• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Новшества в сфере проверок и ответственности, предусмотренные законом от 28.12.14 г. № 71-VIII

Денис Позов

15.01.2015 75 0 1

С 1 января 2015 года в соответствии с Законом от 28.12.14 г. № 71-VIII (далее – Закон № 71) многие нормы законодательства были кардинально изменены. Коснулись изменения и сферы проверок и ответственности. Рассмотрим эти изменения.

Проверки

1. Установлен мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования контролирующими органами на 2015-й и 2016 год (п. 3 разд. II Закона № 71). Однако мораторий касается далеко не всех субъектов хозяйствования (здесь важен размер полученного ими в предыдущем году дохода), а также имеет целый ряд исключений.

Итак, проверки контролирующими органами субъектов хозяйствования, имеющих доход за предыдущий календарный год менее чем 20 млн грн., могут проводиться исключительно в следующих случаях:

по разрешению КМУ;

по заявлению самого субъекта хозяйствования (например, в случае его ликвидации);

по решению суда;

в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса.

Это ограничение касается проведения проверок всеми контролирующими органами. В то же время, как указано в законе, мораторий не распространяется на проверки:

субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины (далее – ТТУ) и/или производят и/или реализовывают подакцизные товары;

соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий;

полноты начисления и уплаты НДФЛ и ЕСВ;

возмещения НДС.

Относительно проверок бюджетного возмещения НДС отметим также следующее: документальные внеплановые выездные проверки относительно достоверности сумм бюджетного возмещения НДС, заявленные в отчетных периодах, следующих после 01.07.15 г., не будут производиться (п. 37 подразд. 2 разд. ХХ НК). С этой даты будет приостановлено действие пп. 78.1.8, абзаца четвертого п. 82.4, п. 200.11 НК, а также действие п. 200.14 НК в части проведения документальных внеплановых выездных проверок.

Также отметим, что с 01.07.15 г. мораторий не будет распространяться на проверки единщиков второй и третьей групп (кроме тех, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной торговли) по вопросам применения РРО.

Таким образом, можно однозначно сказать, что мораторий, введенный Законом № 71, коснулся и проверок, осуществляемых органами ГФС, в то же время целый ряд проверок они смогут осуществлять.

2. Подкорректированы нормы, касающиеся порядка проведения налоговых проверок (соответствующие изменения внесены в НК), а именно:

органы ГФС теперь уполномочены проводить проверку правильности ведения бухучета в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО, а также проверку правильности и полноты определения доходов, расходов и финансового результата согласно бухгалтерскому учету в соответствии с национальными П(С)БУ или МСФО (пп. 20.1.43, 20.1.44 НК);

основания для проведения внеплановых проверок дополнились новыми (пп. 78.1.17, 78.1.18 НК) – такая проверка теперь может быть проведена в случае, если налогоплательщик не представил уточняющего расчета в течение 20-дневного срока, установленного п. 50.3 НК, для исправления ошибок, выявленных по результатам электронной проверки (правда, содержание пп. 78.1.17 и 78.1.18 совершенно идентично – полагаем, что это техническая ошибка законодателей);

введен запрет проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НК, в случае если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика (п. 78.2 НК);

ужесточены требования к оформлению органами ГФС запросов о предоставлении налогоплательщиком информации (п. 73.3 НК). Теперь в таких запросах обязательно должны быть указаны основания для его оформления со ссылкой на информацию, которая это подтверждает, а сам запрос должен обязательно быть заверен печатью.

Ответственность

1. Введена финансовая ответственность за нарушение сроков регистрации налоговых накладных, подлежащих предоставлению покупателям – плательщикам НДС, и расчетов корректировки к таким налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных (ст. 1201 НК). Размер штрафа зависит от количества дней просрочки и исчисляется в процентах от суммы, указанной в налоговой накладной или в расчете корректировки к налоговой накладной, а именно:

10 % – при просрочке до 15 календарных дней (далее – к. д.);

20 % – при просрочке от 16 до 30 к. д.;

30 % – при просрочке от 31 до 60 к. д.;

40 % – при просрочке от 61 до 179 к. д.;

50 % – при просрочке 180 и более дней.

В то же время отметим, что 10%-ный штраф при просрочке до 15 к. д. не будет применяться в течение переходного периода, то есть с 01.02.15 г. по 01.07.15 г. (п. 35 подразд. 2 разд. ХХ НК).

2. Теперь НК предусматривает ответственность за нарушение требований договоров долгосрочного страхования жизни или договоров страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности страхования дополнительной пенсии (ст. 1231 НК).

3. Отменена ответственность за нарушения в сфере применения торговых патентов (ст. 125 исключена из НК). Данное изменение связано с отменой торговых патентов. Однако учтите, что если нарушения в сфере получения и использования торговых патентов были допущены налогоплательщиком до 01.01.15 г., то рассчитывать на освобождение от ответственности не стоит – п. 3 подразд. 7 разд. ХХ НК теперь предусматривает, что в подобных случаях применяется ответственность в порядке и на условиях, действовавших до 01.01.15 г. То есть при выявлении правонарушения к нарушителям будет применяться штраф, который был предусмотрен ныне исключенной из НК ст. 125.

4. Плательщики налога на прибыль временно освобождаются от штрафов: такое послабление для налогоплательщиков законодатели предусмотрели (п. 31 подразд. 10 разд. ХХ НК), учитывая объем и серьезность изменений в порядке исчисления налога на прибыль. Как предусмотрено этой нормой, штрафные (финансовые) санкции к налогоплательщикам не будут применяться по результатам их деятельности в 2015 году за нарушения порядка исчисления, правильности заполнения налоговых деклараций по прибыли и полноты уплаты налога на прибыль.

5. Введена временная мера по взысканию налоговыми органами с налогоплательщиков суммы налогового долга без решения суда (п. 32 подразд. 10 разд. ХХ НК). Такая мера вводится на полгода (на период с 01.01.15 по 01.07.15 г.). Долги можно будет взыскивать за счет наличных средств налогоплательщика или же за счет средств, находящихся на его счетах. При этом решение о взыскании средств приравнено к исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению. Порядок осуществления таких взысканий должен быть установлен Кабмином. Однако такая возможность налоговых органов по взысканию долгов без судебного решения установлена далеко не для всех налоговых долгов, а при выполнении сразу нескольких условий:

во-первых, если сумма долга превышает 5 млн грн.;

во-вторых, если отсутствуют обязательства государства относительно возврата налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных им денежных обязательств;

в-третьих, это касается тех денежных обязательств, которые налогоплательщик самостоятельно задекларировал в представленной налоговой декларации или в уточняющем расчете.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить