• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

На одном языке с бухгалтером: прибыль есть, а денег нет


Бухгалтеры довольно часто сталкиваются с проблемой неправильной трактовки руководителями показателей отчетности. Например, не все руководители понимают, что положительное значение прибыли еще не означает наличия денег на счете предприятия. Решить эту проблему поможет введение на предприятии собственных форм управленческой отчетности.


Елена Пилипенко,
главный бухгалтер ООО «Октопус девелопмент групп»

Рассмотрим достаточно стандартную ситуацию: бухгалтер составил годовую отчетность и знакомит с ней директора. Сразу возникает ряд вопросов: откуда эта цифра и что она значит? Пользуясь не понятными для собеседников терминами, бухгалтер пытается объяснить суть изложенного в отчете, но тщетно.

Здесь можно понять обе стороны. Бухгалтер в своей работе руководствуется законами, постановлениями и другими нормативно-правовыми документами, его действия четко регламентированы, соответственно он и выражается. В то же время все шаги руководства диктуются текущей ситуацией и направлены на получение экономической выгоды в будущем. Такова управленческая логика — на основании фактических показателей следует предусмотреть и спрогнозировать будущие события. А чтобы это сделать, необходимо правильно понимать бухгалтерские цифры.

В финансовой отчетности имеется немало сложных показателей, значения которых нужно правильно трактовать. Например, «Доход» и «Прибыль» — следует понимать, что цифра, указанная в этих строках, вовсе не означает, что фирма имеет эквивалентную сумму в денежном выражении по итогам отчетного периода. Существует ряд обязательных, к тому же уже произведенных, платежей, а также себестоимость реализованных товаров (работ, услуг), и все это необходимо вычесть из дохода. И даже когда в итоге имеем положительное значение, следует помнить о налоге на прибыль, который еще предстоит уплатить в бюджет.

Необходимо учитывать и такой нюанс: финансовую отчетность составляют ретроспективно, поэтому любой показатель в ней актуален на ту дату, на которую составлена данная отчетность. То есть, чистая прибыль за год — это обобщенный показатель. А чтобы подробно объяснить директору, сколько фирма заработала и потратила, нужно анализировать другие цифры.


1 из 1

Людмила Гордиенко,
эксперт по вопросам учета и отчетности,
редактор медиапроекта «Аналитика и практика»:

— На предприятии может сложиться парадоксальная ситуация, когда прибыль стабильно есть, а денег стабильно нет. Такая ситуация может быть следствием, например, превышения оборачиваемости кредиторской задолженности над дебиторской. Чтобы эту проблему выявить, нужно регулярно следить за динамикой определенных показателей, которые в бухгалтерской отчетности попросту отсутствуют. То есть необходима управленческая отчетность. Принимать решение о введении такой отчетности и определении ее содержания должно руководство предприятия, но бухгалтер может со своей стороны всячески способствовать этому.


Пути к пониманию

В целом, финансовый результат за год (или даже за полугодие, квартал) — это слишком глобальный критерий для оценки финансового состояния предприятия. Для того чтобы понять реальную картину, необходимо рассматривать более мелкие показатели, например такие, как значение исходного и конечного сальдо оборотно-сальдовых ведомостей за период и т. д. А еще лучше, если бухгалтер вместе с директором разработает специальную управленческую отчетность, которая будет раскрывать ключевые цифры. Для этого необходимо иметь, во-первых, озвученные пожелания от руководства относительно информационного содержания необходимых данных. То есть, нужно четко понимать, какая именно информация интересует. Во-вторых, необходимо проанализировать, откуда, из каких регистров бухучета было бы удобнее получить такие цифры — это уже задача для бухгалтера. При разумном и взвешенном подходе каждый в итоге будет иметь положительный результат: руководство получит необходимую информацию, а бухгалтер — четкое понимание того, чего от него ждут и какие цифры следует сгруппировать, чтобы получить желаемый результат.

Примером такого отчета может служить элементарный анализ фактических продаж в разрезе номенклатуры и контрагентов.

Таблица. Пример управленческого отчета

№№№ п/п

Контрагент

Номенклатура

Количество

Цена реализации (за единицу)

Наценка (за единицу)

Наценка, всего

Общая сумма реализации

Оплата

Остаток долга

1

АБВ повер

Шуруповерт

35

1700,00

234,00

8190,00

59 500,00

50 000,00

9500,00


В результате сведения бухгалтерских показателей в такой несложный отчет директор получит объективную картину того, насколько выгодна та или иная сделка, а также сможет отслеживать ситуацию с дебиторской задолженностью. Для полной ясности целесообразно сделать аналогичную таблицу с анализом показателей приобретения товаров, а также предоставить информацию об уплаченных (и подлежащих уплате) налогах.

Каждый бухгалтер понимает, что цифры, которые следует приводить в таком отчете, берутся из оборотно-сальдовой ведомости по субсчетам 361 «Расчеты с отечественными покупателями», 631 «Расчеты с отечественными поставщиками», 281 «Товары на складе» и т. п., в зависимости от того, какие именно цифры требуются.

Возможности программы 1С

Современные учетные программы способны максимально упростить жизнь бухгалтеру. Практически любой каприз можно воплотить в жизнь, попросив программиста разработать программу с соответствующим отчетом. Так, достаточно один раз поработать над параметрами и информационным наполнением отчета, в дальнейшем программа будет формировать его автоматически.

Отчеты, разработанные специально «под пользователя», в учетной программе 1С:Предприятие (Бухгалтерия для Украины 8.2) расположены в закладке «Сервис» — «Дополнительные отчеты и обработки» — «Дополнительные внешние отчеты».

Приведем пример отчета на базе следующих ключевых параметров:

• выставленные счета;

• наличие оплат по выставленным счетам;

• наличие реализаций по выставленным счетам.

1 из 1
1 из 1

На предприятиях, специализирующихся на торговле, особенно розничной, в процессе осуществления деятельности неизбежно возникает потребность «наводить порядок» на складе в учетной программе. Поэтому как директору, так и бухгалтеру и другим категориям работников пригодится складской отчет, в котором будет отражаться количество товара на складе на определенную дату в разрезе номенклатуры и партий, при необходимости, и прочая информация, которая может понадобиться в работе.

Кроме специальных отчетов, стандартная версия 1С:Предприятие (Бухгалтерия для Украины 8.2) содержит немало чисто бухгалтерских форм отчетности, однако понять их непросто рядовому работнику и даже директору. К ним можно отнести: оборотно-сальдовую ведомость по счету, карточку счета, анализ субконто, анализ счета и т. п. Некоторые из них в целом не очень сложны для понимания, но следует помнить, что каждый воспринимает информацию по-своему.

Важным нюансом в любом случае является следующее. Все формы отчетности, будь то стандартная отчетность, или регламентированная, или разработанная индивидуально, должны формироваться бухгалтером или, по меньшей мере, с его ведома. Это обусловлено тем, что учетная программа предусматривает стандартные операции, такие, как закрытие месяца, определения финансового результата, перепроводка документов. Если не выполнить все необходимые действия, полученная информация может быть не корректна.

1 из 1

Резюме

Для того чтобы нас понимали, нужно говорить как можно проще, но, разумеется, не уменьшая при этом и не теряя сути сказанного.

Каждый со своей стороны должен приложить определенные усилия, чтобы диалог и работа в целом были успешными. Так, директор должен заранее предупреждать о необходимости той или иной информации, а также максимально точно описывать ее содержание.

Бухгалтеру, в свою очередь, стоит помнить, что для большинства работников фразы «дебетовое сальдо» и «налоговые обязательства» слишком абстрактны, и, к тому же, каждый понимает их по-своему. Поэтому следует быть готовым к тому, что придется объяснить «не бухгалтерским» языком суть дела.

Совместная разработка внутренних форм отчетности, определение периодичности их составления и ответственное отношение к процессу всех сторон однозначно позволят избежать недоразумений, более того, повысят эффективность работы предприятия.


Дата подготовки
12.09.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

На одном языке с бухгалтером: прибыль есть, а денег нет