• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Менеджер по ВЭД на предприятии: базовые знания и умения

Ольга Целуйко

07.08.2015 181 0 1

Внешнеэкономическая деятельность – важная часть хозяйственной деятельности предприятия. Традиционно этот вид деятельности слишком сильно зарегулирован законодательно и требует от работников предприятия совершенно разных навыков, как профессиональных, так и человеческих. Как водится, бухгалтер, по мнению директора предприятия, может все. Однако объем работы, связанный с успешной реализацией всей цепочки действий субъекта ВЭД, начиная от подготовки к работе с иностранным партнером и заканчивая получением прибыли, довольно велик. Поэтому прежде всего надо четко разграничить функции и ответственность юриста, финансового директора, бухгалтера и менеджера, занимающегося внешнеэкономической деятельностью.

Что входит в обязанности менеджера по ВЭД?
Должность менеджера ВЭД требует достаточно глубоких знаний по вопросам экономики, международной торговли, менеджмента, маркетинга, делового этикета, а также иностранных языков.
Менеджер по ВЭД ведет иностранного контрагента, отвечает за коммерческую составляющую отношений с ним. Юрист и бухгалтер предприятия оказывают ему всяческое содействие, дают необходимые рекомендации, обрабатывают поступающие документы для дальнейшего отражения сделки в управленческом, бухгалтерском и налоговом учете. Исходя из этих представлений, рассмотрим типичные компетенции менеджера по ВЭД.

Базовые умения и навыки

Базовые знания

1

2

Аккредитация на таможне

Приказ Минфина от 15.06.15 г. № 552 «Об установлении порядка учета лиц, осуществляющих операции с товарами»

Подготовка шаблонов ВЭД-договоров с учетом минимальных накладных и транзакционных издержек (таможенных, банковских и пр.)
(совместно с юристом)

1. Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики и по вопросам евроинтеграции от 06.09.01 г. №201.

2.Постановление КМУ и НБУ от 21.06.95 г. № 444«О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных оговорок к внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые предусматривают расчеты в иностранной валюте»

3. Правила ИНКОТЕРМС-2010

Подготовка первичных документов к заключенным ВЭД-договорам (счета-фактуры, спецификации, акты выполненных работ и пр.)

Порядок заполнения первичных документов в соответствии с ч.1,2 ст.9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996)

Подготовка необходимых документов для декларирования и таможенного оформления товаров, расчет затрат на таможенное оформление соответствующих товарных групп

1. Соответствующие статьи Таможенного кодекса.
2. Закон от 19.09.13 г № 584-VII«О Таможенном тарифе Украины»

Контроль за выполнением обязательств по заключенным ВЭД-договорам, сверки с контрагентами (совместно с бухгалтером)

1. Закон от 23.09.94 г.№185/94 «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте».
2. Правила внутреннего документооборота

Участие в переговорах, переписка с контрагентами

Правила делового этикета, иностранный язык (минимум – английский)

Подготовка документов для получения дополнительных разрешений, лицензий

Нормативные документы по соответствующему виду деятельности, отрасли

Представление интересов предприятия в рамках своей компетенции в государственных и коммерческих организациях (таможня, брокерские фирмы, транспортные организации, НБУ, Минэкономики, Торгово-промышленная палата (далее – ТПП), Минтранс, СЭС, Укрэкономресурсы и др.) и взаимодействие с такими организациями, сверки расчетов и проверка наличия документов

1. Порядок оформления доверенностей на представление интересов.
2. Правила внутреннего документооборота.
3. Порядок заполнения первичных документов в соответствии с ч. 1, 2 ст. 9 Закона № 996

Претензионно-исковая работа по ВЭД-договорам (совместно с юристом)

Условие поставок, платежей, порядок применения штрафных санкций за невыполнение условий действующих ВЭД-договоров

Подготовка коммерческих предложений, поиск и анализ потенциальных партнеров

Правила делового этикета, разработанные на предприятии внутренние правила оценки и поиска потенциальных партнеров (в частности, официальные данные о предприятии-партнере, а также коммерческая информация о надежности партнера, полученная из открытых источников, например, из ответов на запросы в торгово-экономические миссии, ТПП, отраслевые ассоциации, специализированные информационные фирмы, деловые печатные и интернет-издания)

Получение сертификатов, заключений, документов от фитосанитарных, ветеринарных, экологических, геммологических, радиологических и прочих служб (в соответствии с характером перемещаемого через таможенную границу Украины товара), сертификатов происхождения товара и сертификатов качества от иностранных контрагентов

Нормативные документы по соответствующему виду деятельности, отрасли

Подготовка документов и оформление виз для служебных командировок работников предприятия за границу (совместно с юристом)

1. Соответствующие нормативные документы.
2. Графики работы соответствующих организаций, контакты.
3. Перечни необходимых документов

Все необходимые для работы нормативные документы и внутренние инструкции предприятия желательно собрать и подшить в одну папку. Кроме того, юрист, бухгалтер и финансист должны содействовать тому, чтобы документы, с которыми работает менеджер по ВЭД, находились в актуальном (обновленном) состоянии: постоянно отслеживать изменения в законодательстве и информировать о них и об их влиянии на работу менеджера. Это убережет от ошибок, которые могут привести к нежелательным финансовым и налоговым последствиям.

Рекомендации
Как видите, перечень базовых компетенций менеджера по ВЭД довольно значительный. Бухгалтер предприятия эти функции не должен выполнять. Ведь если составить аналогичный перечень для него, то одной страницы вряд ли хватит. Поэтому только четкое разделение функциональных обязанностей и зон ответственности, которое находит свое отражение в должностной инструкции, составленной с учетом наших рекомендаций и специфики работы конкретного предприятия, даст положительный эффект. Что может быть лучше, когда каждый работник занимается своим делом и отвечает за него? Тогда и договоры грамотно составлены, и сверки вовремя сделаны, и прибыль получена.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить