• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Как зарегистрировать авто в Украине по новым правилам

 

Чтобы поставить машину на учет, больше не нужно ни МРЭО, ни справка-счет

Правительство отчиталось о ликвидации ГАИ и МРЭО. Кроме того, с 19 ноября при покупке и продаже автомобиля уже не нужна справка-счет.

Без справки-счета

Этот документ просто отменили, не введя ничего взамен. Покупатель и продавец авто теперь будут подписывать договор купли-продажи в любом из сервисных центров МВД, которые отныне заменят МРЭО, в присутствии администратора и на основании удостоверений личности. В качестве альтернативного варианта документ может удостоверить нотариус, а потом его нужно подать в сервисный центр. Если авто покупают в салоне, договор с печатью юрлица и удостоверение личности покупатель предоставляет в сервисный центр.

Стоимость справки-счета, которую можно было легко и без очередей оформить в частных структурах, составляла от 600 до 2000 грн. Перерегистрировать авто на нового владельца предпочитали через справку-счет потому, что услуги нотариуса были ощутимо дороже.

Однако и новая схема, по всей видимости, будет не бесплатной. При оформлении договора в сервисном центре нужно осуществить обязательные платежи или оплатить услуги нотариуса. Но какими будут обязательные платежи, в своем постановлении Кабмин не обозначил.

Без МРЭО

Правозащитник Владимир Караваев объясняет причину, по которой правительство не установило размер обязательных платежей при регистрации договора купли-продажи. Причина и состоит в том, что вместо МРЭО этим будут заниматься сервисные центры МВД. Полномочия последних в законах не оговорены, а значит, и административные услуги, методологию стоимости которых оговаривает законодательство, они не могут предоставлять.

"У нас есть закон о центральных органах исполнительной власти, в котором есть их четкое определение, — объясняет Караваев. — К центральным органам исполнительной власти относятся министерства, а также другие органы исполнительной власти. В нашем случае это МВД и Национальная полиция. Закон оговаривает их функции. Так вот, предоставление каких-либо услуг не входит в функции министерства. Для того чтобы их предоставлять, и создается другой орган исполнительной власти: служба, агентство, инспекция. Если бы услуги, которые ранее предоставляли МРЭО, теперь назвали административными, на них законодательство наложило бы определенные ограничения. Для их получения также необходим и определенный перечень документов. МВД отменила счет-справки, уходя от требования к административным услугам. Стоимость админуслуги также должен определять закон. Но ее хочет устанавливать Кабмин. То, чем собираются заниматься в сервисных центрах, — регистрацией транспортных средств, допуском к экзаменам на получение водительского удостоверение и т. д. — законодательством не прописано. МРЭО это делали в другом правовом поле. Сейчас эти услуги умышленно называют "сервисными", а не "административными", чтобы обойти закон. В итоге получаем, что министерство берет на себя оказание услуг, чем не может заниматься. Предоставляются "сервисные услуги", которые не предусмотрены законодательством".

По мнению юриста, все эти недоработки приводят к тому, что сервисные центры МВД неправомочны предоставлять услуги, которые раньше предоставляли МРЭО. Караваев считает, что все решения о регистрации авто, выдаче водительских удостоверений и пр., могут быть оспорены в судах.

"Все эти сделки — с пороком. Все операции, которые там проведены, могут быть отменены через суд", — говорит Караваев.

Переписать и дописать

Постановление Кабмина об отмене справки-счета, тем временем, уже вступило в силу. Выходит, что его презентовали и опубликовали до того, как обсудили проект с общественностью. В связи с ликвидацией ГАИ и МРЭО есть немало вопросов, но и отмена одной бумажки поднимает целый ряд проблем. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко говорит, что общественники уже обратились в Кабмин.

"Мы отправили письмо в Минюст с предложением срочно дать МВД доступ к базе автомобилей с обременением. Сервисные центры МВД доступа к ней не имеют. Следовательно, машины под залогом, под судебным решением или находящиеся в лизинге могут быть переоформлены на другого владельца без ведома настоящего. В итоге суд, банк, лизинговая компания заберет автомобиль у нового владельца. И что он будет делать? Бегать с требованием вернуть деньги?" — рассказывает Назаренко.
Есть подводные камни и в удостоверении сделки нотариусом. Эксперт не верит в то, что нотариусам дадут доступ к базе угнанных авто. Перебитые номера при удостоверении купли-продажи они тоже не смогут проверить.

"Новый владелец удостоверит у нотариуса договор, принесет его в сервисный центр, а там выяснится, что машина в розыске или у нее перебиты номера. Нотариус ни при чем, но проблема есть. Если уж делать сервисный центр, пусть он все проверяет, а нотариуса нужно исключить из процесса", — дополняет Олег Назаренко.

У общественников есть предложение разработать образец договора купли-продажи. То есть покупатель и продавец, конечно, могут заключить сделку по своему договору, хоть на ста страницах. Но в сервисном центре им предложат и стандартный документ.
Назаренко также говорит, что отмена справки-счета должна была бы упростить продажу б/у автомобилей через автосалоны. Точнее, дать возможность государству отслеживать сделки купли-продажи. До вчерашнего дня фиксировать сделку в автокомиссионке можно было через справку-счет. Сейчас же ничто не мешает вовсе ее не показывать. Значит, автосалон может не платить налог, а государство недополучит прибыль.

Есть "денежный" вопрос и чисто прикладного свойства. Как при удостоверении сделки в сервисном центре МВД покупатель может рассчитаться с продавцом?

"У нас есть ограничения наличных расчетов в размере 150 тыс. грн. В автосалоне есть приписная касса. Если же Иванов с Петровым приходят в сервисный центр, когда и где будет происходит передача денег? Один передумает — кто его будет ловить? Администратор сервисного центра? Но это гражданское лицо. Этими разборками некому заниматься", — уточняет Назаренко.

Выходит, что автомобилисты, эксперты и общественники отмену справки-счета одобряют. Но проблема в том, что Кабмин это сделал "с наскока", без переходного периода и согласований. Теперь, как всегда, придется дорабатывать. Среди необходимых поправок и корректировка формы при электронной регистрации авто с пробегом. На сайте iGov все еще активен бланк, в котором необходимо указать серию, номер и дату выдачи справки-счета.

Источник: http://www.segodnya.ua/economics/avto...

Комментарии к материалу