• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Конец парламентаризма: стоит ли защищать госбюджет от депутатов?

Как известно, депутаты Верховной рады часто использовали казну для того, чтобы поддерживать свой рейтинг. Особенно эта практика расцвела с возвратом мажоритарной системы: выбил пару миллионов, добытых тяжким трудом налогоплательщиков для своего округа — получил поддержку на следующих выборах. Делалось это зачастую уже после того, как бюджет был принят, тихо и не привлекая внимания.

"К сожалению, в предыдущие годы бюджет часто становился заложником политических процессов, обычно это приводило к тому, что в течение бюджетного года формировались нереалистичные планы по доходам", — объясняет Яресько. Министр также приводит статистику: в годы стагнации экономики (2012-2013), планы по доходам превышали реальные доходы на 7,1%, в годы роста (2010-2011) — на 6,8%, а в 2009 году разрыв с реальностью составлял 10,8%.

Эти дыры приходилось закрывать, как правило, новыми займами, откладывая проблемы "на потом" и создавая давление на денежную единицу. Таким образом, безответственное отношение отдельных депутатов к бюджету систематически создавало проблему для всех граждан, включая получателей региональных и отраслевых бонусов.

Чтобы навести порядок и взять под контроль бюджетный дефицит, Минфин предложил определить четкий перечень условий, при которых можно внести изменения в бюджет после его принятия. И право менять бюджет, по убеждению правительства, должно быть только у правительства. И то, лишь при условии перевыполнения плана по доходам в течение трех кварталов, или недовыполнения в течение одного квартала.

А народные депутаты свои предложения смогут внести только по согласованию с Министерством финансов, и только в рамках перераспределения средств в пределах существующих расходов. То есть, если депутат хочет кому-то что-то выделить, он должен будет объяснить, у кого забрать столько же. "Это поможет предотвратить неконтролируемый рост государственных расходов и, как следствие, государственного дефицита в течение года, который, в свою очередь, приводит к сверхнормативному увеличению госдолга", — сказала министр.

Традиционно, озвучивая спорное предложение министр добавила: "принятие этих норм является также необходимым условием получения третьего транша макрофинансовой помощи от Европейского Союза в объеме 600 млн евро".

Решение обоснованное, и экономисты его поддержали. "Фискальное правило ограничивает возможность раздувать расходы. Эта норма позволяет менять структуру расходов, без увеличения суммы, их можно уменьшать, но нельзя увеличивать, нельзя просто так бросить что-то себе на округ. Это должно улучшить качество бюджетного процесса", — прокомментировал идею эксперт РПР Павел Кухта. По его словам, решения должен принимать именно Кабмин, а не депутаты, так как депутаты не несут ответственности за выполнение бюджета.



Источник: http://delo.ua/ukraine/konec-parlamen...

Комментарии к материалу