• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Ликвидация объекта незавершенного строительства: оформление и учет

Лидия Чорногуз

19.10.2014 728 0 0

В процессе осуществления хозяйственной деятельности иногда возникают ситуации, когда сельхозпредприятие по определенным причинам решает не достраивать объекты незавершенного строительства, а ликвидировать их. В данной консультации рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по ликвидации таких объектов.

Документальное оформление

Для списания объекта незавершенного строительства в первую очередь следует издать приказ по предприятию о создании комиссии. В ее состав рекомендуем включить специалиста, который смог бы сделать профессиональное заключение о нецелесообразности достройки объекта и его дальнейшей эксплуатации (например, специалиста по оценке объектов строительства). Комиссия должна осуществить непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, выявить причины и основания для его ликвидации (причины несоответствия критериям признания активом), составить и подписать соответствующий акт на списание (далее – акт).

Форма акта нормативными документами не установлена. Поэтому рекомендуем взять за основу Акт списания основных средств типовой формы № ОЗ-3, утвержденной приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352, или самостоятельно разработать акт произвольной формы.

В любом случае акт как первичный документ должен иметь следующие обязательные реквизиты: название документа (формы); дату и место составления; название предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвующее в осуществлении хозяйственной операции (ст. 9 Закона от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине»).

Другая информация относительно списываемого объекта (детализация) в акте отражается в объемах, определенных членами комиссии. При этом, как указано в письме Минфина от 06.12.13 г. № 31-08410-07-27/35654, такая детализация должна обеспечить раскрытие содержания хозяйственной операции и идентификацию активов, обязательств, доходов или расходов, связанных с ней. Поэтому в акте рекомендуем кроме обязательных реквизитов приводить данные, характеризующие объект: год строительства объекта, стоимость объекта, причины ликвидации и т. п. Акты отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем предприятия.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете понятие незавершенного строительства идентично понятию незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы. Так, согласно п. 48 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561, расходы на строительство (изготовление), приобретение и улучшение объектов основных средств от начала и до окончания указанных работ и ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями (незавершенным строительством).

В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291, расходы на создание материальных необоротных активов отражаются на субсчете 151 «Капитальное строительство».

В случае списания незавершенного строительства расходы, аккумулированные на субсчете 151, списываются в дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов». На этот же субсчет списываются и расходы на демонтаж такого объекта незавершенного строительства.

В результате ликвидации объекта незавершенного строительства могут быть получены товарно-материальные ценности (далее – ТМЦ), например стройматериалы, которые можно использовать в хозяйственной деятельности сельхозпредприятия или реализовать. Оприходование таких ТМЦ осуществляется на основании оформленной членами комиссии накладной. ТМЦ зачисляются на счета учета материальных запасов по чистой стоимости реализации с одновременным признанием прочего дохода. Напомним, что чистая стоимость реализации согласно п. 26 П(С)БУ 9 определяется по каждой единице запасов путем вычета из ожидаемой цены продажи ожидаемых расходов на завершение производства и сбыт.

В Балансе стоимость незавершенных капитальных инвестиций в строительство, которые осуществляются предприятием, отражается в статье «Незавершенное строительство» (стр. 1005) (п. 2.8 Методических рекомендаций по заполнению форм отчетности, утвержденных приказом Минфина от 28.03.13 г. № 433).

Налог на прибыль и НДС

Несмотря на то что учет капитальных инвестиций регламентируется теми же нормативными актами, что и учет основных средств, незавершенные капитальные инвестиции не являются основными средствами. Поэтому нормы Налогового кодекса (далее – НК) относительно налогообложения операций, связанных с ликвидацией основных средств, не распространяются на операции по ликвидации незавершенного строительства. Это значит, что сельхозпредприятие не имеет права включать в состав расходов стоимость незавершенного строительства, а также расходы, связанные с ликвидацией незавершенных объектов.

Однако если после ликвидации предприятие получит ТМЦ, то они подлежат включению в состав доходов. Так, в подкатегории 102.09.01 Общедоступного информационно-справочного ресурса (ОИР) специалисты налоговой службы предоставили разъяснение, как отражать в налоговом учете оприходование и продажу ТМЦ, полученных в результате ликвидации основных средств. Такие разъяснения можно смело применять и при ликвидации объектов незавершенного строительства, тем более что они полностью отвечают принципам ведения бухгалтерского учета по операциям ликвидации необоротных активов. Они заключаются в следующем:

стоимость полученных ТМЦ в отчетном периоде признания их активами включается в состав дохода, который учитывается при исчислении объекта налогообложения (пп. 135.5.15 НК);

если ТМЦ реализуются, то по дате перехода покупателю права собственности на такие ТМЦ в состав дохода включается стоимость их продажи (пп. 135.4.1, п. 137.1 НК). Одновременно стоимость, по которой они ранее признавались активом, включается в состав расходов как прямые материальные расходы (п. 138.8 НК).

Что касается НДС, то в периоде списания объектов незавершенного строительства сельхозпредприятию следует начислить налоговые обязательства со стоимости приобретенных для такого строительства товаров/услуг, при условии что во время приобретения был отражен налоговый кредит [подробнее о начислении таких обязательств см. на с. 28 данного номера. – Ред.].

Пример

В связи с экономической нецелесообразностью дальнейшего использования объекта незавершенного строительства предприятие решило ликвидировать его. Незавершенное строительство, которое ликвидируется, отражено в бухгалтерском учете на счете 151 в сумме 20 000 грн. Во время строительства этого объекта был сформирован налоговый кредит по НДС в сумме 3 500 грн.

В ходе ликвидации объекта предприятие получило ТМЦ, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности (предназначены для реализации другому предприятию). Эти запасы соответственно оприходованы по чистой стоимости реализации в сумме 4 450 грн., а проданы другому предприятию по цене 6 000 грн., в т. ч. НДС – 1 000 грн.

Расходы налогоплательщика на ликвидацию объекта в сумме стоимости работ по демонтажу объекта, выполненных предприятием-подрядчиком, в соответствии с актом приемки-передачи выполненных работ составили 1 000 грн., кроме того НДС – 200 грн.

Бухгалтерские записи по указанным операциям приведем в таблице:

(грн.)


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Списана стоимость объекта

976

151

20 000

2

Начислено налоговое обязательство по НДС

976

641

3 500

3

Отражены расходы на демонтаж объекта согласно акту приемки-передачи

976

631

1 200

4

Перечислены средства за работы по демонтажу объекта

631

311

1 200

5

Оприходованы ТМЦ, полученные от ликвидации объекта, и признан соответствующий доход

209

746

4 450

4 450

6

Отражен доход от реализации ТМЦ, полученных от ликвидации объекта основных средств

377

712

6 000

5 000

7

Отражены налоговые обязательства по НДС, связанные с поставкой ТМЦ

712

641

1 000

8

Списана себестоимость реализованных ТМЦ

943

209

4 450

4 450

9

Получены на счет средства за реализованные ТМЦ

311

377

6 000

10

Отнесены на финансовый результат суммы в порядке закрытия счетов учета доходов и расходов

712

791

5 000

791

943

4 450

746

793

4 450

793

976

24 700

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам, спецрежиму и праву

585 грн / квартал

Купить