• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Когда и с чем к вам может пожаловать госфинконтроль

Елена Кантерман

15.10.2014 101 0 0

Из этой статьи вы узнаете: в каких случаях и с какими контрольными мероприятиями к вам могут прийти представители госфинконтроля, какие документы они должны предъявить, а также когда они могут проверить не подконтрольное им предприятие.

Что можно сделать на практике: при визите представителей госфин-
инспекции поинтересуйтесь, с каким видом контроля они пожаловали, проверьте наличие у них необходимых документов. Четко зная права – свои и контролеров, намного легче противостоять незаконным дейст­виям.

Кто такие органы госфинконтроля?

Чтобы всем читателям стало понятно, о ком речь, сразу скажем, что органы госфинконтроля – это бывшие органы КРУ. Многим предприятиям они знакомы, а особенно тем, у которых есть в уставном капитале доля государственной или коммунальной собственности.

Основной документ, определяющий правила осуществления госфинконтроля, – Закон от 26.01.93 г. № 2939-XII «Об основных принципах государственного финансового контроля в Украине»
(далее – Закон № 2939). А главный орган в этой сфере – Государственная финансовая инспекция (далее – Госфининспекция), которая действует на основании Указа Президента от
23.04.11 г. № 499/2011 и имеет соответствующие территориальные органы.

Какие предприятия подконтрольны органам Госфининспекции?

В ст. 2 Закона № 2939 перечислены предприятия, учреждения, организации, являющиеся подконтрольными (далее – подконтрольные учреждения). К ним относятся:

- министерства и другие органы исполнительной власти;

- государственные фонды и фонды общеобязательного государственного социального страхования (далее – ОГСС);

- бюджетные учреждения;

- субъекты хозяйствования государственного сектора экономики;

- предприятия, учреждения и организации, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней, государственных фондов и фондов ОГСС или используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество.

Какие виды финансового контроля имеет право осуществлять Госфининспекция?

Согласно Закону № 2939 в отношении подконтрольных учреждений Госфининспекция вправе осуществлять:

финансовый аудит (ст. 3);

инспектирование (плановые и внеплановые ревизии) (ст. 4);

проверки госзакупок (ст. 5).

Каждый из видов контроля регулируется соответствующими подзаконными актами. Для наглядности приведем эту информацию в табл. 1.

Таблица 1. Виды финансового контроля


п/п

Вид
финансового контроля

В чем заключается
финансовый контроль

Чем
регламентируется

1

2

3

4

1

Инспектирование в форме ревизий:

– плановые ревизии

Документальная и фактическая проверка определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подконт-
рольного учреждения. Цель такой проверки: выявить имеющиеся факты нарушений законодательства и установить, кто из должностных и материально ответственных лиц виноват в допущенных нарушениях.

Результаты оформляются актом ревизии (ст. 4 Закона № 2939)

Постановление КМУ
от 20.04.06 г. № 550

– внеплановые
ревизии

2

Государственный
финансовый аудит:

– бюджетных
учреждений

Проверка и анализ фактического состояния дел относительно законного и эффективного использования государственных или коммунальных средств и имущества, других активов государства, правильности ведения бухучета и достоверности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля.

Обратите внимание: в подконтрольных учреждениях, где за соответствующий период был проведен госфинаудит, инспектирование по инициативе органа госфинконтроля не проводится.

Результаты оформляются аудиторским отчетом (ст. 3 Закона № 2939)


Постановление КМУ
от 31.12.04 г. № 1777

– субъектов
хозяйствования

Постановление КМУ
от 25.03.06 г. № 361.

Методика, утвержденная приказом Минфина от 26.06.14 г. № 728

– отдельных хозяйст­венных операций

Постановление КМУ
от 25.06.14 г. № 214

– выполнения
бюджетных программ

Постановление КМУ
от 10.08.04 г. № 1017

3

Проверка
государственных
закупок

Документальный и фактический анализ соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о госзакупках (проводится на всех стадиях госзакупок).

Результаты оформляются актом проверки (ст. 5 Закона № 2939)

Постановление КМУ
от 01.08.13 г. № 631

Имеет ли право Госфининспекция прийти на предприятие, которое не относится к подконтрольным ей учреждениям?

Да, но для визита Госфининспекции к неподконтрольным субъектам закон предусматривает всего два основания: необходимость расследования уголовного преступления и необходимость про-
ведения встречной сверки. Поясним подробнее.

1. Внеплановая выездная ревизия, назначенная по решению суда. Такое решение суд может вынести на основании ходатайства следователя, прокурора – для обеспечения расследования во время уголовного производства (ч. 7 ст. 11 Закона № 2939). Здесь все предельно ясно – чтобы посетить неподконтрольное предприятие с ревизией, необходимо иметь судебное решение, вступившее в законную силу, в котором будет указано,
что необходимо провести ревизию органами госфинконтроля на данном предприятии.

2. Встречная сверка на предприятии, которое является неподконтрольным, но имело правовые отношения с подконтрольным учреждением. Цель сверки – документально подтвердить наличие операций и расчетов между такими контрагентами для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения (п. 12 ст. 10 Закона № 2939).

Что такое встречная сверка и на любом ли предприятии ее может проводить Госфининспекция?

Встречная сверка может проводиться у любого субъекта хозяйствования независимо от формы собственности. Единственное условие, которое должно выполняться – чтобы данный субъект имел правовые отношения с подконтрольным учреждением. О наличии правовых отношений говорят заключенные договоры на поставку товаров, предоставление услуг, выполнение работ и т. д.

Важный нюанс: встречная сверка может проводиться только у того субъекта хозяйствования, который непосредственно имел отношения
с подконтрольным учреждением (т. е. именно он заключал договор с подконтрольным учреждением). Если же субъект хозяйствования, выполняя работы для подконтрольного учреждения, привлекал для выполнения своих договорных обязательств третьих лиц (например, по субподрядному договору), то у таких третьих лиц проведение встречной сверки будет неправомерным (см. разъяснение Главного контрольно-ревизионного
управления, приведенное в письме от 17.11.09 г.
№ 02-14/1244).

Встречная сверка не является контрольным
мероприятием Госфининспекции (перечень контрольных мероприятий см. выше) и проводится
при необходимости (ч. 17 ст. 11 Закона № 2939). А это означает, что предъявлять какие-либо претензии неподконтрольному предприятию (например, давать предписания) Госфининспекция не вправе.

Встречная сверка проводится путем документального и фактического исследования вида, объема операций, проведенных между субъектом хозяйствования и объектом контроля (п. 26 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.06 г.
№ 550, далее – Порядок № 550; письмо Главного контрольно-ревизионного управления от 25.06.07 г. № 25-14/459).

Какие документы должны предъявить представители Госфининспекции перед
началом контрольного мероприятия?

Перечень таких документов зависит от вида контроля. Для наглядности покажем их в табл. 2 .

Таблица 2. Документальное сопровождение до начала контрольного мероприятия


п/п

Вид
контроля

Уведомление

Предъявляемые документы

Регистрация

1

2

3

4

5

1

Ревизия:

– плановая

Уведомление направляется не позднее чем за 10 дней до начала ревизии

1. Направление на проверку (ревизию, фин-
аудит) установленной формы**, выписанное на каждого проверяющего. Один экземпляр направления передается руководителю объекта контроля. Направление должно быть подписано руководителем соответствующей инспекции и скреплено печатью. В направлении обязательно должен быть указан период, подлежащий контролю, а также контролируемый объект (письмо Госфининспекции от 08.05.13 г. № 25-14/754).

2. Служебное удостоверение инспектора (предъявляется для того, чтобы вы могли убедиться, что перед вами именно то лицо, которое указано в направлении на ревизию)

3. Программа ревизии/финансового аудита/ проверки госзакупок. Передается руководителю объекта контроля под расписку

Регистрация в Журнале регистрации проверок***.

Инспектор делает запись в Журнале
по требованию контролируемого субъекта

– внепла-
новая

Уведомление не направляется, предъявляется копия судебного решения

2

Финансовый аудит

Уведомление направляется не позднее чем за 10 дней до начала аудита (при проведении аудита бюджетных учреждений и аудита субъектов хозяйствования)*

3

Проверка
госзакупок

Уведомление не направляется

* При аудите выполнения бюджетных программ также направляется уведомление, но законодатель не указал, за сколько дней до начала аудита.

** Форма направления утверждена приказом Минфина от 25.09.12 г. № 1027 (далее – Приказ № 1027).

*** Форма такого журнала утверждена приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18.

Какие документы инспекторы обязаны предъявить при проведении встречной сверки? Направят ли предварительно уведомление о проведении сверки?

Как мы уже сказали, встречная сверка не является контрольным мероприятием. Тем не менее вам также обязаны предъявить соответствующее направление, выписанное по той же форме, что
и направление на проведение контрольных мероприятий (форма утверждена Приказом № 1027). Предварительно уведомлять о проведении такой сверки не предусмотрено.

Также отметим, что по результатам проведения встречных сверок составляется справка. Один экземпляр такой справки должен быть вручен субъекту, у которого проводилась эта встречная сверка (п. 26 Порядка № 550). Порядок оформления справок аналогичен порядку оформления результатов ревизий (подробно описан в п. 35–44 Порядка № 550).

Что будет, если представителей Госфининспекции просто не пустить на предприятие? Чем грозит такой незаконный недопуск к проведению контрольного мероприятия?

При недопуске к проведению контрольного мероприятия (проверки, ревизии или финансового аудита) будет составлен акт о недопуске. За препятствование работникам госфинконтроля в проведении ревизий и проверок должностным лицам подконтрольного учреждения грозит штраф в размере от 8 до 15 НМДГ (от 136 до 255 грн.) (ст. 1642 КУоАП). Порядок наложения административных взысканий Госфининспекцией установлен приказом Минфина от 09.12.13 г.
№ 1045.

При недопуске к встречной сверке составят соответствующий акт и о данном факте уведомят правоохранительные органы, чтобы они приняли меры, предусмотренные законодательством (п. 26 Порядка № 550). Но применить админштраф по ст. 1642 КУоАП нельзя, так как встречная сверка
не является ни ревизией, ни проверкой (а штраф применяется за препятствование проведению именно этих видов контрольных мероприятий).

Имеют ли право представители госфин-
инспекции в ходе ревизии изымать документы у субъекта контроля?

Представители госфининспекции вправе изъять в ходе ревизии копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, которые свидетельствуют о допущенных нарушениях.

А оригиналы таких документов они вправе изы-
мать только на основании судебного решения
(п. 4 ст. 10 Закона № 2939). При изъятии оригиналов должна быть составлена опись изымаемых документов (подписанная представителем органа госфинконтроля и руководителем субъекта конт-
роля), а субъекту контроля должны быть оставлены копии изымаемых документов.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Агро»

Надежные решения по бухучету, налогам, спецрежиму и праву

585 грн / квартал

Купить