• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Казначейское обслуживание объединенных территориальных громад

Из консультации вы узнаете: о создании бюджетов объединенных территориальных громад и их казначейском обслуживании в 2016 году.

Законодательные основания создания объединенных громад

В Украине начата реформа местного самоуправления, целью которой является децентрализация власти. Создаются стимулирующие условия к объединению громад. Важными шагами в реализации этой реформы стало принятие Закона от 05.02.15 г. № 156-VIII «Об основах государственной региональной политики», Закона от 05.02.15 г. № 157-VIII «О добровольном объединении территориальных громад» (далее – Закон № 157), а также внесение изменений в Бюджетный кодекс (далее – БК) и Налоговый кодекс, которые стимулируют громады к объединению через механизм перехода бюджетов объединенных громад на прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом.

Согласно ч. 1. ст. 5 БК бюджеты объединенных территориальных громад, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, относятся к бюджетам местного самоуправления.

В зависимости от местонахождения административного центра объединенной территориальной громады такие громады могут быть городскими, сельскими или поселковыми.

Объединенная территориальная громада считается созданной со дня вступления в силу решений всех советов, которые приняли решение о добровольном объединении, или с момента вступления в силу решения о поддержке добровольного объединения территориальных громад на местном референдуме и при условии соответствия таких решений заключению, утвержденному распоряжением главы областной государственной администрации (ч. 1 ст. 8 Закона № 157).

Исполнять бюджет такая объединенная территориальная громада будет только с начала бюджетного периода, при условии что создана она согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад до 15 октября года, предшествующего плановому.

Проект перспективного плана формирования территорий громад разрабатывается согласно Методике формирования состоятельных территориальных громад и охватывает всю территорию области. После этого он одобряется соответствующим областным советом и подается на рассмотрение и утверждение Кабмина.

Учитывая вышеизложенное, с 1 января 2016 года могут исполняться бюджеты объединенных громад, которые созданы в соответствии с законодательством до 15 октября текущего года.

Бюджет объединенной территориальной громады

Бюджет объединенной территориальной громады разрабатывается с учетом особенностей подготовки местных бюджетов, определенных бюджетным законодательством.

Состав доходов бюджетов определен ст. 64, 691 и ч. 1 ст. 71 БК, а перечень расходов, которые осуществляются из бюджетов объединенных территориальных громад, – ст. 89 и 91 БК.

Отношения между бюджетами объединенных территориальных громад и государственным бюджетом урегулированы нормами ст. 97, 99, 100, 102, 1032, 1034 и 108 БК.

То есть объединенные территориальные громады приравниваются и наделяются всеми правами, которые имеют города областного значения, что сопровождается следующими преференциями:

  • получением в бюджет 60 % НДФЛ;
  • возможностью получения базовой дотации;
  • прямыми межбюджетными отношениями с госбюджетом в получении образовательной, медицинской субвенции и субвенции на кадры рабочих.

Также дополнительно стимулируются и капитальные расходы для объединенных территориальных громад.

Как предусмотрено БК, Кабмин определяет в проекте закона о Государственном бюджете Украины объемы межбюджетных трансфертов для бюджетов новых укрупненных административно-территориальных единиц с учетом утвержденного перспективного плана формирования территорий громад.

Показатели бюджетов объединенных территориальных громад включаются в соответствующие сводные бюджеты.

Решение о бюджете объединенной территориальной громады утверждается до 25.12.15 г.

Обслуживание бюджетов объединенных территориальных громад и их распорядителей

Органы Казначейства будут обслуживать вновь созданные бюджеты объединенных территориальных громад и их распорядителей средств в соответствии с бюджетным законодательством. То есть указанные субъекты будут регистрироваться в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств (далее – Единый реестр), формировать сеть учреждений, открывать бюджетные счета для осуществления операций и обслуживаться в органах Казначейства в соответствии с общеустановленными требованиями, определенными БК и другими нормативно-правовыми актами.

Для обслуживания местного бюджета и открытия бюджетных счетов объединенной территориальной громаде необходимо представить в орган Казначейства по месту обслуживания:

  • решение соответствующей объединенной территориальной громады об утверждении бюджета;
  • сеть распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств, которые согласно решению о местном бюджете уполномочены на выполнение программ и мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджета;
  • роспись местного бюджета и соответствующие плановые документы.

Напомним, что процедуры, формы документов, сроки и порядок их представления определены Порядком казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденным приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938 (далее – Порядок № 938).

Бюджетные счета для зачисления поступлений (налогов, сборов, обязательных платежей) и межбюджетных трансфертов в бюджет объединенной территориальной громады открываются в соответствии с БК, законом о госбюджете, решением соответствующей объединенной территориальной громады и бюджетной классификацией по доходам, утвержденной приказом Минфина от 14.01.11 г. № 11.

Распорядителям и получателям бюджетных средств объединенной территориальной громады необходимо подать в орган Казначейства по месту обслуживания:

  • для регистрации в Едином реестре регистрационную карточку распорядителя бюджетных средств (получателя бюджетных средств); копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, заверенную органом, выдавшим ее. Порядок формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств утвержден приказом Минфина от 22.12.11 г. № 1691;
  • для открытия счетов заявление об открытии счетов установленного образца за подписью руководителя и главного бухгалтера или других должностных лиц, которым в соответствии с утвержденной в установленном порядке карточкой с образцами подписей и оттиска печати предоставлено право первой и второй подписей; карточку с образцами подписей и оттиска печати и перечень счетов, которыми могут распоряжаться указанные в карточке лица, и документы, подтверждающие полномочия лиц, включенных в карточку, с образцами подписей и оттиска печати; копию справки о включении распорядителя бюджетных средств в Единый реестр. Формы заявления об открытии счетов и карточки с образцами подписей утверждены Порядком открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденным приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758 (далее – Порядок № 758).

Кроме того, распорядителями и получателями бюджетных средств заключаются договоры об осуществлении расчетно-кассового обслуживания с соответствующими органами Казначейства.

Ведение бухгалтерского учета и составление отчетности об исполнении бюджетов объединенных территориальных громад будут осуществлять органы Казначейства в общеустановленном порядке.

Прекращение полномочий объединившихся органов самоуправления

Необходимо отметить, что полномочия органов местного самоуправления, сельского, поселкового, городского председателей объединившихся территориальных громад прекращаются с момента обретения полномочий новоизбранными органами местного самоуправления, сельским, поселковым, городским председателем территориальной громады, созданной в результате добровольного объединения.

Бюджеты объединившихся территориальных громад до окончания бюджетного периода исполняются отдельно.

Правопреемниками активов и пассивов (обязательств) органов местного самоуправления объеди­нившихся территориальных громад являются органы местного самоуправления объеди­ненной территориальной громады.

Мероприятия по прекращению в результате ликвидации органов местного самоуправления объединившихся территориальных громад как юридических лиц осуществляет ликвидационная комиссия, которая образуется новоизбранным сельским, поселковым, городским советом.

Ликвидационные комиссии должны подать органам Казначейства новые карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенные в установленном порядке.

Процедура прекращения юридического лица осуществляется с соблюдением требований Гражданского и Хозяйственного кодексов, Закона от 15.05.03 г. № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».

Неиспользованные остатки средств бюджетов, которые объединились, перечисляются в бюджет объединенной территориальной громады на основании распорядительных документов ликвидационной комиссии, которая создается новоизбранным советом.

Отчетным периодом для органов, прекращающих свою деятельность путем реорганизации или ликвидации, является период с начала отчетного года до момента прекращения их деятельности.

В период со дня вступления в силу решений сельских, поселковых, городских советов о добровольном объединении территориальных громад, а также в случае поддержки добровольного объединения территориальных громад на местном референдуме, до момента формирования органов местного самоуправления объединенной территориальной громады отчуждение, передача в аренду (пользование), залог (ипотеку), лизинг, концессию, оперативное управление объектов коммунальной собственности объединившихся территориальных громад запрещается.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить