• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Нюансы допуска к налоговой проверке

Анна Кантерман

26.02.2015 148 0 1

Не смотря на введенный в этом году мораторий на проведение проверок, налоговые органы вправе проводить проверки в некоторых случаях, определенных законодательством. Рассмотрим наиболее актуальные вопросы, которые возникают у налогоплательщиков относительно допуска к проверкам.

Таблица. Допуск к налоговой проверке

№ п/п

Вопрос

Пояснение

Основание

1

2

3

4

1

Какие документы должны предъявить проверяющие перед началом проверки?

1. Направление на проверку.

На что обратить внимание:

– в направлении должны быть указаны дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении проверки, наименование и реквизиты субъекта или объекта проверки, цель, вид проверки, основания для проведения проверки, дата начала и продолжительность проверки, а также должность и Ф. И. О. лица, которое будет ее проводить.

Направление должно быть подписано руководителем контролирующего органа либо его заместителем и заверено печатью данного органа;

– при получении направления налогоплательщик и/или его служебное лицо расписывается в нем с указанием Ф. И. О., должности, даты и времени ознакомления;

– в случае отказа налогоплательщика подписать направление составляется акт, который подтверждает факт отказа от подписания. Данный акт будет основанием для начала проведения проверки.

2. Копия приказа о проведении проверки.

3. Служебные удостоверения лиц, которые указаны в направлении на проведение проверки

Ст. 81 Налогового кодекса, далее - НК

2.

Обязаны ли проверяющие предварительно уведомлять субъекта хозяйствования о предстоящей проверке?

Такое уведомление предусмотрено только для документальных плановых проверок. В этом случае о предстоящей проверке налогоплательщик должен быть уведомлен письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала.

Если налогоплательщика не уведомили надлежащим образом, он имеет право не допустить проверяющих к проведению проверки

П. 77.4 НК

3.

Обязаны ли проверяющие расписываться в журнале проверок субъекта хозяйство-вания?

НК не предусматривает такой обязанности. Вместе с тем ведение такого журнала субъектами хозяйствования рекомендовано нормами Указа Президента от 23.07.98 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее – Указ № 817). Данный Указ на сегодня является действующим, а значит, и обязанность поверяющих расписываться в журнале сохранилась.

Это подтверждается ответом на сайте ГФС (ОИР, категория 136.02). Там поясняется, что регистрировать-ся в журнале представители органа ГФС обязаны в случае выездных документальных, а также факти-ческих проверок (т. е. тех, которые проводятся по местонахождению налогоплательщика)

Указ № 817;

приказ Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18

4.

Чем грозит налогоплательщику незаконный недопуск представителей контролирующего органа к проведению проверки?

Необоснованный отказ допустить проверяющих к осуществлению проверки грозит налогоплательщику административным арестом активов на основании пп. 94.2.3 НК.

Кроме того, должностные лица предприятия (например, руководитель), могут быть привлечены к ад-министративной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн.) на основании ст. 1633 КУоАП за невыполнение законных требований должностных лиц органов ГФС

Пп. 94.2.3 НК;

ст. 1633 КУоАП

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить