Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Конкурс на должность в органе местного самоуправления

28.03.2017 35649 4 3


Каковы правила применения при приеме на работу в органы местного самоуправления (далее – ОМС) процедуры конкурса? Как организовать конкурс и оформить документы, каковы требования к претендентам на должности? На эти и другие вопросы вы найдете ответ в консультации.


Нормативно-правовое основание

Попробуем разобраться, какими законодательными и нормативно-правовыми нормами следует руководствоваться при наборе лиц на службу в ОМС, какие должности есть в этих органах, какие процедуры применяются к ним при оформлении в ОМС и т. п.

Но прежде всего проинформируем, что Верховной Радой в первом чтении уже принят законопроект от 28.11.16 г. № 2489 «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Проект № 2489), который предлагает принципиально отличающиеся от сегодняшних подходы по поводу поступления на службу в ОМС и прохождения службы.

Так, Проект № 2489 изменяет терминологию – вместо «должностных лиц» используется термин «служащие», а должности разделены на категории в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий и необходимой для их выполнения профессиональной компетентности. То есть это I, ІІ и ІІІ категории должностей служащих.

Поступление на должность служащего планируется проводить, как и сейчас, по результатам конкурса. Предложенная процедура конкурса несколько отличается от нынешних законодательных норм, но на этих вопросах мы остановимся подробнее после окончательного принятия соответствующего законодательного проекта.

А сейчас рассмотрим, какова конкурсная процедура согласно действующим на сегодняшний день актам законодательства.

Как предусмотрено ст. 2 Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493), если лицо работает в ОМС с предоставлением ему полномочий по выполнению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций, а также получает зарплату за счет местного бюджета, то у него есть статус должностного лица местного самоуправления (далее – должностное лицо).

Обращаем внимание: к техническим работникам и обслуживающему персоналу ОМС нормы данного Закона не применяются. Речь идет о должностях служащих, перечисленных в приложении 55 к постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (инспектор, машинистка, делопроизводитель, архивариус и т. п.). Конечно, нормы данного Закона не касаются рабочих.

В ст. 3 Закона № 2493 определены следующие должности ОМС:

  • выборные должности, на которые лица избираются территориальной общиной, в частности председатели сельских, поселковых советов;
  • выборные должности, на которые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
  • должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским головой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по иной процедуре, предусмотренной законодательством.

Так, на должности избираются: председатели и заместители председателей районных, районных в городах, областных советов, заместители городских голов, секретарь Киевского городского совета, секретарь сельского, поселкового, городского совета.

Особым образом, определенным Законами от 05.02.15 г. № 157-VІІІ «О добровольном объединении территориальных общин» и от 14.07.15 г. № 595-VІІІ «О местных выборах», проводится избрание лиц на должности старосты. Обращаем также внимание на новации в отношении особенностей избрания старост, функций по обеспечению этим должностным лицом представительских интересов жителей территориальной громады, установленные вновь принятым Законом от 09.02.17 г. № 1848-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законы Украины в отношении статуса старосты села, поселка» (вступил в силу с 12.03.17 г.).

Утверждаются на должности: заместители сельского, поселкового, городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета, управляющие делами (секретари) исполкома этих советов.

Как видим, процедура проведения конкурса может касаться лишь тех лиц, которых впоследствии назначит на должность председатель соответствующего совета, а именно руководителей структурных подразделений советов и их исполнительных органов, их заместителей, главных, ведущих специалистов советов и т. п.

В областных, городских, районных советах в штат могут входить должности работников патронатной службы, к которым относятся советники, консультанты, помощники. Назначать лиц на эти должности без конкурса могут председатели районных, районных в городах, областных советов, городские головы (ст. 10 Закона № 2493).

Как известно, во время действия Закона от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723) условия набора и приема на службу ОМС были аналогичны тем, которые применялись к государственным служащим. В ст. 10 Закона № 2493 сказано, что проведение конкурса, экзамена и стажировки при приеме на службу в ОМС проводится в порядке, определенном законодательством о госслужбе.

Ситуация кардинально изменилась со вступлением в силу с 01.05.16 г. Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889). Объясняется это тем, что госслужебные новации теперь никоим образом не касаются должностных лиц. Так, согласно ст. 26 Закона № 889 в госорганах должен проводиться конкурс, которому предшествует проверка поданных кандидатами на должности документов, а затем – прохождение лицами тестирования, собеседования и другие виды оценки кандидатов.

На сегодняшний день следует исходить из того, что пока не будут введены новые законодательные нормы, касающиеся особенностей набора лиц на должности и занятия соответствующих должностей в ОМС, следует руководствоваться в этой части нормами Законов № 280, № 2493 и Порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденного постановлением КМУ от 15.02.02 г. № 169 (далее – Порядок № 169).

Согласно Закону № 889, чтобы стать госслужащим, как и ранее, нужно пройти конкурс. Однако конкурс проводится по новым правилам, а именно согласно Порядку проведения конкурса на занятие должностей государственной службы, утвержденному постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 246 (далее – Постановление № 246).

Обратите внимание! В п. 2 Постановления № 246 четко сказано: при приеме на службу в ОМС в соответствии с Законом № 2493 применяется иная норма, а именно Порядок № 169.

Локальный документ для соответствующего ОМС, в котором будут определяться условия и порядок проведения конкурса, утверждается решением председателя соответствующего совета, в котором он будет проводиться. Напомним: согласно ст. 12 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280) сельский, поселковый, городской голова является главным должностным лицом территориальной громады соответственно села (добровольного объединения в одну территориальную громаду жителей нескольких сел), поселка, города.

К полномочиям, в частности, сельских, поселковых, городских голов относится внесение на рассмотрение совета предложений по количественному и персональному составу исполкома совета, структуре исполкома и аппарата совета, их штатам (ст. 42 Закона № 280). Этими же должностными лицами проводится назначение лиц на вакантные должности по результатам конкурса.

Отметим, что в условиях и порядке проведения конкурса соответствующего ОМС нужно также указать, по какой процедуре претендентами на должности могут обжаловаться решения по поводу отбора лиц по результатам конкурса.

Процедура подготовки к конкурсу и его проведение

Конкурсная процедура состоит из нескольких этапов. Первый из них – обнародование объявления удобным для будущих конкурсантов способом, например путем его размещения перед входом в админздание совета. Сделать это нужно заранее, не позднее чем за месяц до начала конкурса. Содержание объявления должно быть доведено до сведения всех работников соответствующего ОМС, в котором будет проводиться конкурс на вакантную должность.

Будущие конкурсанты могут обратиться за перечнем вопросов, которыми они обязаны владеть, непосредственно в ОМС, в котором будет проводиться конкурс, или ознакомиться с этими вопросами на сайте соответствующего ОМС. Желательно уже на этапе подачи претендентами документов об участии в конкурсе предоставить им информацию о том, где именно будет размещаться перечень вопросов, с которым в свободном доступе могут ознакомиться участники конкурса.

Кстати, в ст. 20 Проекта № 2489 предусмотрены два способа обнародования объявления: на официальном веб-сайте совета (включая сельский, поселковый, а если его нет – на сайте районного, городского совета); в печатном СМИ совета, а если таковых СМИ нет – в местных печатных СМИ, определенных советом.

Итак, согласно Порядку № 169 в объявлении обязательно указывается:

  • наименование ОМС, его адрес, контактные телефоны;
  • название вакантной должности, основные функциональные обязанности по этой должности, условия оплаты труда;
  • требования к кандидату на должность, установленные должностной инструкцией;
  • срок приема документов.

При необходимости в объявлении указывается другая информация по вакантной должности, например возможность направления в командировку и т. п.

Как известно, приказом Нацгосслужбы от 13.09.11 г. № 11 утвержден Справочник типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих (далее – Справочник), который применяется также для должностных лиц ОМС и служит, в частности, основой для их конкурсного отбора. Советуем воспользоваться характеристиками, приведенными в разд. 4 данного Справочника, поскольку в нем содержатся типовые характеристики по должностям в местных органах власти.

Кроме того, согласно разд. 2 Справочника, если лица не имеют соответствующего образования или стажа, указанных в квалификационных требованиях к должности, однако имеют достаточный практический опыт и успешно выполняют в полном объеме возложенные на них задачи, их, как исключение, можно допустить к занятию должности. Это возможно, если речь не идет о руководящей должности, а также если по результатам объявленного конкурса невозможно подобрать соответствующую кандидатуру.

Ниже приведем образец объявления о вакантной должности в ОМС.

Образец

<...>

Павловский городской совет объявляет конкурс на занятие вакантной должности главного экономиста финансового отдела аппарата городского совета.

Основные обязанности работника на этой должности таковы: проведение ежемесячного мониторинга поступлений и расходов средств местного бюджета; анализ доходной и расходной части сметы аппарата совета; подготовка предложений председателю совета для корректировки сметы в течение бюджетного периода.

Требования к претенденту: должен знать Конституцию, законодательство по службе в органах местного самоуправления, Бюджетный кодекс, нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины и Министерства финансов Украины по использованию средств местного бюджета, получению субвенции, практику их применения.

Квалификационные требования: высшее экономическое образование не ниже уровня бакалавра; стаж работы по специальности на госслужбе или в органе местного самоуправления на должности ведущего экономиста не менее одного года или стаж работы по специальности в экономической или финансовой сфере не менее трех лет; владение основными принципами работы на компьютере (в системе Word, Windows); свободное владение государственным языком.

