• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Об установлении и корректировке фиксированной суммы индексации – для большей уверенности в правильности действий

Наталья Волкова

12.10.2015 325 0 0

В чем ценность статьи: после ознакомления с приведенными в ней правилами можно без усилий перепроверить (чтобы не осталось сомнений) свои расчеты индексации, а для ускорения работы по ее начислению можно использовать приведенные в таблицах показатели процентов и размеров индексации для каждой из категорий работников и студентов.

Основным документом, регулирующим процедуру определения сумм индексации, является Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078). Согласно нормам данного Порядка индексация денежных доходов населения проводится в случае, если величина индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) превысила порог индексации, который устанавливается в размере 101 %. Величина прироста ИПЦ для проведения индексации определяется как разница между ИПЦ, превысившим 101 %, и величиной 100 %, а используется в месяце, следующем за месяцем опубликования ИПЦ месяца, в котором превышен порог индексации.

Рассмотрим, как действуют нормы Порядка № 1078 в случае, если работнику была установлена фиксированная сумма индексации, а также в случае, если такой показатель для работника не определялся.

Индексация доходов работников с фиксированной суммой индексации

Факт повышения заработной платы работника в случае, если размер такого повышения меньше, чем ранее определенная фиксированная сумма индексации, сам по себе не влияет на такую сумму, то есть фиксированная сумма индексации остается неизменной (абзац восемнадцатый приложения 4 к Порядку № 1078, цитируем: «Если очередное повышение заработной платы не превышает фиксированной величины, то осуществляется повышение заработной платы и добавляется ранее зафиксированная величина индексации»). Однако, несмотря на неизменность размера фиксированной индексации, месяц повышения зарплаты будет считаться базовым. А следовательно, для определения момента получения таким работником права на индексацию в дальнейшем (оно возникнет, когда ИПЦ, определенный нарастающим итогом, превысит порог индексации 101 %), умножать нарастающим итогом ИПЦ мы начинаем с индекса месяца, следующего за базовым.

Однако в случае совпадения в одном месяце таких событий, как повышение зарплаты и возникновение права на индексацию (благодаря соответствующему значению ИПЦ), есть основания для пересмотра размера фиксированной суммы индексации (опять же, в случае если общая сумма фиксированной индексации и индексации, обусловленной превышением ИПЦ на соответствующем этапе расчетов порога индексации, будет больше, чем сумма повышения зарплаты). И в таком случае месяц повышения также будет считаться базовым, что является основанием для проведения расчетов ИПЦ в порядке, о котором речь шла выше.

В обоих случаях если сумма повышения зарплаты превышает фиксированную сумму индексации или общую сумму фиксированной индексации и индексации, обусловленной значением ИПЦ, индексация не выплачивается, о ранее определенной сумме фиксированной индексации забываем и выплачиваем только заработную плату с повышением.

Например, для работника 9-го тарифного разряда в июле 2012 года была определена фиксированная сумма индексации (положительная разница между суммой возможной индексации и повышением заработка, связанным с ростом минимальной зарплаты) в размере 270 грн. Для такой категории работников (с 6-го по 25-й тарифный разряд) должностной оклад повышался в зависимости от уровня должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, который после июля 2012 года изменялся 4 раза. Сначала, в сентябре, этот показатель возрос с 802 грн. до 807 грн., в результате чего должностной оклад работника увеличился с 1 387 грн. (в июле) до 1 396 грн. (в сентябре).

При условии что работник еще с начала года получал надбавку за выслугу лет в размере 20 % оклада, в целом сумма увеличения зарплаты в сентябре составила 10,80 грн. [(1 396,00 грн. +  279,20 грн.) – (1 387,00 грн. + 277,40 грн.)], что меньше фиксированной суммы индексации – 270 грн.

В дальнейшем, при повышении оклада работника 1-го тарифного разряда в октябре 2012 года до 823 грн. (общая сумма повышения зарплаты –  33,60 грн.), в декабре этого же года – до 839 грн. (общая сумма повышения – 32,40 грн.) и в январе 2013 года – до 852 грн. (общая сумма повышения – 27,60 грн.), сложилась аналогичная ситуация, то есть повышение зарплаты оказалось меньше фиксированной суммы индексации. Предварительный вывод: фиксированная сумма индексации остается без изменений.

Но для уверенности, что мы все-таки не имели оснований для пересмотра размера фиксированной суммы индексации, проверим, не обрел ли работник именно в этих месяцах, когда происходило повышение зарплаты, право на индексацию, обусловленную значением ИПЦ. После базового месяца – июля 2012 года, в котором мы определяли фиксированную сумму индексации, следующим базовым месяцем стал сентябрь этого же года. Но мы знаем, что на возникновение права на индексацию доходов сентября, обусловленную ростом ИПЦ, мог повлиять ИПЦ июля. А учитывая, что ИПЦ июля 2012 года как базового месяца принимается за 100 %, понимаем, что право на индексацию доходов сентября 2012 года не возникло.

Идем дальше и в отношении следующего базового месяца – октября этого же года приходим к аналогичному выводу, поскольку после базового месяца – сентября мы должны были начинать расчеты с ИПЦ октября, который сам стал базовым месяцем с ИПЦ, принятым за 100 %. В связи с этим нет оснований говорить и о возникновении права на индексацию доходов декабря 2012 года, которые могли быть проиндексированы только благодаря ИПЦ октября. Для декабря, в свою очередь, как для базового месяца, ИПЦ принимается за 100 %, что обусловливает начало расчета с ИПЦ следующего месяца – января 2013 года. Но и он, хоть и с опозданием (с принятием постановления КМУ от 27.03.13 г. № 197) также признается базовым, поскольку в нем повысился оклад работника 1-го тарифного разряда до 852 грн. И учитывая что на сегодняшний день (по состоянию на 10.06.2014) это было последним законодательным повышением для категории работников 6–25-го тарифных разрядов по ЕТС, для них январь 2013 года остается базовым месяцем и в настоящий момент.

Итак, поскольку право на индексацию, обусловленную значением ИПЦ, в месяцах повышения заработка не возникло, а сумма повышения каждый раз оказывалась меньше размера фиксированной суммы индексации – 270 грн., для нашего примера, при условии, что индивидуальное повышение зарплаты для работника не произошло, фиксированная сумма остается неизменной.

В дальнейшем, рассчитывая ИПЦ нарастающим итогом начиная с ИПЦ февраля 2013 года (месяца, следующего за базовым), мы уже знаем, что на стадии включения в расчет ИПЦ апреля 2014 года работники 6–25-го тарифных разрядов получили право на индексацию доходов апреля на 1,1 % (13,40 грн.). В мае 2014 г. они уже имели право на получение индексации в размере 3,3 % (40,19 грн.), а в июне – в размере 6,7 % (81,61 грн.).

При условии что в нашем примере индивидуального повышения зарплаты для работника не произошло, в апреле 2014 г. года он должен был получить общую сумму индексации 283,40 грн. (270,00 грн. + 13,40 грн.), в мае этого же года – 310,19 грн. (270,00 грн. + 40,19 грн.), в июне 2014 г. должен был получить 351,61 грн. (270,00 грн. + 81,61 грн.).

Если же, например, в результате перехода работника в другую стажевую группу процент надбавки за выслугу лет в июне был установлен для него в размере 30 % и в связи с этим сумма повышения заработка составила 147,40 грн., то имели основания для корректировки фиксированной суммы индексации, о которых мы говорили выше, а именно: в одном и том же месяце (в нашем случае – в июне 2014 г. года) произоло повышение заработной платы, а также возникло право на индексацию, обусловленную значением ИПЦ, в сумме 81,61 грн. Сумма этой индексации вместе с действующей до начала июня фиксированной суммой индексации – 270 грн. составит 351,61 грн., что больше размера повышения – 147,40 грн. И поэтому для данного работника определяем новую фиксированную сумму индексации:

(270,00 грн. + 81,61 грн.) – 147,40 грн. = 204,21 грн.

Однако здесь следует учесть, что конкретно для этого работника базовым теперь становится июнь 2014  г. Поэтому определять, когда именно в дальнейшем для него наступит право на индексацию, обусловленную значением ИПЦ, надо, рассчитывая ИПЦ нарастающим итогом начиная с ИПЦ июля 2014 г. года, то есть месяца, следующего за базовым. Следовательно, для данного работника январь 2013 года перестает быть базовым, как для других работников этой категории, которые не имели повышений зарплаты в течение всего времени, начиная с января 2013 года.

Индексация доходов работников без фиксированной суммы индексации

Работники данной категории, оплата труда которых осуществляется по 6–25-му тарифным разрядам, имели право на индексацию в апреле 2014 года в размере 1,1 % или 13,40 грн., в мае этого же года – 3,3 % или 40,19 грн., а в июне – 6,7 % или 81,61 грн.

Отдельным работникам в одном из этих месяцев могла быть впервые установлена фиксированная сумма индексации при условии, что размер повышения зарплаты будет меньше приведенных размеров индексации. Например, заработная плата работника 8-го тарифного разряда, для которого раньше не была определена впервые фиксированная сумма индексации, повысилась в июне 2014 г. года за счет установления постоянной доплаты в размере 50 грн. Тогда определенная для него фиксированная сумма индексации составит 31,61 грн. (81,61 грн.– 50,00 грн.).

Как видим, чтобы возникли основания и для определения фиксированной суммы индексации впервые, и для корректировки ранее определенной ее суммы (о чем мы говорили в предыдущем разделе), должны быть выполнены одновременно следующие условия: в одном и том же месяце (в рассматриваемой ситуации – в июне 2014 г) происходит и повышение заработной платы, и получение права на индексацию, обусловленную значением ИПЦ, в сумме 81,61 грн., а сумма этой индексации больше, чем размер повышения – 50 грн. Данный месяц конкретно для указанного работника становится базовым, и расчет ИПЦ нарастающим итогом для определения, когда именно он в дальнейшем получит право на индексацию, обусловленную значением ИПЦ, будем начинать с индекса июля этого же года, то есть месяца, следующего за базовым.

Для категории работников, которая рассматривается в данном разделе, как и для тех, кому фиксированная сумма индексации была установлена, в случае если сумма повышения зарплаты превышает сумму индексации, обусловленную значением ИПЦ (например, если для нашего работника повышение в июне 2014 г. года достигло бы 100 грн.), такой месяц является базовым, и индексация в нем не проводится.

И в завершение заметим, что изложенные правила и рекомендации касаются как работников учреждений, относящихся к различным отраслям бюджетной сферы независимо от уровня квалификации, так и госслужащих и должностных лиц органов местного самоуправления.

Выводы: Условиями для определения фиксированной суммы индексации впервые или корректировки ранее определенной ее величины являются:

  • повышение постоянных составляющих заработной платы и возникновение права на индексацию, обусловленную значением ИПЦ, в одном и том же месяце;
  • общий размер индексации (независимо от ее вида – фиксированная сумма и/или обусловленная значением ИПЦ) превышает размер увеличения постоянных составляющих зарплаты.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить