• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Новая экономическая реальность – СЭЗ «Крым»: свободная таможенная зона, валютное регулирование, наличные и безналичные расчеты, договоры

Ольга Целуйко

13.10.2014 85 0 0

Документ: ЗАКОН України від 12.08.14 р. № 1636-VII

Газета «Голос України» від 26.09.14 р. № 184

Набув чинності з 27.09.14 р.

Про створення вільної економічної зони "Крим" та про особливості здійснення економічної діяльності на тимчасово окупованій території України

 

Что представляет собой свободная таможенная зона в Крыму?

СЭЗ «Крым» с точки зрения украинского таможенного законодательства будет действовать как свободная таможенная зона (далее – СТЗ) (п. 3.2 Закона № 1636).

В общем случае СТЗ представляет собой таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся в зону и вывозятся за пределы Украины без обложения таможенными платежами и применения мер нетарифного регулирования, а украинские товары ввозятся в зону с налогообложением таможенными платежами и с применением мер нетарифного регулирования (ст. 130 ТК).

Это определение также не совсем подходит для ситуации с Крымом. Однако другого определения нет. А правила функционирования СТЗ в Крыму устанавливаются Законом № 1636 с учетом норм базового Закона № 1207.

Причем территория СТЗ в Крыму распространяется только на сухопутную часть полуострова, хотя оккупированными объявлены также внутренние морские воды и территориальное море Украины вокруг Крыма, а также воздушное пространство над полуостровом (ч. 1 ст. 3 Закона № 1207).

Как будем рассчитываться с крымскими контрагентами?

Этот вопрос, бесспорно, один из главных в крымской теме. С началом оккупации у многих украинских и крымских субъектов хозяйствования расчеты по задолженностям и возможность продолжения деловых отношений были предметом постоянной головной боли. Теперь этот вопрос урегулирован. Как и можно было предположить, расчеты с крымскими контрагентами теперь разрешено осуществлять в российских рублях. Также есть возможность рассчитываться гривнями или любой свободно конвертируемой валютой (СКВ) из 1-й и 2-й групп «Классификатора иностранных валют и банковских металлов», утвержденного постановлением Правления НБУ от 04.02.98 г. № 34 (далее – Классификатор валют) (п. 9.1, 9.2 Закона № 1636). Причем для проведения таких расчетов (в инвалюте на территории Украины) резидентам не потребуется иметь лицензию НБУ (п. 9.1 Закона № 1636). Чтобы уж окончательно развеять сомнения, соответствующие изменения внесены в пп. «г» п. 4 ст. 5 Декрета КМУ от 19.02.93 г. № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее – Декрет № 15-93) (пп. 5 п. 5 разд. III Закона № 1636).

Не можем не отметить следующее: в первом абзаце п. 9.1 Закона № 1636 разрешено использовать мультивалютный режим, то есть проводить расчеты в гривнях, любой валюте 1-й и 2-й групп Классификатора валют на территории СЭЗ «Крым». А во втором абзаце этого пункта сказано, что безналичные расчеты с крымчанами можно проводить в гривнях или СКВ. Формально российский рубль относится к СКВ (2-я группа Классификатора валют), но общий дух Закона, запрещающий валютные резервы, депозиты и кредиты в российских рублях (о чем пойдет речь дальше), не слишком согласуется с разрешением вести расчеты в рублях. Не исключаем, что появятся дополнительные разъяснения НБУ по этому вопросу.

Важный момент! На период временной оккупации в СЭЗ «Крым» не работают система электронных платежей НБУ и внутригосударственные платежные системы, платежными организациями которых являются резиденты Украины (пп. 1 п. 12.8 Закона № 1636).

Распространяется ли требование о соблюдении сроков расчетов в инвалюте на отношения с крымскими контрагентами?

Нет, нормы Закона от 23.09.94 г № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в инвалюте» не распространяются на расчеты по договорам с крымчанами (п. 9.4 Закона № 1636). На практике это означает, что «правило 90 дней», введенное постановлением Правления НБУ от 15.07.14 г. № 423, в данном случае не работает! Вероятно, эта норма распространяется и на задолженности, которые имелись на момент принятия Закона № 1636.

Почему принята такая странная формулировка? Ведь логика подсказывает, что раз уж мы считаем крымских субъектов хозяйствования нерезидентами, то и правила расчетов по внешнеэкономическим договорам должны быть такими, как для всех других нерезидентов. Неужели Украину не интересует, когда зачислится инвалютная выручка при экспорте в Крым или когда произойдет поставка по предоплате за импорт из Крыма? А ведь к экспорту относятся теперь поставки на территорию Крыма воды, электроэнергии, продуктов питания. Для нынешней ситуации на валютном рынке и при тех жестких ограничениях, которые введены НБУ для многих операций с валютой
(к слову, они коснулись практически всех резидентов – юрлиц и физлиц), такой либеральный подход к расчетам с Крымом выглядит по меньшей мере странным. Но, думаем, время расставит все по своим местам.

Также в п. 9.4 Закона № 1636 указано, что юрлица и их обособленные подразделения, расположенные в Крыму, освобождены от обязательной продажи инвалюты. Собственно, это констатация факта.

.Какую сумму российских рублей можно провезти через границу СЭЗ «Крым»?

Общие правила ввоза-вывоза наличных и банковских металлов установлены в п. 9.2 Закона № 1636. Однако там указаны только ссылки на Декрет № 15-93 и Закон № 249, но никакой конкретики. Можно предположить, что перевозка крупных сумм наличных (свыше 150 000 грн. или гривневого эквивалента этой суммы для инвалюты) подпадет под финансовый мониторинг.

Что касается периода оккупации, то субъектам хозяйствования запрещено провозить наличные российские рубли, а вот физлица могут это делать, но не более эквивалента 10 000 грн. при условии устного декларирования (пп. 2 п. 12.8 Закона № 1636).

Следом за этой нормой в том же п. 12.8 Закона № 1636 сказано, что НБУ может установить особый порядок ввоза на территорию Украины российских рублей через другие участки государственной границы Украины (другие – это какие? Ведь и граница с СЭЗ «Крым» не является государственной...) и(или) особый порядок обмена российских рублей на гривни на другой территории (т. е. на материковой?) Украины, а возможно, вообще запретит такой обмен на период оккупации.

Вероятно, стоит ожидать появления новых ограничительных постановлений НБУ, которых в последнее время и так хоть отбавляй.

.Можно ли выдавать кредиты или размещать депозиты в российских рублях на территории Украины?

Нет, с момента вступления в силу Закона № 1636 ни то, ни другое не разрешается (пп. 3 п. 12.8 Закона № 1636). Вопрос, как быть с уже выданными кредитами и размещенными депозитами, остается открытым.

Хотим отметить еще один пассаж законодателей: валютный резерв Украины не может включать российские рубли или ценные бумаги в российских рублях (пп. 5 п. 12.8 Закона № 1636). Интересно, к чему эта норма в таком специфическом законе, как Закон о СЭЗ «Крым»? Ведь данный запрет совсем не касается этой территории. Видимо, просто накипело.

.Как теперь пользоваться платежными карточками, если планируется поездка в Крым?

Это важный момент. Он затрагивает как обычные поездки, так и командировки. Платежные карточки относятся к электронным платежным средствам. Если карточки эмитированы на территории Крыма, то пользоваться ими как средствами платежа на другой территории Украины нельзя. Видимо, это будет выясняться просто: банкомат, терминал самообслуживания, любой банк откажет в обслуживании такой карточки. И наоборот: если карточка эмитирована международной или украинской платежной системой, то использовать ее на территории Крыма как средство платежа – разрешается (п. 9.3 Закона № 1636).

.Как заключать договоры с крымскими контрагентами?

Договоры, заключенные между крымчанами и субъектами с материковой части Украины, приравнены к ВЭД-контрактам (п. 6.5 Закона № 1636). Расчеты по крымским контрактам могут осуществляться как в гривнях, так и в иностран-ной валюте (п. 9.1 Закона № 1636). А поставки товара по таким договорам приравниваются к импорту или экспорту (п. 12.9 Закона № 1636).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить