• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Меры воздействия, бюджетные правонарушения, органы Казначейства

Наталия Сушко

30.11.2015 410 0 0

Из этой консультации вы узнаете, какие меры воздействия могут применять органы Государственной казначейской службы (далее – органы Казначейства) к распорядителям (получателям) бюджетных средств за ненадлежащее выполнение ими бюджетного законодательства.

Общие положения

Порядок осуществления контроля за соблюдением бюджетного законодательства, распределение полномочий между субъектами такого контроля, а также ответственность и меры воздействия за совершенные нарушения бюджетного законодательства определены разд. V Бюджетного кодекса (далее – БК).

Одним из субъектов контроля за соблюдением бюджетного законодательства являются органы Казначейства, к полномочиям которых относится осуществление контроля:

  • за ведением бухгалтерского учета всех поступлений и расходов государственного и местных бюджетов, кроме случая, предусмотренного абзацами третьим и четвертым ч. 2 ст. 78 БК, составлением и подачей финансовой и бюджетной отчетности;
  • бюджетными полномочиями при зачислении поступлений бюджета;
  • соответствием смет распорядителей бюджетных средств показателям росписи бюджета;
  • соответствием взятых распорядителями бюджетных обязательств бюджетным ассигнованиям, паспорту бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода
    в бюджетном процессе);
  • соответствием платежей взятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям.

Кроме того, органы Казначейства в рамках своих полномочий обеспечивают организацию и координацию деятельности главных бухгалтеров бюджетных учреждений и контроль за выполнением ими своих функций путем оценки их деятельности.

Под нарушением бюджетного законодательства понимается бюджетное правонарушение, определение которого приведено в ст. 116 БК.

Так, бюджетным правонарушением признается нарушение участниками бюджетного процесса установленных БК или другим бюджетным законодательством норм по составлению, рассмотрению, утверждению, внесению изменений, исполнению бюджета и отчетности о его исполнении. Следует обратить внимание, что в ч. 1 ст. 116 БК содержится перечень из 40 конкретных нарушений бюджетного законодательства и одно обобщающее положение «прочие случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса». С учетом указанного можно сделать вывод, что в БК приведен неисчерпывающий перечень норм бюджетного законодательства, за несоблюдение которых применяются меры воздействия.

Субъекты бюджетных правонарушений

Субъектом бюджетного правонарушения может выступать только участник бюджетного процесса. В соответствии со ст. 20 БК участниками бюджетного процесса являются наделенные бюджетными полномочиями органы и должностные лица. Также потенциальными участниками бюджетного процесса и соответственно субъектами бюджетных правонарушений следует считать получателей бюджетных средств.

Бюджетными полномочиями признаются права и обязанности участников бюджетных правоотношений, которыми согласно ч. 2 ст. 21 БК являются физические и юридические лица, не имеющие статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств). Такой вывод подтверждают нормы ст. 118 БК, где указываются меры, которые применяются как к распорядителям, так и к получателям бюджетных средств за совершенные ими бюджетные правонарушения.

Меры воздействия

За нарушение бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса могут приниматься меры воздействия, установленные ч. 1 ст. 117 БК, а именно:

  • предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием относительно устранения нарушения бюджетного законодательства (далее – предупреждение) – применяется во всех случаях выявления нарушений, которые должны быть устранены в срок до 30 календарных дней;
  • остановка операций с бюджетными средствами – применяется за нарушения, определенные п. 1–3, 10, 11, 14–29, 32–36, 38 и 40 ч. 1 ст. 116 БК, в порядке, установленном ст. 120 БК, и заключается в остановке каких-либо операций по осуществлению платежей со счета нарушителя бюджетного законодательства сроком до 30 дней в пределах текущего бюджетного периода. Если нарушение выявлено по бюджетной программе (коду временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов), которая отсутствует в текущем бюджетном периоде, то останавливаются операции на счетах нарушителя, предназначенных для содержания. Исключение составляют операции по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) и ЕСВ; выполнению решений органов, которым в соответствии с законом предоставлено право взыскания средств; осуществлению защищенных расходов. Механизм приостановки операций с бюджетными средствами определен постановлением КМУ от 19.01.11 г. № 21 (далее – Постановление № 21);
  • приостановка бюджетных ассигнований – применяется за нарушения, определенные п. 20, 22–29, 38 и 40 ч. 1 ст. 116 БК. Приостановка предусматривает прекращение полномочий относительно взятия бюджетного обязательства на установленную сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету). Порядок приостановки бюджетных ассигнований утвержден приказом Минфина от 15.05.02 г. № 319;
  • уменьшение бюджетных ассигнований – применяется за нарушения, определенные п. 24 (относительно распорядителей бюджетных средств), 29, 38 ч. 1 ст. 116 БК, и предусматривает лишение полномочий относительно взятия бюджетного обязательства на соответствующую сумму сроком до завершения текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету) и в случае необходимости с последующим внесением изменений в закон о госбюджете (решение о местном бюджете). Порядок уменьшения бюджетных ассигнований распорядителям бюджетных средств утвержден постановлением КМУ от 17.03.11 г. № 255;
  • возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет – применяется за нарушение, определенное п. 24 (относительно субвенций и средств, предоставленных получателям бюджетных средств) ч. 1 ст. 116 БК. Порядок возврата в соответствующий бюджет средств утвержден постановлением КМУ от 22.12.10 г. № 1163;
  • приостановка действия решения о местном бюджете – применяется за нарушение, определенное п. 7 ч. 1 ст. 116 БК, в порядке, установленном ст. 122 БК;
  • бесспорное изъятие средств из местных бюджетов – применяется за нарушение, определенное п. 28 ч. 1 ст. 116 БК, и предусматривает взыскание органами Казначейства средств из местных бюджетов в госбюджет, в том числе
    и за счет уменьшения объема трансфертов (базовой дотации) местным бюджетам на соответствующую сумму. Порядок списания таких средств утвержден постановлением КМУ от 26.03.03 г. № 386.

Применение мер воздействия

При нарушении распорядителями (получателями) бюджетных средств требований бюджетного законодательства в процессе казначейского обслуживания бюджетных средств органы Казначейства принимают такие меры воздействия, как предупреждение и остановка операций с бюджетными средствами (ст. 118 БК).

В целях внедрения единых подходов к квалификации органами Казначейства нарушений бюджетного законодательства и применения к нарушителям унифицированных мер воздействия приказом Госказначейства от 29.12.12 г. № 394 были утверждены Методические рекомендации относительно порядка применения органами Государственной казначейской службы Украины мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства (далее – Методрекомендации № 394).

Предупреждение

Предупреждение применяется органами Казначейства во всех случаях установления нарушений бюджетного законодательства распорядителями (получателями) бюджетных средств. Согласно Методрекомендациям № 394 предупреждение составляется за нарушение:

  • сроков представления в органы Казначейства: регистрационной карточки распорядителями (получателями) бюджетных средств; сети распорядителей и получателей бюджетных средств и реестров изменений в нее; распределений показателей сводных смет и других документов, которые применяются в процессе исполнения бюджета, в разрезе распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств и реестров изменений в них;
  • требований законодательства при открытии или закрытии счетов распорядителями (получателями) бюджетных средств; предоставлении смет и других документов, которые применяются в процессе исполнения бюджета; регистрации бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств и проведении платежей;
  • осуществления расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БК, закону о госбюджете, постановлениям КМУ;
  • требований по представлению финансовой и бюджетной отчетности в органы Казначейства;
  • несоблюдение ограничений, определенных бюджетным законодательством;
  • другие случаи несоблюдения требований бюджетного законодательства участником бюджетного процесса.

Предупреждение также применяется в случае нарушения местными финансовыми органами сроков предоставления подкрепления средствами для возврата плательщикам ошибочно или излишне зачисленных в бюджеты сумм (в течение пяти рабочих дней со дня получения обращения о подкреплении средствами от органа Казначейства).

На сегодня форма предупреждения не установлена. Однако состав информации, которая должна содержаться в нем, определен в п. 2.4 Методрекомендаций № 394. Обращаем внимание, что среди прочей информации в предупреждении должны указываться:

1) положения нормативно-правовых актов, которые нарушены и что является основанием для составления предупреждения;

2) срок устранения нарушения бюджетного законодательства;

3) название, номер, дата и сумма документа, который возвращается без исполнения.

С учетом указанного должностное лицо органа Казначейства в письменном виде (в произвольной форме) составляет предупреждение с учетом
требований Методрекомендаций № 394.

Приостановка операций с бюджетными средствами

Одновременно с предупреждением к распорядителям (получателям) бюджетных средств органами Казначейства применяется такая мера воздействия, как приостановка операций с бюджетными средствами.

Методрекомендациями № 394 определены случаи, в которых приостанавливаются операции с бюджетными средствами:

  • нарушение сроков представления в органы Казначейства: новой карточки с образцами подписей и оттиском печати в случае замены или дополнения хотя бы одной подписью; утвержденных смет и других документов, которые применяются в процессе исполнения бюджета, и изменений в них; подтверждающих документов о получении товаров, работ и услуг при осуществлении предварительной оплаты за них; финансовой и бюджетной отчетности;
  • несоответствие информации, приведенной в предоставленных распорядителями (получателями) бюджетных средств документах, карточке с образцами подписей и оттиска печати, данным Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств;
  • нарушение требований законодательства по оформлению и представлению карточки с образцами подписей и оттиска печати; порядка и объемов представления финансовой и бюджетной отчетности; регистрации бюджетных обязательств (отсутствие (или превышение) показателей, утвержденных в сметах и других документах, которые применяются в процессе исполнения бюджета, для взятия бюджетных обязательств); паспорта бюджетной программы (кроме случаев, в которых законодательством не предусмотрено его утверждение); регистрации обязательств по общему фонду при наличии просроченной кредиторской задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), стипендиям, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители; осуществление платежей (представление документов на проведение платежей без регистрации в органе Казначейства соответствующих бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств);
  • осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БК, закону о госбюджете, постановлениям КМУ.

В случае выявления этих нарушений должностное лицо органа Казначейства составляет протокол по форме, утвержденной приказом Минфина от 15.11.10 г. № 1370. На основании протокола в течение трех рабочих дней принимается распоряжение об остановке операций с бюджетными средствами по механизму, определенному Постановлением № 21.

Ответственность

Как предусмотрено БК (ч. 1 ст. 121), лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно законам Украины. Бюджетное правонарушение, совершенное распорядителем или получателем бюджетных средств, может быть основанием для привлечения его руководителя или других ответственных должностных лиц к ответственности согласно закону, в зависимости от характера его деяний. Руководители органов Казначейства несут персональную ответственность за нарушение бюджетного законодательства и невыполнение требований относительно казначейского обслуживания государственного и местных бюджетов, установленных БК.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить