• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

На какие контролирующие органы распространяется «проверочный» мораторий?

Елена Кантерман

28.03.2016 312 0 2

В письме Минюста от  04.12.15 г. № 2112/14157-0-4-15/8.1  (далее – Письмо № 2112) рассматривается  вопрос – действует ли сегодня мораторий на проведение проверок контролирующими органами.

Напомним, что в конце 2014 года было принято сразу два закона, вводящих мораторий на проведение проверок:

  • Закон от 28.12.14 г. № 71-VIII (далее – Закон № 71). Им был установлен мораторий на проведение проверок контролирующими органами на 2015 и 2016 годы. Какие контролирующие органы имелись в виду, закон не конкретизирует. Правда, сам Закон носит название «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы». Именно поэтому большинство контролирующих органов считает, что запрет на проведение проверок, введенный этим Законом, касается исключительно налоговиков (органов ГФС);
  • Закон от 28.12.14 г. № 76-VIII. Этот Закон установил мораторий на проведение проверок контролирующими органами на первую половину 2015 года (январь – июнь). То есть срок действия этого моратория уже закончился.

Таким образом, по мнению большинства контролирующих органов, сегодня действует мораторий только в отношении налоговых проверок, проводимых органами ГФС. Такую позицию и озвучил Минюст в Письме № 2112, опираясь на судебные решения.

Мы не разделяем такое мнение. Ведь Закон № 71, несмотря на свое название, не содержит определения понятия «контролирующие органы». И не дает отсылку, что следует использовать определение, приведенное в Налоговом кодексе.

Отметим также, что судебная практика по данному вопросу неоднозначна. В письме Минюста приведены ссылки на решения окружных административных судов. Однако в настоящее время по этим делам есть уже решения судов апелляционной инстанции, причем их выводы – часто диаметрально противоположные. Например, мнение в пользу того, что:

  • мораторий касается только органов ГФС – высказано в определениях Львовского апелляционного суда от 25.01.16 г. (ЕГРСР, рег. № 55281269) и от 15.02.16 г. (ЕГРСР, рег. № 55826341);
  • мораторий, установленный Законом № 71, распространяется на все контролирующие органы, а не только на органы ГФС – в определении Апелляционного суда г. Киева от 16.09.15 г. (ЕГРСР, рег. № 51885716).

Поэтому, когда вы будете решать вопрос, допускать или нет к проверке контролирующие органы, рекомендуем взвесить все за и против. Как мы сказали, судебная практика по этому вопросу неоднозначна, а мнение Минюста сложилось не в пользу субъектов хозяйствования.

И напоследок – хорошая новость. Сейчас в Верховной Раде находится законопроект от 18.09.15 г. № 3153, который предусматривает введение моратория на проведение проверок для всех контролирующих органов в 2016 году. Законопроект уже прошел первое чтение и имеет серьезные шансы стать законом.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить