• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Какой подход следует применить при проведении индексации в новых условиях?

Елена Качковская

30.09.2015 226 0 0

Известно, что для работников, которые до сентября 2015 года имели право на текущую индексацию, в связи с повышением зарплаты в сентябре следует определить фиксированную сумму индексации, а для тех работников, которые имели право на текущую и фиксированную суммы индексации, – новый размер фиксированной суммы индексации. Для этого и в первом, и во втором случаях необходимо из суммы текущей индексации (или общей суммы текущей и фиксированной индексации) вычесть сумму повышения постоянных составляющих зарплаты. Как при этом рассчитать размер текущей индексации, которая будет принимать участие в таких расчетах, то есть на что следует умножать процент индексации сентября: на 1 218 грн. или на 1 378 грн.?

Матеріали, отримані від розбирання старої будови: облік у підрядника

Для ответа на данный вопрос прежде всего логично воспользоваться нормами п. 5 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення ). Для случая повышения доходов в этом пункте изложено правило: если денежный доход с учетом суммы повышения меньше суммы денежного дохода с учетом индексации до его повышения, в базовом месяце сумма общего дохода определяется с таким расчетом, чтобы сумма денежного дохода с учетом индексации не превышала общего дохода до его повышения. Это значит, что новый размер дохода, включая откорректированную или установленную в базовом месяце фиксированную сумму индексации, следует сравнить с общим доходом до его повышения.

Общим доходом до его повышения, по нашему мнению, является доход, определенный в условиях, действовавших до установления новых социальных стандартов, которые обусловили как рост прожиточного минимума (далее – ПМ), в рамках которого может быть проиндексирована зарплата, так и повышение зарплаты для тех работников, для которых ее размер определяется в зависимости от минимальной зарплаты (1 378 грн.) или от должностного оклада работника 1-го тарифного разряда (1 012 грн.)

Исходя из таких рассуждений, одна из составляющих общего дохода до его повышения,
а именно текущая индексация, должна определяться с учетом процента индексации для сентября текущего года и ПМ до его повышения – 1 218 грн. Например, для работника с базовым месяцем – февраль 2014 года такой доход будет равен 896,45 грн. (1 218 грн. х 73,6 %). В аналогичном порядке определяется сумма фиксированной зарплаты для примера, приведенного в приложении 4 к Порядку № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення . В то же время текущая индексация, определенная с учетом нового размера ПМ (1 378 грн. х 73,6 % =
= 1 014,21 грн.), является составляющей общего дохода уже после его повышения в связи
с ростом ПМ.

Однако сторонники второго варианта, который предусматривает применение уже нового, повышенного размера ПМ для определения текущей индексации перед сравнением с размером повышения зарплаты, свой подход обосновывают тем, что расчеты для примера, приведенного в приложении 4 к Порядку № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення , проведены в условиях, когда уровень ПМ в месяце повышения зарплаты не изменился. И если бы расчеты для этого примера были проведены в условиях роста ПМ, текущая индексация как составляющая общего дохода до его повышения определялась бы исходя из нового размера ПМ. Но это всего лишь предположения, которые, безусловно, имеют свою логику.

Однако, в общем, дело не в том, чья точка зрения правильнее, а в том, как поймут приведенную в п. 5 Порядка № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення норму контролирующие органы. Согласятся ли они учесть хотя и логические, но все же предположения, как должен выглядеть пример расчета фиксированной суммы индексации в приложении 4 при условии роста ПМ? Поэтому, по нашему мнению, лучшим выходом из ситуации будет изложение в новой редакции примера расчетов, приведенного в приложении 4 к Порядку № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення . С этой целью ОО «Всеукраинский бухгалтерский клуб» и ООО «Баланс-Клуб» подготовили обращение в Кабинет Министров Украины относительно внесения соответствующих изменений в Порядок № 1078 Про затвердження Порядку проведення індексації грошових доходів населення .

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

270 грн / квартал

Купить