• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Норматив оборотных средств: практика применения

Артем Коваль

23.10.2014 229 0 0


Собственникам и руководителям предприятия важно правильно оценивать, сколько оборотных средств ему необходимо и насколько эффективно они используются. Сложные расчеты проводить не обязательно. Для принятия управленческих решений важно уметь правильно анализировать показатели финансовой отчетности.


Артем Коваль,
финансовый директор ООО «Цветные металлы»

Для нормального функционирования предприятию нужна определенная сумма оборотных средств, которая обеспечит его текущие нужды, позволит поддерживать складские запасы на необходимом уровне и оставаться платежеспособным. В теории этот показатель называется нормативом оборотных средств.

Однако важно не только определить количество необходимых оборотных средств, но и оценить эффективность их использования. Для этого, кроме расчетных показателей, существуют и другие методики. На практике эффективность использования оборотных средств часто оценивается исходя из динамики показателей финансовой отчетности.

1 из 1

Руководителей и собственников предприятия интересует, прежде всего, эффективность использования их собственных вложенных средств, а не привлеченных. Поэтому гораздо более интересен показатель чистого оборотного капитала.


Как определить сумму

Заглянув в любой экономический справочник, увидим примерно следующее: «Норматив оборотных средств — это минимальный размер оборотных средств, постоянно необходимый для нормальной хозяйственной деятельности предприятия». Определяется эта цифра при расчете бизнес-плана на планируемый период.

То есть, когда на весь планируемый год определены оплаты покупателей, оплаты поставщикам, оплаты текущих расходов и так далее, в отчете о движении денежных средств могут появиться минусовые остатки по периодам (кассовые разрывы). Эти разрывы необходимо каким-то образом восполнить (т. е. пополнить оборотный капитал).

Пополнять оборотные средства можно несколькими способами:

  1. Дополнительные отсрочки у поставщиков — самый лучший способ привлечения дополнительных оборотных средств, поскольку поставщику не платятся проценты за использование его средств.
  2. Кредиты в банке — за эти ресурсы, к сожалению, уже придется платить. Соответственно необходимо понимать, по карману ли предприятию такой ресурс.
  3. Вложения собственников — в этом случае руководитель предприятия должен убедить собственников, что такие вложения необходимы.
Следует уточнить, что оборотный капитал или оборотные средства предприятия — это сумма, равная текущим активам предприятия.

На практике показатель именно оборотного капитала малоинтересен, так как оборотный капитал складывается как из собственных, так и из привлеченных средств. А руководителей и собственников предприятия интересует, прежде всего, эффективность использования их собственных вложенных средств, а не привлеченных. Поэтому гораздо более интересен показатель чистого оборотного капитала.

«Чистый оборотный капитал — это разница между текущими активами и текущими обязательствами».

Данный показатель свидетельствует о том, сколько собственных денежных средств оборачивается на предприятии. Прошу заметить: не сколько всего в предприятие вложено средств. Всего их может быть вложено намного больше, ведь вложения находятся не только в оборотных средствах, но и в необоротных (инвестиции и основные средства), и за счет вложенных средств могли покрываться убытки.

Поэтому показатель чистого оборотного капитала — это показатель того, сколько в обороте предприятия имеется собственных денежных средств на момент составления отчета.

Соответственно, собственники предприятий (особенно в холдинговых структурах) могут опираться на показатель чистого оборотного капитала при определении нормы оборотных средств, выданных тому или иному бизнес-направлению.

Определяется данная цифра по тому же алгоритму:

  1. Составление бизнес-плана.
  2. Определение кассовых разрывов по отчету о движении денежных средств.
  3. Выбор способа закрытия кассовых разрывов.
  4. Определение суммы вложения собственных средств для пополнения оборотного капитала бизнес-направления.

Но показатель чистого оборотного капитала — это просто абсолютная цифра денежных средств, вложенных в предприятие. Сама по себе эта цифра ничего не говорит об эффективности использования этих самых средств на предприятии. Данную цифру можно использовать как норму вложения оборотных средств в бизнес-направление определенного вида, но и то — весьма условно, ибо в разных регионах и странах один и тот же вид деятельности может потребовать разного количества оборотных средств.

1 из 1

Чем больше чужих оборотных средств привлечет предприятие, тем эффективней используются собственные оборотные средства.


Как рассчитать эффективность

Чтобы оценить эффективность использования оборотных средств, а следовательно, понять, насколько профессиональны сотрудники компании и насколько им действительно необходимы оборотные средства, вложенные в возглавляемые ими бизнес-направления, собственникам следует обратиться к показателям оборачиваемости. Существует несколько их видов:

  • оборачиваемость складских запасов в днях (ОСЗ) — определяет, сколько дней товары находятся на складе. Рассчитывается по формуле:

1 из 1

Среднегодовая стоимость запасов определяется как сумма запасов на начало и конец года, деленная на два;

  • оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (ОДЗ) — определяет среднее количество дней, в течение которых погашается дебиторская задолженность. Рассчитывается по формуле:

1 из 1

Среднегодовая дебиторская задолженность определяется как сумма дебиторской задолженности на начало и конец года, деленная на два;

  • оборачиваемость кредиторской задолженности в днях (ОКЗ) — определяет среднее количество дней, в течение которых предприятие погашает свою кредиторскую задолженность. Рассчитывается по формуле:

1 из 1

Среднегодовая кредиторская задолженность определяется как сумма кредиторской задолженности на начало и конец года, деленная на два.

По сути, можно рассчитать оборачиваемость любого актива или пассива предприятия, если есть такая необходимость.

Следует также уточнить, что если вышеперечисленные формулы рассчитывать не на год, а на любой другой период (месяц, квартал, полугодие), необходимо брать средние показатели не за год, а за требуемый период и умножать не на 365 дней, а на 30, 90 или 180 дней соответственно периоду, который вас интересует.

Рассчитав эти показатели (кстати, совершенно не обязательно рассчитывать все, вполне может быть достаточно одного), можно определить, эффективно используется оборотный капитал или нет. И если капитал используется неэффективно, например дебиторская задолженность погашается слишком медленно, то абсолютно неважно, что руководитель предприятия укладывается в изначально установленный лимит вложенных собственных оборотных средств. Наоборот, это говорит о том, что данный лимит был изначально завышен и его необходимо снизить. В таком случае оборотные средства, превышающие новый лимит, нужно изъять, а предприятию предстоит более эффективно работать со своими клиентами, чтобы они как можно быстрее погашали задолженность за поставленную продукцию или услуги.

Или, к примеру, сравнив оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, мы увидели, что оборачиваемость дебиторской задолженности в два раза ниже оборачиваемости кредиторской (например: дебиторская задолженность возвращается в среднем за 30 дней, а кредиторскую предприятие погашает в течение 15 дней). Из этого следует, что для погашения кредиторской задолженности предприятие использует собственные оборотные средства, а значит, в случае быстрого роста продаж ему придется привлекать денежные средства извне (вложения собственников или банковские кредиты) для того, чтобы выполнять свои обязательства перед поставщиками.

Поэтому для обеспечения платежеспособности предприятия (особенно в период роста) необходимо стремиться к тому, чтобы оборачиваемость дебиторской задолженности была выше, чем оборачиваемость кредиторской. В противном случае на предприятии сложится парадоксальная ситуация, когда прибыль стабильно есть, а денег стабильно нет. Соответственно увеличение продаж предприятия может тормозиться из-за нехватки денежных средств.


1 из 1

Елена Прендзевская,
финансовый директор ООО «Промкабель-Электрика»:

— Представление о достаточной сумме оборотных средств предприятия формируется исходя из данных фактического значения текущих оборотных активов, краткосрочной задолженности, рассчитанных на основании баланса, и планируемых данных по развитию бизнеса. Так, предприятия, работающие с прибылью и без кассовых разрывов, могут и в условиях роста не испытывать нехватки оборотного ресурса, если будут всю прибыль реинвестировать в оборотные активы. А компании с текущими кассовыми разрывами, при наличии убытка и проблемной задолженности клиентов, должны стремиться эффективно использовать текущий оборотный ресурс.

Понятие норматива оборотных средств и чистой стоимости оборотного капитала дает кредиторам и собственникам представление об объемах денежных ресурсов, находящихся в бизнесе. Поскольку, как правило, такого ресурса недостаточно, топ-менеджмент должен заботиться об оптимальной структуре и ликвидности составляющих этого ресурса, а не о собственно величине такого капитала и удержании норматива.


Можно ли обойтись без расчетов

Определить эффективность использования оборотных средств можно на основании финансовой отчетности. Первый и самый простой способ: если на конец периода по отчету о движении денежных средств предприятие стабильно имеет значительные остатки, это значит, что оборотные средства используются не эффективно. Деньги должны работать, а не лежать мертвым грузом на банковском счете.

Второй способ требует больше времени и навыков чтения бухгалтерской отчетности. Следует внимательно изучить динамику изменения статей в балансе и отчете о прибылях и убытках.

Рассмотрим несколько примеров:

  1. Происходит наращивание складских остатков, что должно подтверждаться увеличением запасов на складе и увеличением оборота с конкретными поставщиками. В этом случае руководитель предприятия должен объяснить причину накопления запасов.
  2. Поставщикам стали платить с большей отсрочкой. Это означает, что руководитель предприятия сумел привлечь дополнительные бесплатные оборотные средства, т. е. эффективность собственных оборотных средств возросла. Таким образом, чем больше руководитель привлечет на предприятие чужих оборотных средств, тем более эффективно используются собственные оборотные средства. Это действительно так, но существует опасность поставить под угрозу ликвидность предприятия (способность вовремя погашать свои долги). Так что в деле привлечения чужих оборотных средств нужно найти золотую середину и строго отслеживать соотношение кредиторской задолженности и текущих активов предприятия. В этом вам помогут показатели ликвидности и ваш здравый смысл;
  3. объем реализации увеличивается, дебиторская и кредиторская задолженности растут примерно такими же темпами — все нормально. Эффективность использования оборотных средств не снизилась;
  4. объем реализации остается неизменным в течение одного периода, а складские запасы увеличиваются — в этом случае происходит замораживание оборотных средств и соответственно снижается эффективность их использования. Возможно, это оправдано в ожидании взрывного роста продаж, когда производственные мощности не смогут справиться с ожидаемым спросом, но в любом случае руководитель предприятия должен объяснить свои действия.
  5. В рамках основной «тройки» отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) возможны и другие сравнения различных статей отчетов с целью определения эффективности использования оборотных средств. Для этого просто необходимо понимать экономическое содержание статей отчетов и механизм их формирования.

1 из 1

Резюме

На основании сказанного можно сделать несколько выводов:

  1. Определение норматива оборотных средств имеет смысл только при начальном планировании деятельности нового направления бизнеса.
  2. Собственников и руководителей уже существующих бизнес-направлений больше интересует эффективность использования оборотного капитала.
  3. Эффективность использования оборотных средств на практике определяется не по нормативу оборотных средств и не по показателю чистого оборотного капитала, а по финансовым показателям оборачиваемости и при непосредственном анализе динамики показателей статей основной «тройки» отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств).


Дата подготовки
13.08.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

Норматив оборотных средств: практика применения