Документы принимаются в течение 30 дней со дня объявления, то есть до 15.05.17 г. Обращаться по адресу: Киевская обл., г. Павловск, ул. Шаргородская, 6.

Телефон: 222-11-33.

Отметим, что лица, которых переводят на равнозначную или более низкую должность в том же ОМС или которые зачислены в кадровый резерв и продвигаются по службе или успешно прошли стажировку, процедуру конкурсного отбора могут не проходить.

Прием документов для участия в конкурсе

Следующий этап конкурса – прием документов от лиц, пожелавших участвовать в конкурсе.

Напомним, какие именно документы должен подать претендент в конкурсную комиссию:

  • заявление об участии в конкурсе с указанием в нем факта ознакомления с ограничениями, установленными для должностных лиц в части приема и прохождения службы;
  • заполненная личная карточка по форме № П-2ДС (с приложениями). Добавим: эта форма, утвержденная приказом Минстата от 26.12.95 г. № 343, утратила силу согласно приказу Госстата от 26.08.16 г. № 154. Вместо нее приказом Нацгосслужбы от 05.08.16 г. № 156 (далее – Приказ № 156) утверждена форма Личной карточки государственного служащего и Инструкция по ее заполнению. Однако исходя из того, что принятая Приказом № 156 форма касается только лиц, на которых распространяется действие Закона № 889, по нашему мнению, не будет нарушением и впредь применять форму № П-2ДС для должностных лиц ОМС;
  • две фотокарточки 4 х 6 см;
  • копии документов об образовании, при наличии – об ученом звании, ученой степени;
  • копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • копия военного билета, если лицо является военнослужащим или военнообязанным;
  • справка о допуске к государственной тайне (при наличии такого допуска).

Не лишним будет предоставление автобиографии лица.

Может произойти так, что претендент на должность в ОМС уже является штатным работником. В таком случае подается только заявление о желании участвовать в конкурсе.

Претендент на должность при желании может также предоставить подтверждающие документы о прохождении им курсов повышения квалификации, своем профессиональном уровне, репутации. Это могут быть характеристики, рекомендации, грамоты, благодарности и т. п.

Обращаем внимание: ответственные лица ОМС не имеют права требовать от лиц сведения и документы, предоставление которых не предусмотрено законодательными и нормативно-правовыми актами.

Поскольку в конкурсную комиссию входит работник кадровой службы, фактически его функции при участии в работе этой комиссии тесно переплетаются с возложенными на него обязанностями, определенными его должностной инструкцией. Так, на кадровика ОМС возлагается функция проверки предоставленных документов в части их соответствия установленным требованиям.

В случае выявления несоответствия этим требованиям принимается решение председателя конкурсной комиссии о том, что кандидат не допускается к конкурсу. Об этом кадровая служба уведомляет претендента на участие в конкурсе с обязательным обоснованием отказа в допуске к конкурсу.

Иногда лица, несмотря на такие обстоятельства, настаивают на участии в конкурсе. Тогда конкурсная комиссия самостоятельно принимает окончательное решение.

Предостерегаем кадровиков ОМС о необходимости обеспечения хранения документов, которые подаются претендентами на участие в конкурсе, а также материалов конкурсной комиссии.

Итак, согласно Порядку № 169 при наличии вакантной должности в ОМС проводится конкурсный отбор. Первое, что нужно сделать, это издать распоряжение сельского, поселкового, городского головы, или председателя районного, районного в городе, областного совета о создании конкурсной комиссии.

Количество членов комиссии зависит от численности работников совета или исполкома, однако состоит она обязательно из председателя комиссии, секретаря и членов комиссии. Как правило, возглавляет комиссию заместитель председателя совета или секретарь. Желательно включение в число членов комиссии специалистов по кадровым и юридическим вопросам, руководителей структурных подразделений аппарата совета или исполкома.

Если же количество работников совета – 5 или менее человек, возглавлять комиссию будет председатель совета, а ее членами могут быть депутаты этого совета.

Еще добавим, что желающим занять должность, в частности, в ОМС, нужно знать о том, что должностным лицам, в частности, запрещается:

  • использовать свои служебные полномочия или свое положение для получения неправомерной выгоды;
  • заниматься другой оплачиваемой работой (кроме преподавательской, научной, творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту);
  • в течение года со дня прекращения деятельности заключать трудовые договоры с предпринимателями, если во время службы должностные лица осуществляли контроль за ними;
  • иметь в прямом подчинении близких им лиц или быть им напрямую подчиненными. Это ограничение не касается лиц, работающих в сельских и горных населенных пунктах.

Такие ограничения содержатся в Законе от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700) и Законе № 2493.

Согласно ст. 56 Закона № 1700 к лицам, которые претендуют на занятие должностей, предусматривающих занятие ответственного или особо ответственного положения, а также должностей с повышенным коррупционным риском, применяется специальная проверка, в том числе в отношении сведений, поданных лично. В примечании к этой статье сказано, что к таким должностям относятся и должности, включенные в І–ІІІ категории должностей (такие должности определены в ст. 14 Закона № 2493). Исходя из норм ст. 56 Закона № 1700, приказом НАЗК от 17.06.16 г. № 2 утвержден Перечень должностей с высоким и повышенным уровнем коррупционных рисков. Хотя в п. 6 данного Перечня содержатся также должности, отнесенные к низшим категориям (ІV, V, VІ), среди них нет должностей работников, которые назначаются на должности по конкурсу.

Поэтому к должностным лицам ОМС, которые назначаются на должности по конкурсу, специальная проверка не применяется.

Особые сведения, которые должны предоставляться кандидатами на должность в ОМС

Согласно ст. 12 Закона № 2493 на должностных лиц ОМС распространяются требования и ограничения, установленные Законом № 1700. Так, они обязаны подавать декларацию лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления (далее – декларация). Декларацию обязательно должен подавать также каждый претендент на участие в конкурсе на вакантную должность ОМС, включая лиц, уволившихся с должности госслужбы или ОМС (ст. 45 Закона № 1700).

С 01.01.17 г. к декларантам, в частности, относятся:

  • депутаты всех местных советов (сельских, поселковых, городских, районных, областных советов);
  • должностные лица местного самоуправления категорий 4–7 (руководители управлений и отделов исполкомов, секретари городских советов, городские головы городов районного значения, сельские и поселковые головы и т. п.).

Для того чтобы хорошо разобраться в тонкостях подачи и оформления декларации, советуем обратиться к разъяснению НАЗК от 11.08.16 г. № 3 (далее – Разъяснение № 3), в котором детализированы эти вопросы.

Напомним лишь, что декларация подается лично субъектом путем заполнения электронной формы. Срок представления – не позднее, чем до 00.00 1 апреля года, охватывает она предыдущий отчетный год с 1 января по 31 декабря включительно.

Это значит, что к числу обязательных документов, представляемых претендентами на должности в ОМС, кроме перечисленных выше в данной консультации, относится также упомянутая декларация.

Ключевым моментом является то, что декларация подается до назначения или избрания лица на должность. Охватывает она отчетный период (с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующий году, в котором лицо подало заявление на занятие должности (участие в конкурсе). Декларация должна содержать информацию по состоянию на 31 декабря отчетного года. Лицами, которые увольняются или еще не избраны на должность до 1 апреля, декларация подается не позднее дня увольнения. Например, в случае увольнения с 17.03.17 г. декларацию нужно подать до 16.03.17 г.

Если лицо уволилось из ОМС в 2016 году, и затем планирует участвовать в конкурсе на службу в ОМС в текущем году, оно обязательно должно подать декларацию за 2016 год до 01.04.17 г.

И это еще не все. Конкурсные процедуры, собеседования, проверки кандидатов на должности могут длиться два месяца и более (конкретизация этих сроков указывается в локальном положении о конкурсе соответствующего совета). Перед назначением на должность победитель конкурса подает декларацию лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления, за прошлый год.

Для примера, конкурс начался в декабре 2016 года. Лицо, пожелавшее участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности, вместе с прочими документами для участия в конкурсе подает декларацию за 2015 год. Решение о назначении принято в феврале текущего года. Поэтому кандидат на должность должен подать еще одну декларацию – за 2016 год.

Если ранее лицо не было госслужащим или же не занимало должность в ОМС (например, работало на предприятии нормировщиком или заведующим детским садом), законодательство не освобождает его от обязанности подавать декларацию. То есть однозначный ответ таков: подавать декларацию нужно, если лицо претендует стать должностным лицом ОМС.

Обращаем особое внимание на норму ч. 2 ст. 49 Закона № 1700, согласно которой ОМС обязаны проверять факт подачи декларации должностными лицами, которые работают или работали в этом органе, и сообщать о случаях непредставления декларации в НАЗК. В противном случае вопрос рассматривается специально уполномоченным субъектом в сфере противодействия коррупции.

За несвоевременное представление без уважительных причин декларации установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 НМДГ (т. е. от 850 до 1 700 грн.) (ст. 1726 КУоАП). За преднамеренное непредставление декларации или декларирование заведомо недостоверных сведений ждет уголовная ответственность, установленная ст. 3661 Уголовного кодекса, а именно лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности в течение трех лет.

Читайте также:

«Экзамен кандидатов на должность в органе местного самоуправления»

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 4

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы