования оптовых покупателей является поставка бонусного товара. То есть вместо изменения цены поставщик просто поставляет больше товара, чем заказано. Однако обратите внимание, что бесплатная поставка товаров приводит к возникновению налоговых обязательств по НДС у производителя и налоговых доходов — у получателя.

Также поставщик может предоставить покупателю опцион — право (не обязательство) приобрести товар по бонусной цене в течение определенного отрезка времени.


1 из 1

Евгений Гриб,
адвокат консалтинговой компании «Где-факто — Консалтинг Групп»:

— Бонусы оформляются как вознаграждение по итогам предоставления услуг. То есть по факту представления отчетов о продвижении и выкладке товаров. Например, услуг по сбору информации, распространению маркетинговой информации, проведению промомероприятий торгового маркетинга, мерчандайзинга.

С точки зрения упрощения налогового учета предлагаю не согласовывать предоставление бонусов в договорах купли-продажи продукции.

Во избежание налоговых проверок и сложностей во взаимоотношениях с налоговиками необходимо:

  • грамотно составить договор на получение услуг мерчандайзинга;
  • разработать и утвердить план проведения маркетинговой акции, в рамках которой будут выплачиваться бонусы;
  • предусмотреть отражение в маркетинговых отчетах исполнителя объемов выполненной работы;
  • в формулировке обязательства по выплатам бонуса лучше использовать понятие «оплата предоставленных услуг», а не «выплата бонусов».

Если бонус выплачивается как процент от объема реализации товаров, то это нужно предусмотреть в договоре консигнации, заключаемом между производителем и дистрибьютором (такие договоры очень не любят бухгалтеры). В нем нужно отметить, что цена на товар включает бонус дистрибьютору, который выплачивается при условии достижения им определенного объема закупок. Такие бонусы накапливаются в системе учета объема продаж по каждому дистрибьютору. Кроме того, в договоре консигнации следует предусмотреть формат уведомления-согласования сторонами момента начала начисления бонусов. Подписание сторонами уведомления подтверждает факт согласования ими суммы бонуса и сроков его выплаты.


Резюме

  1. Для оптовых покупателей получение бонуса в виде живых денег — самый привлекательный метод мотивирования. А вот продавцу гораздо проще предоставить скидку при последующих закупках.
  2. Если поставщик все-таки решит выплачивать дистрибьюторам бонусы или возвращать деньги в виде ретроскидки, лучше квалифицировать такие выплаты как оплату маркетинговых услуг. В таком случае придется уделить дополнительное внимание документальному оформлению операции.
  3. При правильном юридическом оформлении расходы на оплату маркетинговых услуг поставщик может включить в состав налоговых расходов.

Нормативная база

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

ГК — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 № 435-IV.

Обобщающая налоговая консультация № 123 — Обобщающая налоговая консультации об отнесении расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав расходов, утвержденная приказом ГНСУ от 15.02.2012 № 123.

Письмо № 6344 — письмо Миндоходов «О рассмотрении запроса» от 05.12.2013 № 6344/І/99-99-19-03-02-14.


Дата подготовки
22.07.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Объем имеет значение