• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации

Uteka

Я ищу...

Где искать:

расширенный поиск
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

НДС-счета: практические схемы работы


Администрирование НДС давно нужно было упрощать, и электронное администрирование внедряется именно с этой целью. Кроме того, таким способом планируется ликвидировать существующие налоговые ямы. Но плательщикам придется осваивать новый порядок уплаты налога через НДС-счета. В течение переходного периода, естественно, могут возникать вопросы. Поэтому предлагаем подготовиться к переменам заранее


Александра Томашевская,
налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса

Законом № 1621 вводится система электронного администрирования НДС-счетов, посредством которых налог будет перечисляться в бюджет. Прежде чем перейти к практическим ситуациям, рассмотрим порядок функционирования системы электронного администрирования, с которой придется иметь дело плательщику НДС уже с января 2015 года.

Электронное администрирование НДС предусматривает отмену налоговых накладных на бумажных носителях. С 1 января 2015 года налоговые накладные будут оформляться только в электронной форме и регистрироваться в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН) (п. 201.1 НК). Регистрировать придется даже те налоговые накладные, которые оформляются на операцию по импорту услуг от нерезидента с местом поставки на территории Украины.

Всем плательщикам НДС будут автоматически открыты счета в системе электронного администрирования НДС. Механизм открытия и закрытия счетов в системе электронного администрирования НДС определен в Порядке № 569. Согласно приведенному в Порядке № 569 определению счет в системе электронного администрирования налога — это счет, открытый плательщику налога в Казначействе, на который перечисляются средства с собственного текущего счета плательщика в сумме, необходимой для достижения размера суммы, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных, а также в сумме, необходимой для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств. Денежные средства, зачисленные на счет плательщика в системе электронного администрирования НДС, могут быть списаны только на счета государственного бюджета.

Пунктом 200-1.3 НК установлен лимит, в пределах которого плательщик НДС может оформлять в пользу покупателей и заказчиков налоговые накладные. Если лимит исчерпан, субъект должен пополнить счет в системе электронного администрирования.

Сумма налога, на которую плательщик НДС вправе выписывать налоговые накладные, рассчитывается по формуле:

∑Накл = ∑НаклПол + ∑Тамож + ∑ПопСч – ∑НаклВид – ∑Возмещ – ∑Превыш,

где ∑НаклПол — общая сумма НДС по полученным плательщиком налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН;

∑Тамож — общая сумма НДС, уплаченного плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

∑ПопСч — общая сумма пополнения счета в системе электронного администрирования НДС с собственного текущего счета плательщика;

∑НаклВыд — общая сумма налога по выданным плательщиком налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН;

∑Возмещ — общая сумма НДС, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению;

∑Превыш — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях, над суммой НДС, указанной в составленных таким плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в ЕРНН.

Если плательщик НДС реализует товары (работы, услуги) на сумму, превышающую стоимость закупок в отчетном периоде, в том числе импорт товаров (работ, услуг), то недостающую сумму НДС он должен перечислить на НДС-счет посредством системы электронного администрирования, то есть уплатить НДС авансом.

Однако следует отличать процедуру регистрации налоговых накладных в системе электронного администрирования от операции пополнения НДС-счета. На НДС-счете плательщика может быть либо остаток средств, либо ноль. В системе электронного администрирования НДС (на лицевом счете плательщика) может быть отражено отрицательное значение (сумма, позволяющая выписать налоговые накладные покупателям в следующих отчетных периодах). Однако на НДС-счете субъекта отрицательное значение НДС не отражается.


1 из 1

Елена Жукова,
адвокат, аудитор, директор аудиторской фирмы «Сайвена-Аудит»:

— Надо признать, что применение спецсчетов по НДС — вещь сложная. Вполне возможно, некоторые налогоплательщики будут вынуждены увеличить штат бухгалтерии на одного-двух дополнительных специалистов. Усложнение налицо. Кроме того, Закон № 1621 получился сыроват, некоторые существенные нюансы (в частности, возмещение НДС и переходный период) не прописаны или в значительной мере не прописаны. То есть при внедрении спецсчетов мы снова столкнемся со многими проблемами и неясностями.

Зато, похоже, налоговые ямы больше не смогут оптимизировать НДС. И это как минимум! Кроме того, уходят в прошлое бумажные налоговые накладные, чем снимается неимоверно сложная проблема правильности их заполнения.

(Источник: liga.net)


Пример оплаченной поставки товара в пределах одного отчетного периода

Предприятие А закупило у предприятия Б товар на сумму 1,2 млн грн, в том числе НДС — 200 тыс. грн. В этом же отчетном периоде предприятие А реализовало предприятию В товар на сумму 1,5 млн грн, включая НДС 250 тыс. грн. Расчеты между контрагентами были проведены в одном отчетном периоде. Сумма лимита для оформления налоговых накладных (∑Накл) предприятия А на начало периода равна нулю.

Исходя из данных примера, разница между НДС от суммы закупки и налоговыми обязательствами по НДС при продаже товара составляет 50 тыс. грн (250 тыс. грн – 200 тыс. грн).

Для регистрации налоговой накладной, которая выписывается покупателю В, на НДС-счете должно быть 250 тыс. грн. По факту закупки товара на 1,2 млн грн у предприятия А сумма лимита налоговых накладных равна общей сумме НДС по полученным налоговым накладным (∑Накл = ∑НаклОтр) и составляет 200 тыс. грн. Следовательно, для оформления налоговой накладной на сумму 250 тыс. грн на НДС-счет следует перечислить еще 50 тыс. грн.

Таким образом, расчет предприятия А по НДС выглядит следующим образом:

∑НаклВыд (250 тыс. грн) = ∑НаклПол (200 тыс. грн) + ∑ПопСч (50 тыс. грн).

На конец отчетного периода на НДС-счете компании А останется 50 тыс. грн. Эта сумма подлежит перечислению в бюджет в сроки, предусмотренные законодательством, если она соответствует сумме налоговых обязательств, подлежащей уплате по данным налоговой отчетности по НДС.

Пример поставки товара с отсрочкой платежа в пределах одного отчетного периода

Предприятие А закупило у предприятия Б товар на сумму 1,2 млн грн, в том числе НДС — 200 тыс. грн. В этом же отчетном периоде предприятие А реализовало предприятию В товар на сумму 1,5 млн грн, включая НДС 250 тыс. грн. Расчет между контрагентами не проводился, по условиям договора товар реализуется с отсрочкой платежа до 65 дней.

Допустим, других операций предприятие А не осуществляло и свободных денежных средств на его счете нет. Как и в предыдущем случае, разница между НДС от суммы закупки и налоговыми обязательствами по НДС при продаже товара составляет 50 тыс. грн (250 тыс. грн – 200 тыс. грн).

Денежное обеспечение, которое требуется для регистрации налоговой накладной, рассчитывается по формуле:

∑Накл = ∑НаклПол (200 тыс. грн) + ∑ПопСч (50 тыс. грн) – ∑НаклВыд (250 тыс. грн).

Для денежного обеспечения операции и регистрации налоговой накладной, которая выписывается покупателю В, компания А по-прежнему обязана перечислить со своего расчетного счета на НДС-счет недостающие 50 тыс. грн. Срок регистрации налоговой накладной в ЕРНН составляет 15 дней. Поскольку она оформляется в день проведения операции, у плательщика НДС остается 15 дней на поиск денежных средств и перечисление их на спецсчет. До 30 числа месяца, следующего за отчетным, указанную сумму предприятие должно перечислить с НДС-счета в бюджет (согласно данным налоговой отчетности по НДС).

До введения электронного администрирования с использованием НДС-счетов денежные средства нужно было перечислять до 30 числа месяца, следующего за отчетным. Теперь же срок уплаты НДС для компании А составляет 15 дней с даты операции (оформления налоговой накладной). И если компания поставляет товары на условиях отсрочки платежа в несколько месяцев, фактически она депонирует на НДС-счете сумму НДС, которая подлежит уплате в бюджет только через месяц.

Пример поставки товара импортером на условиях отсрочки платежа

Предприятие А — импортер приобретает у нерезидента товар на сумму 1 млн грн (в гривневом эквиваленте). Для уплаты 20 % НДС таможенным органам с расчетного счета предприятие А перечислило 200 тыс. грн. В этом же отчетном периоде оно реализовало предприятию В товар на сумму 1,5 млн грн, в том числе НДС — 250 тыс. грн. Покупатель В оплатит товар в следующем отчетном периоде.

Сумма налога, на которую плательщик НДС вправе оформить налоговые накладные, составляет 250 тыс. грн (∑НаклВыд = ∑Тамож (200 тыс. грн) + ∑ПопСч (50 тыс. грн)).

Как видим, импортер сначала уплачивает НДС в пользу таможенных органов, а затем перечисляет на НДС-счет 50 тыс. грн для выписки налоговой накладной покупателю. Объем оборотных средств, необходимый импортеру для выписки и регистрации налоговой накладной, должен быть равен или превышать сумму налоговых обязательств по НДС исходя из продажной цены такого товара.

Пример поставки товара на экспорт

Предприятие А — экспортер приобретает у поставщика Б товар на сумму 1,2 млн грн (в гривневом эквиваленте), в том числе 20 % НДС — 200 тыс. грн. Товар реализуется нерезиденту в режиме экспорта по цене 1,3 млн грн (в гривневом эквиваленте), НДС — 0 % (согласно ст. 195 НК). Нерезидент оплатит товар в следующем отчетном периоде, оплата поставщику осуществляется в текущем отчетном периоде. Предприятие А перечисляет со своего текущего счета на текущий счет поставщика Б 1,200 млн грн (включая НДС).

На НДС-счете предприятия-экспортера появляется остаток 200 тыс. грн, который оно вправе использовать для уменьшения налоговых обязательств в следующем отчетном периоде или заявить к бюджетному возмещению, если соответствует критериям, указанным в ст. 200 НК (∑Накл = ∑НаклПол (200 тыс. грн)).


1 из 1

Александр Кирш,
консультант комитетов ВР по вопросам финансов и банковской деятельности и по вопросам промышленной политики и предпринимательства, шеф-редактор журнала «Бухгалтер», член-корреспондент Академии экономических наук Украины:

НДС-счета приведут к омертвлению оборотных средств. Это означает, что 1/6 часть средств предприятий нельзя трогать, она замораживается. Эта часть идет на НДС в бюджет либо на НДС-уплату поставщикам, а если разрешат, то на другие налоги.

Также не урегулирована проблема с тем, как быть сначала, когда придется первый раз платить с НДС-счета. Ведь вначале НДС-счета пустые. Государство могло бы пополнить возмещением НДС-счета, но оно этого не сделает и не собиралось делать. Получается так, что на эти счета нужно перевести те деньги, которые пришли на обычный счет. Обратно они уже не возвращаются потому, что на НДС-счет положить можно, а перевести обратно на обычный счет нельзя.

По сути, предприятие должно кредитовать деньги со своего счета для НДС-счета, а это кредит, который уже никогда не вернется. Фактически у предприятия деньги просто отбирают.


Право на бюджетное возмещение с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 года согласно п. 200.4 НК бюджетное возмещение может быть выплачено в автоматическом режиме плательщикам, которые отвечают критериям, определенным в п. 200.19 НК. Таким образом, кодекс больше не предусматривает возможность возмещения НДС по результатам камеральной проверки. Получить бюджетное возмещение смогут только те субъекты, которые имеют право на автоматическое возмещение. Кстати, критерии, по которым определяются плательщики НДС, имеющие такое право, также изменились. Согласно п. 200.19 НК право на автоматическое бюджетное возмещение НДС получают следующие плательщики:

1) которые не находятся в судебных процедурах банкротства;

2) о которых в Едином государственном реестре юридических и физических лиц — предпринимателей нет записей об:

  • отсутствии подтверждения сведений;
  • отсутствии по местонахождению;
  • принятии решения о выделении, прекращении юридического лица и предпринимательской деятельности физического лица;
  • признании недействительными учредительных документов, изменений в такие документы;
  • прекращении государственной регистрации юридических лиц и предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя;

3) которые имеют необоротные активы, остаточная стоимость которых на отчетный день по данным бухгалтерского учета в 12 и более раз превышает заявленную к возмещению сумму, и:

  • осуществляют операции, к которым применяется нулевая ставка (удельный вес которых в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов (месяцев) совокупно составляет не менее 40 % общего объема поставок (для плательщиков налога с квартальным отчетным периодом — в течение предыдущих четырех последовательных отчетных периодов) и/или;
  • осуществили инвестиции в необоротные активы в размерах не менее 3 млн грн в течение последних 12 календарных месяцев;

4) которые не имеют налогового долга;

5) которые не декларируют отрицательное значение налогооблагаемой прибыли по итогам последнего отчетного (налогового) года (это требование касается только крупных налогоплательщиков).

Резюме

В новых нормах НК, касающихся электронного администрирования НДС, нет ответов на вопросы, как будет осуществляться перенос отрицательного значения НДС за предыдущие периоды (до 01.01.2015) и будет ли осуществляться такой перенос вообще.

Можно лишь рассчитывать, что переходные моменты администрирования НДС будут дополнительно урегулированы специальными нормативно-правовыми актами.

Пока же мы можем только прогнозировать последствия будущих реформ, основываясь на изменениях, внесенных в НК. По мнению многих экспертов, электронное администрирование НДС действительно позволит ликвидировать налоговые ямы. При этом трудностей переходного периода вполне возможно избежать. Для этого нужно начать готовиться к переменам заранее. И такая редкая возможность у отечественного бизнеса есть.


Нормативная база

НК — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.

Закон № 1621 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 № 1621-VII.

Порядок № 569 — Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденный постановлением КМУ от 16.10.2014 № 569.


Дата подготовки
30.10.2014

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

810 грн. / квартал

Купить

Лучшие материалы

НДС-счета: практические схемы работы