• Быстрый поиск надежных решений
    и практической информации
Получите доступ к более 2 миллионов готовых решений, публикаций и обзоров
Оформить
подписку

Как в бухучете отразить приобретение основных средств за счет кредита?

Предприятие для приобретения дорогостоящего оборудования взяло краткосрочный кредит в банке. Как отразить приобретение такого объекта основных средств (далее – ОС) в бухучете?

Отметим сразу, что вашему поставщику абсолютно все равно, на чьи деньги вы покупаете у него оборудование – на свои, деньги спонсора или заемные. Поставщик в любом случае выдаст (выпишет) вам абсолютно стандартный пакет документов, который, как правило, включает в себя: договор, счета, накладные, акты приемки-передачи, специ-фикации и т. д. На основании этих документов бухгалтер и отразит приобретение объекта ОС в учете предприятия.

В целом бухучет в случае приобретения ОС на заемные средства практически ничем не отличается от бухучета в случае покупки ОС на собственные деньги предприятия. Однако вы будете начислять проценты за пользование кредитом. Это финансовые расходы предприятия, которые надо капитализировать, когда речь идет о создании ОС (п. 3 П(С)БУ 31 «Финансовые расходы»).

Поясним, что это означает. Капитализация – это включение финансовых расходов в себестоимость квалификационного актива. Квалификационным считается актив, создание которого занимает более трех месяцев. Подробнее см. на с. 5 этого номера. Например, производитель оборудования затратил немалое время на его создание. Если он использовал в процессе производства заемные средства, то сумму процентов он включил в себестоимость этого оборудования (квалификационного актива).

Однако у вас ситуация иная – деньги в банке получены для того, чтобы сразу приобрести готовое оборудование, не тратя времени на его создание. Поэтому проценты по кредиту не надо включать в себестоимость оборудования в бухучете, их можно сразу относить на финансовые расходы. Покажем это проводками в таблице.

Учет приобретения объекта ОС на заемные средства

(грн.)

№п/п

Содержание операции

Первичный документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

Сумма

Доход

Расходы

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Получены заемные денежные средства из банка

Банковская выписка

311

601

100 000,00

2

Перечислены поставщику деньги для покупки оборудования

631

311

100 000,00

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС

Налоговая накладная

641

631

16 666,67

4

Оприходовано оборудование

Акт приемки-передачи, накладные

152

631

83 333,33

5

Введено в эксплуатацию оборудование

Акт типовой формы № ОЗ-1*

104

152

83 333,33

6

Начислены проценты банку за пользование кредитом

Расчет процентов, уведомление банка

95

684

20 000,00

20 000,00**

7

Перечислены проценты банку

Банковская выписка

684

311

20 000,00

* Утверждена приказом Минстата от 25.12.95 г. № 352.

** Согласно пп. 138.10.5 Налогового кодекса (далее – НК), в состав прочих расходов включаются финансовые расходы в виде начисленных процентов (за пользование кредитами и займами, по выпущенным облигациям и финансовой аренде) и другие расходы предприятия в пределах норм, установленных НК, которые связаны с заимствованиями (кроме финансовых расходов, включенных в себестоимость квалификационных активов согласно П(С)БУ 31). Аналогичные требования содержатся и в п. 141.1 НК: разрешено включать в состав расходов любые расходы, связанные с начислением процентов по долговым обязательствам (в т. ч. по любым кредитам, займам, депозитам) в течение отчетного периода, если такие начисления обусловлены ведением хозяйственной деятельности налогоплательщика (опять же за исключением финансовых расходов, включенных в себестоимость квалификационных активов согласно П(С)БУ 31).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Коммерция»

Надежные решения по бухучету, налогам и праву

525 грн / квартал

Купить