• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Может ли предприятие существовать без директора?

Елена Кантерман

31.08.2014 300 0 0

Предприятие создано совсем недавно, деятельность пока не ведется, поэтому принять на работу наемного директора нет возможности – нет денег на зарплату. Можно ли возложить определенные функции на одного из учредителей предприятия, но без оформления трудового договора, чтобы не возникало обязанности по выплате заработной платы?

Да, это возможно.

С подобной проблемой нередко сталкиваются вновь созданные предприятия. Ведь у зарегистрированного предприятия сразу же появляются обязанности, в частности необходимо составлять и подавать отчетность в госорганы. Но деятельность еще не ведется, поэтому денег пока нет. Что «лучше»: нанять работника, но не платить ему зарплату или не подавать отчетность? Неподача отчетности влечет за собой ответственность в виде штрафа, но неначисление (невыплата) заработной платы директору также является штрафоопасным решением (см. ответ на предыдущий вопрос). Поэтому такие предприятия находятся между двух огней и ищут выход из сложившейся ситуации. И выход есть.

Существование предприятия без наемных работников и выполнение некоторых организационных функций учредителем вполне возможно. К этому выводу мы приходим, проанализировав нижеприведенные нормы законодательства:

  • ч. 2 ст. 65 Хозяйственного кодекса (далее – ХК): собственник предприятия может осуществлять свои права относительно управления предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом и другими учредительными документами;
  • ч. 4 ст. 128 ХК: гражданин осуществляет управление созданным им частным предприятием непосредственно или через руководителя, нанимаемого по контракту;
  • ч. 3 ст. 8 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV: ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах несет собственник предприятия или уполномоченный им орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием;
  • пп. 48.5.1 Налогового кодекса: налоговая декларация должна быть подписана руководителем предприятия или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухучета и представление налоговой декларации в налоговые органы. Как разъясняет Миндоходов в Базе знаний (подкатегория 135.02), в случае отсутствия руководителя и главного бухгалтера, налоговая декларация может быть подписана иными лицами, которые уполномочены выполнять обязанности руководителей, при условии, что полномочия подтверждены соответствующими документами.

Как видите, собственник вправе самостоятельно управлять своим предприятием, не заключая при этом трудового договора с предприятием.

Как документально оформить возложение организационных обязанностей на собственника без заключения с ним трудовых отношений?

Процедура в данном случае несложная, но нужно соблюсти все формальности.

Шаг 1. Высший орган предприятия должен принять соответствующее решение и оформить его соответствующим образом.

Например, в ООО высшим органом является собрание участников, а решение оформляется протоколом общего собрания согласно требованиям Закона от 19.09.91 г. № 1576-XII. В частных предприятиях порядок принятия решений собственниками (собственником) определяется уставом, если собственник один – оформляется документ под названием «Решение собственника».

В решении собственника (протоколе общего собрания) необходимо:

  • отразить все вопросы, которые вправе будет решать учредитель от имени и в интересах предприятия, в частности его право заключать сделки, подписывать отчетность, оформлять расчетные документы и т. п.;
  • указать, что обязанности возложены на учредителя без заключения с ним трудового договора (контракта).

Шаг 2. Если в результате такого решения понадобится внести изменения в регистрационную карточку предприятия и документы, которые находятся в налоговом органе и банке, это нужно сделать следующим образом:

  • подать госрегистратору регистрационную карточку об изменениях (для внесения изменений в сведения, которые содержатся в Едином реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей). Для этих целей используется карточка по форме № 4, утвержденной приказом Минюста от 14.10.11 г. № 3178/5);
  • заменить справку о постановке на учет в качестве налогоплательщика формы № 4-ОПП в налоговом органе, где предприятие стоит на учете (п. 9.4 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588);
  • заменить карточку с образцами подписей в учреждениях банка (банков) в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492.

Таким образом, при отсутствии у предприятия возможности заключить трудовой договор с директором обязанность по составлению и подаче обязательной отчетности можно возложить на одного из собственников предприятия без заключения с ним трудового договора. Для этого собственники должны принять соответствующее решение и оформить его надлежащим образом. При необходимости о произошедших изменениях следует уведомить госрегистратора, налоговый орган и заменить карточку с подписями в учреждении банка.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить