• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Касается ли вас мораторий на проведение налоговых проверок: отвечаем на вопросы

Елена Кантерман

14.05.2015 929 0 1

Чем ценна эта статья: вы узнаете о том, в каких случаях действует мораторий, какие предусмотрены исключения и какие могут быть нюансы применения моратория на практике.

От чего поможет защититься: от незаконного проведения налоговой проверки, а значит, и от санкций, которые могут применить к налогоплатель-щику по результатам такой проверки.

На ближайшие два года законодатели ввели мораторий на проведение налоговых проверок Законом от 28.12.14 г. № 71-VIII (далее – Закон № 71). Правда, запрет касается далеко не всех субъектов хозяйствования: есть целый ряд исключений. Сегодня мы рассмотрим, как действует запрет на практике, а также ответим на вопросы по этой теме, которые чаще всего возникают.

Общие положения

Какой именно нормой установлен мораторий?

Запрет на проведение налоговых проверок установлен п. 3 разд. II «Заключительные положения» Закона № 71.

На какой период установлен мораторий?

На 2015 и 2016 годы.

На кого распространяется мораторий?

Мораторий распространяется на субъектов хозяйствования, у которых доход за предыдущий календарный год составил менее 20 млн грн. Но и этих налогоплательщиков налоговые органы вправе проверять в следующих случаях:

  • по разрешению КМУ;
  • по заявлению самого субъекта хозяйствования (например, в случае его ликвидации);
  • по решению суда;
  • в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.

На кого не распространяется мораторий?

Мораторий не распространяется на проверки, которые касаются:

  • субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины, и/или производят, и/или реализуют подакцизные товары;
  • соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий;
  • полноты начисления и уплаты НДФЛ и ЕСВ;
  • возмещения НДС. Отметим, что документальные внеплановые выездные проверки относительно достоверности сумм бюджетного возмещения НДС, заявленных в отчетных периодах после 1 июля 2015 года, не будут проводиться (п. 37 подразд. 2 разд. ХХ Налогового кодекса, далее – НК). С этой даты будет приостановлено действие пп. 78.1.8, абзаца четвертого 82.4, п. 200.11 НК, а также действие п. 200.14 НК в части проведения внеплановых выездных документальных проверок.

Кроме того, с 1 июля 2015 года мораторий не бу-дет распространяться на проверки единщиков второй и третьей групп (физлица-предпринима-тели) по вопросам применения РРО. Исключение сделано для тех единщиков, кто осуществляет деятельность на рынках, занимается продажей товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной торговли.

Однако есть другое освобождение, установленное п. 28 подразд. 10 разд. ХХ НК для единщиков второй и третьей групп (физлица-предприниматели), которые в период с 1 января по 30 июня 2015 года начали применять в своей хоздеятельности зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим РРО. Они освобождаются от проведения налоговых проверок по вопросам РРО с даты начала применения РРО и до 1 января 2017 года.

Таким образом, чтобы предпринимателей-един-щиков не проверяли по вопросам применения РРО в период действия моратория, им нужно успеть до конца июня установить, зарегистрировать в налоговом органе и начать применять в своей деятельности РРО.

На проверки каких контролирующих органов распространяется действие моратория?

Мораторий, установленный Законом № 71, дейст-вует в отношении проверок, осуществляемых налоговыми органами. Ведь Закон № 71 внес изменения в НК и другие законы в целях проведения налоговой реформы, что следует из самого названия закона. А в отношении проверок, проводимых другими контролирующими органами, действует мораторий на период январь – июнь 2015 года, установленный Законом от 28.12.14 г. № 76-VIII (п. 8 разд. III). В течение этого периода все ос-тальные контролирующие органы (кроме органов ГФС и Госфининспекции) могут проверять субъ-ектов хозяйствования только с разрешения КМУ или по заявлению самого субъекта хозяйствования.

Ответы на вопросы

Мораторий касается только тех СХ, у которых объем дохода не превышает 20 млн грн. Исходя из каких данных предприятие должно рассчитать этот доход? Надо ли из суммы этого дохода исключать косвенные налоги (НДС, акцизный налог)?

В Законе № 71 речь идет об объеме дохода за предыдущий календарный год. И поскольку касается это требование налоговых проверок, то при определении объема дохода следует руководствоваться нормами НК, а данные о доходе субъекта хозяйствования следует брать из его налоговой отчетности. Причем для моратория в 2015 году нужно брать данные отчетности за 2014 год, в 2016 году – за 2015 год. Форма отчетности, в зависимости от категории налогопла-тельщика, у каждого своя, а именно:

  • для предприятий – плательщиков налога на прибыль – это декларация по налогу на прибыль (см. письмо ГФС от 28.01.15 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17), а правила определения объема дохода приведены в ст. 134 НК;
  • единщиков (юрлиц и физлиц) – из отчетности по единому налогу (это налоговая декларация плательщика единого налога – юридического лица; налоговая декларация плательщика единого налога – физического лица – предпринимателя), а правила определения дохода приведены в ст. 292–2921 НК;
  • предпринимателей на общей системе налогообложения – декларации об имущественном состоянии и доходах, правила определения дохода для этих предпринимателей приведены ст. 177 НК.

Что касается суммы косвенных налогов (это НДС и акцизный налог), то Закон № 71 прямо о них не упоминает. Однако по общему правилу в налоговой отчетности отражается сумма налогооблагаемого дохода без суммы косвенных налогов. А для определения размера дохода следует использовать данные, указанные в налоговой отчетности, то есть без суммы косвенных налогов.

Распространяется ли мораторий на проверки вновь созданных в 2015 году СХ: ведь еще не известен их годовой объем дохода?

К сожалению, в Законе № 71 ничего не сказано по этому поводу. Однако, по нашему мнению, мораторий должен распространяться на вновь созданных СХ. Ведь у них объем годового дохода еще не задекларирован, а значит, нет оснований утверждать, что он превышает 20 млн грн.

Предприятие имеет обороты до 20 млн грн., занимается оптовой торговлей подакцизными товарами (т. е. перепродает купленные на территории Украины подакцизные товары, в том числе по посредническим договорам, в розницу этими товарами не торгует), при этом не является плательщиком акцизного налога. Распространяется ли мораторий на проверки такого предприятия?

Нет, не распространяется. Поясним почему. Как мы отметили в начале консультации, мораторий не распространяется на субъектов хозяйствования, которые реализуют подакцизные товары. Реализацией подакцизных товаров (продукции), согласно пп. 14.1.212 НК, считаются любые операции на таможенной территории Украины, которые предусматривают отгрузку подакцизных товаров (продукции) по договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным и гражданско-правовым договорам с передачей прав собственности или без таковой, за плату (компенсацию) или без таковой, независимо от сроков ее предоставления, а также безвозмездную отгрузку товаров, в том числе из давальческого сырья, а также розничная торговля подакцизными товарами.

Как видим, это понятие охватывает не только розничную реализацию подакцизных товаров, но и оптовую торговлю и посреднические операции с подакцизными товарами. Согласно правилам, установленным ст. 212 НК, плательщиками акцизного налога являются далеко не все СХ, которые имеют дело с подакцизными товарами. Однако в данном случае это не играет никакой роли – в Законе № 71 не идет речь об акцизном налоге, мораторий не распространяется на любые случаи реализации подакцизных товаров (независимо от того, является СХ плательщиком акцизного налога или нет).

Предприятие, имеющее объем дохода за прошлый год менее 20 млн грн., осуществляет лицензируемый вид деятельности. Вправе ли налоговые органы сейчас провести на этом предприятии комплексную плановую проверку?

Проверка может быть проведена по вопросам соблюдения норм лицензионного законодательства. Разъяснение ГФС по данному вопросу приведено в письме от 25.02.15 г. № 6296/7/99-99-22-07-03-17. Однако если вы осуществляете операции с подакцизными товарами, то у налогового органа будут все основания проверить у вас не только наличие лицензии.

Распространяется ли мораторий на проверки РРО, в частности, на проведение контрольных закупок?

Да, распространяется, но с учетом ограничений, о которых мы говорили в первой части консультации. Ведь в Законе № 71 речь идет обо всех видах проверок, в том числе и о фактических проверках, в ходе которых на практике чаще всего проверяют применение РРО. Контрольная расчетная операция (так называемая контрольная закупка) может проводиться перед началом фактической проверки (п. 80.4 НК). А раз фактические проверки под запретом, то и контрольные расчетные операции не должны проводиться.

Однако не стоит забывать об исключениях. Скажем, если объем вашего дохода за год – более 20 млн грн. либо же вы занимаетесь реализацией подакцизных товаров, то проведение у вас фактической проверки и контрольной закупки будет вполне правомерным.

Вправе ли налоговые органы в этом году направлять запросы о предоставлении информации тем налогоплательщикам, на которых распространяется мораторий?

Да, вправе. Ведь введенный Законом № 71 мораторий касается проведения налоговых проверок и не касается других функций налоговой службы (в частности, сбор и получение налоговой информации – не под запретом). Следует понимать, что направление запроса о предоставлении налоговой информации и проведение проверки – это два разных действия, они регламентируются разными нормами НК (гл. 7 и 8 разд. II НК соответственно). Поэтому направление такого запроса налогоплательщику, защищенному мораторием от проверок, абсолютно правомерно.

Как следует действовать предприятию, если по всем критериям на него распространяется мораторий, установленный Законом № 71, а на пороге – проверяющие из налоговой?

В этом случае предприятие вправе не допустить контролеров к проверке. Но прежде чем это сделать, рекомендуем вам внимательно изучить направление на проверку: там должны быть указаны, в частности, вид проверки, ее цель и основания (п. 81.1 НК). Тогда вы сможете понять, с чем именно к вам пожаловали проверяющие. Кроме того, загляните еще раз в нормы законо-дательства, которые регламентируют мораторий (п. 3 разд. II Закона № 71). Возможно, в вашем случае действует исключение из правил (из-за вида деятельности или каких-то обстоятельств).

Не забывайте, что незаконный недопуск к проведению проверки может обернуться для предприятия серьезными неприятностями в виде административного ареста активов на основании пп. 94.2.3 НК. А должностные лица предприятия могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 18823 КУоАП за препятствование должностным лицам органов ГФС в проведении проверок (штраф в размере от 8 до 15 НМДГ).

Благодаря мораторию налоговые органы в этом и следующем году не смогут проводить проверки у многих субъектов хозяйствования. Тем не менее есть исключения из правил. Поэтому если к вам пришли с проверкой из налоговой, не спешите давать визитерам от ворот поворот. Сначала убедитесь в том, что вы точно под защитой моратория.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить